В настоящее время торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере оптовой торговли происходит перераспределение крупных товарных и финансовых потоков. Для правильного руководства деятельностью необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией.
Торговля является наиболее распространенным видом предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и направлена на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров, а также связанные с этим процессы: доставка товаров, их хранение, подготовка к продаже и непосредственное обслуживание покупателей.
В основе хозяйственной деятельности торговой организации лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству организации информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Товарные запасы занимают важное место среди оборотных средств торговой организации. Учет товарных операций является важной частью учета в торговых организациях. Бухгалтерский учет призван осуществлять контроль за выполнением оптово-розничного товарооборота, а также проверку правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и полное их отражение в учете.
Таким образом, для успешного функционирования торговых организаций требуется рационально организовать учет и контроль движения товаров. Бухгалтерский учет и внутренний контроль финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций позволяет руководству своевременно принимать решения по устранению выявленных недостатков в использовании товарных ресурсов и быть конкурентоспособными на рынке.
В силу того, что товары являются необходимой составляющей торгового процесса, их учет, важен для всех уровней учета, и его пользователей. Кроме того, правильный учет товаров важен ввиду сильного влияния правильности расчета товаров на бухгалтерскую (финансовую) отчетность и финансовый результат всей организации в целом. Поскольку номенклатура учитываемых товаров в большинстве торговых организаций достигает большого количества наименований и их учет является сложным и трудоемким.
Полнота, своевременность и достоверность отражения товарных операций в бухгалтерском учете, является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы торговой организации, где существенную роль играет товарооборот.
Рациональное управление товарами торговой организации возможно лишь при наличии действенного механизма, составляющего комплекс процедур анализа и аудита. С помощью аналитических процедур в аудите оценивается достоверность бухгалтерской отчетности, исследуется финансовое состояние организации и оценка эффективности ведения бизнеса.
Таким образом, в условиях развития экономики повышается актуальность проведения, как экономического анализа, так и аудиторской проверки товаров в целях доказательства достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и оценки системы контроля торговых организаций.
Важность исследования заключается в росте развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Как правило, организации розничной торговли учитывают товары по продажным ценам. Такие цены включают в себя торговую наценку. Ее размер на разные виды товаров может значительно различаться. Общая сумма наценки по всем проданным товарам определяется в конце месяца.
Учет торговой наценки необходим, если нужно определить розничную цену товара, полученного от поставщика, или рассчитать реализованную наценку. Кроме того, ее сумма может меняться в результате переоценки товаров и их списания.
Правильная организация учета торговой наценки, а также ее размер влияют на взаимоотношения предприятия торговли и налоговых органов, так как от этого зависит размер налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и других налогов, уплачиваемых в бюджет. Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Целью курсовой работы является изучение организации учета торговых наценок на предприятии розничной торговли.
Для эффективного достижения поставленной цели исследования, необходимо выполнить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и сущность торговой деятельности
- изучить понятие товаров и торговых наценок;
- исследовать основы учета товаров и торговых наценок;
- изучить и представить краткую характеристику торгового предприятия;
- исследовать организацию бухгалтерского учета товаров и торговых наценок на предприятии розничной торговли.
Объектом исследования является предприятие розничной торговли: общество с ограниченной ответственностью «Фрэшритейл».
Предметом исследования курсовой работы является учет торговых наценок на предприятиях розничной торговли.
Методологическую основу исследования курсовой работы составляет совокупность методов: индукция, дедукция, анализ и синтез, оценка, сравнение, описание, и обобщение.
Методологической и теоретической основной написания работы послужили материалы законодательства РФ, нормативных документов и инструкций Минфина РФ, федеральные законы, инструкции и приказы, регулирующие ведение бухгалтерского учета товаров, труды бухгалтеров и экономистов по учету товаров и торговых наценок на предприятии розничной торговли, периодические печатные публикации по вопросам учета в организациях торговли.
Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования, объект и предмет исследования.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические и методологические аспекты учета товаров и торговых наценок. В ней раскрывается понятие и сущность торговой деятельности, товаров и торговых наценок, основы учета товаров в розничной торговле.
Во второй главе рассмотрен учет торговых наценок на примере предприятия розничной торговли ООО «Фрэшритейл».
Третья часть курсовой работы представлена практическим заданием. В нем, согласно представленных исходных данных дана характеристика предприятия, сформирована учетная политика бухгалтерского учета, выполнены бухгалтерские проводки по всем хозяйственным операциям с необходимыми расчетами, составлена оборотно-сальдовая ведомость.