ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5 1.1. Понятие социализации в психолого-педагогической науке: история и современное состояние 5 1.2. Особенности психологического развития ребенка дошкольного возраста 6 1.3. Методы и подходы к социализации в дошкольных образовательных учреждениях 8 Выводы по первой главе 10 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 11 2.1. Методология и организация экспериментального исследования 11 2.2. Формирующий эксперимент и анализ его результатов 16 2.3. Контрольный эксперимент и оценка эффективности программы социализации 22 Выводы по второй главе 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЯ 31
ЮФУ

Моделирование педагогического процесса, направленного на социализацию ребёнка дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
32 страниц
89% уникальность
2024 год
2 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Тема исследования обоснована не только актуальностью вопроса социализации детей дошкольного возраста, но и необходимостью разработки эффективных моделей и методов педагогического воздействия на данную возрастную группу. В дошкольном возрасте дети активно взаимодействуют с миром и обществом, начиная строить свою социальную реальность. Важно разработать и научно обосновать эффективные модели педагогического процесса, направленного на социализацию ребенка дошкольного возраста. Это актуально в контексте разнообразных вызовов, с которыми сталкиваются современные дети, включая новые технологии и изменения в общественных структурах. Цель исследования: провести комплексное исследование процесса социализации дошкольников, включая теоретические аспекты, экспериментальное исследование, а также оценку эффективности программы социализации. Объектом исследования являются дети дошкольного возраста, находящиеся в процессе социализации. Предметом исследования является педагогический процесс, направленный на социализацию этих детей. Гипотезой исследования является предположение о том, что с использованием определенных методов и подходов педагогического воздействия можно значительно повысить эффективность процесса социализации детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Анализ понятия социализации в психолого-педагогической науке и истории его развития. 2. Изучение особенностей психологического развития детей дошкольного возраста. 3. Рассмотрение методов и подходов к социализации в дошкольных образовательных учреждениях. 4. Разработка методологии и организация экспериментального исследования. 5. Проведение формирующего и контрольного эксперимента с оценкой результатов. 6. Обоснование теоретических и практических выводов. Исследование будет базироваться на теоретических работах в области педагогики, психологии развития, социологии и психологии социализации. Я буду использовать современные теоретические концепции и методологические подходы, чтобы обеспечить научную обоснованность моих исследовательских результатов. Для достижения поставленных целей и задач, я буду использовать следующие методы исследования: анализ литературных источников, экспериментальное исследование, статистический анализ данных, анализ качественных и количественных показателей. Выборка будет составлена из детей дошкольного возраста, посещающих различные дошкольные образовательные учреждения. Я также буду использовать базу данных, включающую результаты экспериментальных исследований и анкетирования среди родителей и педагогов. Результаты моего исследования могут быть полезными для педагогов, психологов, родителей и всех, кто заботится о социализации детей дошкольного возраста. Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может способствовать разработке и внедрению эффективных программ и методов обучения и воспитания детей этой возрастной группы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Читать дальше
1.1. Понятие социализации в психолого-педагогической науке: история и современное состояние Понятие социализации занимает важное место в психологии и педагогике, так как оно связано с формированием личности и ее интеграцией в общество. В данном разделе будет рассмотрено историческое развитие и современное состояние понятия социализации в психолого-педагогической науке. Истоки понятия социализации уходят в историю психологии и социологии начиная с конца XIX – начала XX века. Один из ранних теоретиков социализации, Эмиль Дюркгейм, акцентировал внимание на влиянии общества на формирование индивида и его ценностных ориентаций. Следующей вехой в развитии понятия стало исследование Чарльза Кулли (1920-е), который подчеркивал роль процессов обучения и воспитания в социализации. Однако, наиболее известным теоретиком в области социализации стал Джордж Герберт Мид (1930-е), который разработал концепцию «ролевой социализации», подчеркивая роль ролей и статусов в обществе в формировании личности [10]. В современной психологии и педагогике, социализация рассматривается как многоуровневый процесс, включающий в себя взаимодействие индивида с различными аспектами общества, начиная с семьи и дошкольных образовательных учреждений, и заканчивая более широким социальным контекстом. Основные черты современного понимания социализации включают [3]: 1. Многомерность: социализация включает в себя не только приобретение навыков и знаний, но и формирование ценностей, норм и стереотипов поведения.
Читать дальше
2.1. Методология и организация экспериментального исследования Целью данного исследования являлось изучение эффективности различных педагогических и психологических подходов к социализации детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью и агрессивностью. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: 1. Наблюдение за поведением детей в естественной обстановке дошкольного учреждения. 2. Беседы с педагогами и родителями для сбора анамнестических данных. 3. Психологическое тестирование и диагностика для определения уровня социальной адаптации и эмоционально-волевой сферы детей (использовались тесты, такие как методика «Детский рисунок семьи», «Кукольный тест», и др.). 4. Анкетирование родителей для оценки восприятия поведения и эмоционального состояния их детей. Опытно-экспериментальной базой исследования послужили все возрастные группы МДОУ комбинированного вида № 38 «Солнышко» города Твери. Контрольными группами выступили группы МДОУ № 27 «Сказка». Участники исследования: 1. Дети дошкольного возраста (от 4 до 6 лет): исследование охватило 20 детей со сложностями поведения (очень тревожные и очень агрессивные дети), охватывая двухгодичный период. 10 детей экспериментальная группа и 10 детей – контрольная. 2. Педагоги – 10 воспитателей, работающих с данными группами детей.
