Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты социального сопровождения замещающих семей 5 1.1. Замещающие семьи в системе социальной работы: понятия и классификация 5 1.2. Особенности социального сопровождения в работе с замещающими семьями 6 1.3. Методы и технологии социального сопровождения в замещающих семьях 9 Выводы по первой главе 11 Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социального сопровождения замещающих семей 13 2.1. Методология и организация экспериментального исследования 13 2.2. Анализ результатов и разработка рекомендаций по улучшению практики социального сопровождения 14 Выводы по второй главе 22 Заключение 23 Список литературы 25
ЛГУ имени А.С. Пушкина

Социальное сопровождение замещающих семей как технология социальной работы

курсовая работа
Социология
27 страниц
89% уникальность
2024 год
14 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Социальная работа»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Современное общество стоит перед множеством социальных вызовов и проблем, среди которых особое место занимает вопрос о заботе и благополучии детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Одной из ключевых стратегий для решения этой проблемы является создание и развитие замещающих семей. Замещающие семьи, как форма альтернативного ухода и воспитания для детей, лишенных семейной поддержки, играют важную роль в системе социальной работы. В настоящее время проблема социального сопровождения замещающих семей становится все более актуальной в контексте улучшения качества жизни детей и подростков, находящихся в замещающих семьях. Важно исследовать эффективность социального сопровождения в данной сфере, чтобы разработать и реализовать наиболее эффективные технологии и методы поддержки для семей и детей, а также содействовать их интеграции в общество. Проблема социального сопровождения замещающих семей активно изучается в современной литературе по социальной работе. В научной литературе освещаются исследования, посвященные профилактике социального сиротства (Л.Я. Олиференко, И.И. Осипова, А.В. Махнач), сопровождению замещающих семей (Ю.В. Ермолаева, В.В. Завражнов, М.Н. Швецова), социальному сопровождению семей (Е.И. Казакова, А.С. Карасева, Л.Э. Панкратова, Л.М. Шипицына). Множество исследований и публикаций посвящены данной теме, однако несмотря на это, существует потребность в дополнительном исследовании, особенно с учетом современных вызовов и изменений в области социальной работы. Объектом исследования данной работы являются замещающие семьи, а предметом исследования – социальное сопровождение в работе с этими семьями. Целью данной курсовой работы является исследование и анализ социального сопровождения замещающих семей как технологии социальной работы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретические аспекты социального сопровождения замещающих семей, включая понятия и классификацию замещающих семей, а также особенности социального сопровождения в данной сфере. 2. Рассмотреть методы и технологии социального сопровождения, применяемые в замещающих семьях. 3. Провести экспериментальное исследование, оценить эффективность социального сопровождения в замещающих семьях, и разработать рекомендации по улучшению практики. 4. Сделать выводы по полученным результатам исследования. Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективное социальное сопровождение замещающих семей способствует улучшению качества жизни детей и подростков, находящихся в этих семьях, а также способствует их успешной интеграции в общество. Для достижения поставленных целей и задач, в данной работе будут использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, интервьюирование специалистов в области социальной работы, статистический анализ данных, анализ случаев, экспериментальное исследование и методы сравнительного анализа. Исследование включает 40 замещающих семей, 20 социальных работников, специализирующихся на сопровождении, и 20 экспертов в области социальной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
1.1. Замещающие семьи в системе социальной работы: понятия и классификация Замещающая семья – это особая форма ухода и воспитания для детей, которые оказались в трудных жизненных ситуациях и не могут проживать в собственных биологических семьях из-за различных причин, таких как нарушение правопорядка, насилие, бедность, болезни родителей и другие факторы. Замещающая семья – это семейное окружение, предоставляющее детям условия для роста, развития и получения необходимой заботы и поддержки [8, с. 20]. Замещающие семьи могут быть классифицированы по различным признакам, что позволяет лучше понять их разнообразие и особенности. В зависимости от различных критериев, замещающие семьи могут быть подразделены на следующие типы [1, с. 43]: 1. По структуре: • Однополые семьи: это семьи, в которых родители-приемные являются одного пола. В последние годы такие семьи становятся все более распространенными и получают юридическое признание во многих странах. • Гетеросексуальные семьи: это семьи, в которых родители-приемные разных полов. Они являются наиболее распространенным типом замещающих семей. 2. По численности детей: • Однопроходные семьи: в таких семьях есть только один приемный ребенок или одна приемная детская группа. • Многодетные семьи: в таких семьях могут проживать два или более приемных детей. 3. По статусу родителей-приемных: • Перманентные семьи: это семьи, в которых приемные родители официально усыновили детей и стали их законными родителями. • Временные семьи: в таких семьях дети находятся на временное уходе до воссоединения с биологическими родителями или передачи на усыновление другой семье. 4. По возрасту приемных детей: • Младенческие семьи: здесь приемные родители берут под свою опеку младенцев или очень маленьких детей. • Семьи для подростков: это семьи, где принимают подростков, часто с особенными потребностями. 5. По религиозным или культурным особенностям: • Семьи с учетом религиозных или культурных особенностей: здесь родители-приемные могут специально быть выбраны с учетом религиозных или культурных традиций детей.
