Актуальность совершенствования торгово-технологического процесса на складе является неотъемлемой частью успешной работы современных магазинов. В современных условиях конкуренции и стремительного развития технологий, эффективное управление складским процессом становится ключевым фактором для обеспечения конкурентоспособности магазинов и удовлетворения потребностей клиентов. Одним из примеров такого магазина является «Светофор».
Склады являются важнейшим элементом логистических систем. При организации движения материального потока по логистическому каналу возникает объективная необходимость в специально обустроенных помещениях или площадках, предназначенных для хранения запасов товаров различных наименований, а также выполнения над ними ряда важных логистических операций, таких как сортировка, комплектация, упаковка и другое.
Склады играют важную роль в процессе движения товаров от изготовителя к потребителю и оказывают существенное влияние на общий характер товародвижения. Они определяют его звенность, способствуют устранению нерациональных перевозок, повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта, сокращению товарных запасов.
Задача оптимального размещения складов давно уже стала классической задачей логистики. В ней требуется найти такое расположение распределительных центров или складов относительно своих поставщиков и потребителей, при котором некая целевая функция, обычно выражающая суммарные логистические затраты, достигает своего минимального значения. Оптимальное месторасположение распределительного центра зависит от многих факторов. И только комплексный учет всех значимых факторов позволяет принять правильное решение об оптимальном размещении распределительного центра в регионе.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ особенностей торгово-технологического процесса на складе магазина «Светофор» с целью выработки рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ понятия «склад»;
2. рассмотреть основные виды складов;
3. проанализировать эффективность функционирования склада;
4. оценить выбор оптимального местоположения склада на примере Светофора.
Объектом исследования в данной работе является Светофор.
Предмет исследования – пути совершенствования торгово-технологического процесса на складе.
При написании данной работы использовались материалы из учебников, периодических изданий, электронных ресурсов и нормативно-правовые акты в сфере логистики складирования.
Основой исследования послужат научные статьи и публикации авторов, таких как Александров А.О., Герчикова И.Н., Дубровин И.А.
Нормативные документы, регламентирующие торгово-технологический процесс следующие: Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству, Товарная книга, Договор поставки, Счет-фактура, Товарно-транспортная накладная.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
1.1 Определение и виды складов
Склад – это комплекс зданий, сооружений и специального оборудования, предназначенных для накопления, хранения, контроля и обработки товарных запасов, их подготовки и отпуску потребителям.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов. Существует ряд признаков, по которым выделяют различные виды складов [26].
Склады играют важную роль в современной логистике и хранении товаров. Они являются центральным звеном в процессе поставки, предоставляя место для хранения и организацию потока товаров. Определение их функций, а также различные виды складов зависят от потребностей и характеристик конкретной отрасли.
Склад можно определить как физическую сущность, предназначенную для временного хранения товаров до момента их использования или продажи. Главной задачей склада является обеспечение бесперебойного поступления и отгрузки товаров, а также поддержание их сохранности и качества.
Существует несколько видов складов, каждый из которых имеет свои особенности и функционал:
1. Односкладский склад. Это тип склада, на котором все операции хранения проводятся в пределах одного помещения или комплекса. Односкладский склад позволяет планировать и организовывать процессы складского хозяйства более эффективно и контролировать весь поток товаров на одной площадке.
Читать дальше
2.1 Общие сведения об организации
«Светофор» — российская розничная сеть супермаркетов-магазинов бросовых цен. По итогам 2020 года входит в семёрку крупнейших торговых сетей России с товарами повседневного спроса [23] (по обороту, по числу магазинов сеть в первой пятёрке, по региональному охвату на первом месте — 76 регионов).
Компания вошла в рейтинг журнала Forbes «200 крупнейших частных компаний России 2021», где заняла 52 позицию с выручкой 188,7 млрд рублей [21].
Формат магазина уникален для больших торговых сетей: типичный «Светофор» расположен в небольшом помещении в промзоне (обычно до 1500 м², магазины компании в более просторных зданиях, от 2500 м², имеют другое название, «Маяк») на окраинах города с минимальной отделкой, палетной выкладкой товара, небольшим штатом (10 человек на магазин с площадью 1000 м²). Благодаря крайней экономии, цены в магазине ниже, чем у конкурентов. Первоначально рассчитанные, по-видимому, на беднейшие слои населения России, магазины популярны у среднего класса.
«Светофор» проводит жёсткую политику и по отношению к поставщикам, либо используя малоизвестные торговые марки, либо получая существенные скидки от крупных поставщиков. Для последних сеть привлекательна тем, что из-за узкого ассортимента продажи избранного сетью товара будут непропорционально высокими по сравнению с сетями, предоставляющими покупателю больше выбора. «Светофор» использует и другой традиционный для подобных сетей (но уникальный в России) подход — широкое использование товаров, которые производители готовы «слить» по сниженной цене (например, из-за истекающего вскоре срока хранения).
Читать дальше
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
Склады являются важнейшим элементом логистических систем. При организации движения материального потока по логистическому каналу возникает объективная необходимость в специально обустроенных помещениях или площадках, предназначенных для хранения запасов товаров различных наименований, а также выполнения над ними ряда важных логистических операций, таких как сортировка, комплектация, упаковка и другое.
Склад – это комплекс зданий, сооружений и специального оборудования, предназначенных для накопления, хранения, контроля и обработки товарных запасов, их подготовки и отпуску потребителям.
Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов. Существует ряд признаков, по которым выделяют различные виды складов: выполняемые функции; вид продукции, хранимой на складе; признаки специализации, принадлежности и т.д. Также важными являются размеры склада, его конструкция, уровень механизации, подъездные пути склада, в связи с которыми проводится классификация складов.
Склады в логистической системе выполняют свои задачи и функции. При этом задачи, выполняемые складами, можно разделить на традиционные и логистические.
Склады в логистике играют как положительную, так и отрицательную роль. Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это – расходы на складские операции, аренду склада, текущие расходы по его содержанию. Положительная роль складов заключается в том, что благодаря им обеспечивается выравнивание колебаний циклов производств и потребления, создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения замесов, осуществляется бесперебойное снабжение потребителей всеми необходимыми товарами.
Определение местоположения (дислокации) складов в определенной территориальной зоне является одной из основных задач, решаемых в процессе синтеза складской системы. Как правило, при этом используют компьютеры и применяют метод оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое), методы имитационного моделирования, операционное исчисление, теорию графов и т.п. На практике определение местоположения складского комплекса осуществляется с помощью логистической экспертизы, которая представляет собой оценку экспертами возможности использования потенциала склада под логистические нужды. Экспертиза состоит из ряда этапов, в ходе которых выбирается несколько вариантов размещения склада и оценивается, насколько выгодно можно использовать каждый вариант.
В курсовой работе была изучена организационная структура Светофор, его финансово-хозяйственная деятельность, организация работы всех структурных подразделений организации, планирование в организации, а также логистическая система.
Работа структурных подразделений организована на должном уровне, то же самое можно сказать и о логистической системе. Это положительно сказывается на результатах работы.
Светофор является достаточно прибыльной и рентабельной организацией.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп. от 06.08.2021) [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/9027690.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс] - URL: https://duma.consultant.ru/documents/1107036?items=1&page=3
3. Александров О. А. Логистика : учебное пособие / О. А. Александров. – Москва : ИНФРА-М, 2020. - 217 с.
4. Анализ и планирование оборота розничной торговли и товарных запасов розничного торгового предприятия: практикум / сост. Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск, 2004. - 76 с.
5. Бухгалтерский учет. Учебник и практикум для среднего профессионального образования / О.А. Агеева — М.: Юрайт, 2021. — 273 с.
6. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для среднего профессионального образования / Л.В. Бухарева [и др.] под редакцией И.М. Дмитреевой, В.Б. Малицкой, Ю.К. Харакоз. – 4-ое изд., перераб. и доп.-М. :Юрайт, 2020. — 490 с.
7. Воронченко Т.В. Бухгалтерский учет. В 2 ч. Ч.1 Учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т.В. Воронченко — М. : Юрайт, 2023. — 353 с.
8. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для вузов/ Герчикова И.Н. – М.: ЮНИТИ «Банки и биржи», 2018. – 134 с.
9. Дубровин И.А. Поведение потребителей. Учебное пособие, 4-е изд. – М.: Дашков и К., 2020. – 310 с.
10. Дубровский, В.Ж. Экономика и управление предприятием (фирмой) [Текст]: учебник / В.Ж. Дубровский, Б.И. Чайкин. – 2018. – 463 с.
11. Кальченко А.Г. Логистика: учебное пособие / А.Г Кальченко — Киев: КНЕУ, 2003
12. Колобов, А.А., Омельченко, И.М. Основы промышленной логистики: Учеб. пособие / А.А. Колобов - Москва: МГТУ, 2008.
13. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: ООО «Новое знание», 2019.
14. Логистика : учебник / под ред. Б. А. Аникина. - 4-e изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 320 с.
15. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 471 с.
16. Нечитайло А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 553 c.
17. Романова М. В. Логистика : практикум / М. В. Романова, Е. П. Романов. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 144 с.
18. Тимофеева В.А. «Товароведение продовольственных товаров» издательство 2009г.
19. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник / А. М. Фридман. - 6-е изд., стер. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 656 с.
20. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учебное пособие/В.А. Шаповалов, – Ростов Н/Д: Феникс, 2008. – 345с.
21. 200 крупнейших частных компаний России | Forbes.ru// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20230317200748/https://www.forbes.ru/biznes/440795-200-krupnejsih-castnyh-kompanij-rossii-2021 (дата обращения 29.01.2024).
22. Бухгалтерская отчетность и фин. анализ СВЕТОФОР ГРУПП за 2016-2022 гг. (ИНН 7814693830)// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7814693830_pao-svetofor-grupp (дата обращения 29.01.2024).
23. Москва не Россия. Как супермаркеты «Светофор» из Красноярска захватили всю страну// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20210614030559/https://thebell.io/moskva-ne-rossiya-kak-supermarkety-svetofor-iz-krasnoyarska-zahvatili-stranu (дата обращения 29.01.2024).
24. Официальный сайт магазинов «Светофор». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://svetoforonline.ru/ (дата обращения 29.01.2024).
25. Рейтинг продуктовых бомж маркетов России// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://badmarketing.ru/rating-bomzh-marketov.html (дата обращения 29.01.2024).
26. Учебно-методический проект LearnLogistic.RU: транспортная логистика, коммерческая логистика [Электронный ресурс] – Москва, 2012. – Режим доступа: http://learnlogistic.ru (дата обращения 29.01.2024).
Читать дальше