Читать дальше
2.1. Методология и организация экспериментального исследования Рассмотрим на примере Муниципального социального учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Основные направления деятельности: предоставление полного государственного обеспечения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, временно помещенным в Центр; подготовка граждан к принятию детей в семью (под опеку (попечительство, приемную семью, на усыновление); сопровождение замещающих семей и оказание им помощи; сопровождение выпускников интернатных учреждений. Исследование направлено на оценку эффективности социального сопровождения замещающих семей и выявление ключевых факторов, влияющих на успех этого процесса. Исследование базируется на комбинации количественных и качественных методов, включая анкетирование, интервью, кейс-стади и анализ документации. Этот подход позволяет получить глубокое понимание изучаемой тематики, а также собрать статистически значимые данные. Исследование включает 40 замещающих семей, 20 социальных работников, специализирующихся на сопровождении, и 20 экспертов в области социальной работы. Замещающие семьи отбирались на основе критериев, включающих различные типы семей (опекунские, приемные, патронатные), а также разнообразие их социально-демографических характеристик. Социальные работники были выбраны на основе их опыта работы с замещающими семьями.
Читать дальше
В ходе данной курсовой работы была исследована тема «Социальное сопровождение замещающих семей как технология социальной работы». В рамках исследования были рассмотрены теоретические аспекты социального сопровождения замещающих семей, а также проведено экспериментальное исследование эффективности данной практики. Замещающие семьи играют важную роль в системе социальной работы, предоставляя детям, оставшимся без попечения родителей, возможность адаптироваться и развиваться в новой семейной среде. Социальное сопровождение замещающих семей является неотъемлемой частью этого процесса и способствует успешной адаптации и развитию детей в новой семье. Технология социального сопровождения замещающих семей включает в себя несколько этапов, начиная с знакомства с семьей и заканчивая завершением сопровождения. Каждый этап имеет свои цели и задачи, направленные на помощь семье и ребенку в различных аспектах их жизни. Экспериментальное исследование показало, что социальное сопровождение замещающих семей может значительно повысить эффективность этой практики, способствуя улучшению семейных отношений, адаптации ребенка и поддержанию стабильной семейной среды. Однако важно отметить, что работа с замещающими семьями требует высокой квалификации социальных работников, а также координации усилий различных инстанций и организаций, чтобы обеспечить полноценную поддержку и защиту прав детей. Рекомендации для дальнейших исследований: 1. Проведение более глубоких исследований, направленных на изучение конкретных методов и техник социального сопровождения замещающих семей и их влияния на адаптацию детей. 2. Исследование эффективности различных образовательных программ и ресурсов, предоставляемых замещающим семьям, с целью определения наиболее эффективных подходов к обучению и поддержке родителей. 3. Анализ сотрудничества между различными организациями и учреждениями, вовлеченными в работу с замещающими семьями, с целью определения оптимальных моделей сетевого взаимодействия. 4. Исследование факторов, влияющих на успешность адаптации детей в замещающих семьях, включая психологические, социальные и культурные аспекты. Социальное сопровождение замещающих семей является важным и эффективным инструментом в работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях. Дальнейшие исследования и развитие этой практики могут способствовать улучшению качества жизни детей и поддержанию семейных ценностей.
Читать дальше
1. Абрамова, Е. М. Социальное сопровождение приемных семей как фактор успешной адаптации детей-сирот / Е. М. Абрамова // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 1. – С. 43-48. 2. Александрова, Т. И. Социальное сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей / Т. И. Александрова // Социальная работа. – 2018. – № 4. – С. 12-17. 3. Беляева, Н. А. Практика социального сопровождения замещающих семей: опыт и проблемы / Н. А. Беляева // Социальная работа с семьей и детьми. – 2017. – № 2. – С. 58-64. 4. Васильева, Е. С. Эффективность социального сопровождения приемных семей в России / Е. С. Васильева // Детская социальная работа. – 2019. – № 2. – С. 25-30. 5. Григорьев, А. А. Особенности социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приемных семей / А. А. Григорьев // Социальная педагогика. – 2020. – № 3. – С. 38-44. 6. Дмитриев, Д. В. Социальное сопровождение замещающих семей: опыт и перспективы / Д. В. Дмитриев // Социальная защита и права детей. – 2021. – № 1. – С. 10-16. 7. Ефимова, М. С. Роль психологической поддержки в социальном сопровождении замещающих семей / М. С. Ефимова // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 5. – С. 64-68. 8. Зайцева, О. П. Методология социального сопровождения замещающих семей / О. П. Зайцева // Социальное обслуживание. – 2022. – № 1. – С. 20-25. 9. Иванова, Л. М. Эффективность социального сопровождения детей в замещающих семьях: анализ практики / Л. М. Иванова // Социальная работа с молодежью. – 2017. – № 6. – С. 12-17. 10. Козлова, Н. В. Семейное воспитание и социальное сопровождение в контексте замещающих семей / Н. В. Козлова // Социальная педагогика. – 2019. – № 4. – С. 28-35. 11. Лебедева, Е. А. Развитие социального сопровождения в системе замещающего ухода за детьми / Е. А. Лебедева // Социальная защита детей. – 2018. – № 3. – С. 45-51. 12. Максимова, А. И. Психологические аспекты социального сопровождения приемных семей / А. И. Максимова // Психология и социальная педагогика. – 2020. – № 2. – С. 15-20. 13. Николаев, В. С. Система социального сопровождения замещающих семей в современной России / В. С. Николаев // Социальная работа с семьей и детьми. – 2017. – № 3. – С. 42-48. 14. Орлова, Г. П. Роли и функции социальных работников в процессе сопровождения приемных семей / Г. П. Орлова // Социальная работа. – 2018. – № 1. – С. 30-36. 15. Петрова, Е. И. Социальное сопровождение детей в замещающих семьях: опыт и перспективы / Е. И. Петрова // Социальная защита и права детей. – 2021. – № 2. – С. 18-24. 16. Романова, А. С. Социальное сопровождение детей в условиях приемных семей: проблемы и перспективы / А. С. Романова // Социальное обслуживание. – 2020. – № 3. – С. 50-56. 17. Сергеева, Л. В. Эффективность социального сопровождения в системе ухода за детьми в замещающих семьях / Л. В. Сергеева // Детская социальная работа. – 2019. – № 3. – С. 35-41. 18. Тарасова, О. А. Социальное сопровождение приемных семей: тенденции и перспективы / О. А. Тарасова // Социальная работа с молодежью. – 2022. – № 4. – С. 22-28. 19. Устинова, Н. П. Опыт социального сопровождения приемных семей в современной России / Н. П. Устинова // Социальная защита детей. – 2017. – № 4. – С. 16-21. 20. Федоров, Г. В. Система образования и поддержки приемных семей: анализ и перспективы / Г. В. Федоров // Детская социальная работа. – 2018. – № 4. – С. 28-33. 21. Харитонова, Е. В. Социальное сопровождение детей-сирот в замещающих семьях: актуальные аспекты / Е. В. Харитонова // Психология и социальная педагогика. – 2021. – № 3. – С. 10-16. 22. Цветкова, М. Д. Семейное воспитание и социальное сопровождение детей в условиях приемных семей / М. Д. Цветкова // Социальная педагогика. – 2017. – № 2. – С. 52-57. 23. Чернова, С. А. Разработка модели социального сопровождения замещающих семей в региональном контексте / С. А. Чернова // Социальная работа. – 2019. – № 5. – С. 20-25. 24. Шестакова, Е. П. Социальное сопровождение детей-сирот в замещающих семьях: опыт и перспективы / Е. П. Шестакова // Социальное обслуживание. – 2022. – № 4. – С. 30-35. 25. Щербакова, О. Н. Оценка эффективности социального сопровождения приемных семей / О. Н. Щербакова // Социальная работа с семьей и детьми. – 2018. – № 6. – С. 38-42.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Производительность труда и резервы её повышения
Количество страниц:
45
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Пути совершенствования торгово-технологического процесса на складе
Количество страниц:
31
Оригинальность:
43%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Система противодействия терроризму в субъекте РФ
Количество страниц:
33
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image