Читать дальше
В данной курсовой работе были рассмотрены важные аспекты социализации детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях. Исследование проводилось с целью изучения теоретических основ социализации, особенностей психологического развития детей этого возраста, а также методов и подходов к социализации в дошкольных учреждениях. Социализация в дошкольном возрасте является важным этапом в развитии личности ребенка и его подготовке к социальной жизни. Этот период отличается высокой пластичностью и возможностью формирования ключевых социальных навыков и ценностей. История развития понятия социализации в психолого-педагогической науке позволяет понимать, как изменялось понимание этого процесса со временем. Современное понимание социализации учитывает множество аспектов, включая когнитивные, эмоциональные, социальные и физические компоненты. Дети дошкольного возраста обладают уникальными особенностями психологического развития, такими как развитие когнитивных способностей, эмоциональное развитие, социальное взаимодействие, физическое развитие и игровая активность. Эти особенности должны учитываться при организации образовательного процесса. Методы и подходы к социализации в дошкольных учреждениях, такие как игровой метод, проектный метод, ролевые игры, создание стимулирующей образовательной среды, совместные занятия и обсуждения, индивидуальный подход и сотрудничество с родителями, являются важными инструментами в формировании социальных навыков и ценностей у детей. На основе вышеперечисленных выводов можно сделать вывод о важности дальнейших исследований в области социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации для дальнейших исследований включают: 1. Исследование эффективности различных методов и подходов к социализации в дошкольных учреждениях с учетом индивидуальных потребностей детей. 2. Исследование влияния сотрудничества с родителями на успешность социализации в дошкольных учреждениях. 3. Исследование влияния образовательной среды на социализацию и развитие детей дошкольного возраста. 4. Дальнейшая разработка и адаптация программ социализации, учитывающих современные психологические и педагогические подходы. Исследование социализации детей дошкольного возраста остается актуальной и важной областью для психологов, педагогов и исследователей, так как оно способствует более глубокому пониманию процессов развития детей и помогает создать условия для их успешной адаптации и социализации в обществе.
Читать дальше
1. Васильева, Н.А. Психология социализации: теория и практика / Н.А. Васильева. – М.: Академия, 2020. – 224 с. 2. Гончаренко, С.И. Социализация дошкольников: особенности и методы / С.И. Гончаренко // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 2 (18). – С. 52-59. 3. Зеленцова, Е.В. Психологические аспекты социализации дошкольников / Е.В. Зеленцова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2018. – № 4. – С. 67-74. 4. Иванова, О.С. Роль семьи в социализации дошкольника / О.С. Иванова // Педагогические науки. – 2021. – № 1. – С. 85-91. 5. Карпова, Л.М. Игровая деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста / Л.М. Карпова // Вопросы психологии. – 2019. – № 5. – С. 36-42. 6. Лебедева, Н.П. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и его связь с социализацией / Н.П. Лебедева // Детская психология и педагогика. – 2022. – № 2. – С. 12-18. 7. Мельникова, Е.И. Развитие социальных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности / Е.И. Мельникова // Педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 29-35. 8. Николаева, Т.С. Влияние образовательной среды на социализацию детей в дошкольных учреждениях / Т.С. Николаева // Педагогическая психология. – 2023. – № 1. – С. 43-49. 9. Орлова, А.М. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста / А.М. Орлова // Воспитание и обучение. – 2018. – № 6. – С. 15-21. 10. Петрова, Е.С. Социальное взаимодействие в дошкольных учреждениях и его влияние на социализацию детей / Е.С. Петрова // Психологическая наука и образование. – 2021. – № 3. – С. 56-63. 11. Родионов, В.Г. Исследование роли игровой деятельности в социализации дошкольников / В.Г. Родионов // Педагогика и психология. – 2020. – № 2. – С. 81-87. 12. Смирнова, О.А. Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе ролевых игр / О.А. Смирнова // Педагогический журнал. – 2019. – № 4. – С. 42-49. 13. Тимофеева, Н.Д. Проектный метод как средство социализации детей в дошкольных учреждениях / Н.Д. Тимофеева // Современная педагогика. – 2022. – № 1. – С. 64-70. 14. Устинова, Е.И. Эффективность сотрудничества с родителями в процессе социализации детей дошкольного возраста / Е.И. Устинова // Психологические исследования. – 2018. – № 2. – С. 17-23. 15. Федорова, Л.П. Развитие социальных компетенций у детей дошкольного возраста в условиях современного образовательного учреждения / Л.П. Федорова // Педагогическая психология. – 2021. – № 4. – С. 38-45. 16. Харитонов, Д.С. Влияние структуры образовательной среды на социализацию детей в дошкольных учреждениях / Д.С. Харитонов // Педагогическое образование. – 2019. – № 3 (19). – С. 76-83. 17. Чернова, Г.А. Роль игры в формировании социальных навыков у дошкольников / Г.А. Чернова // Педагогические науки. – 2023. – № 2. – С. 27-33. 18. Шестакова, Н.В. Сравнительный анализ методов социализации в дошкольных учреждениях / Н.В. Шестакова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5. – С. 18-25. 19. Щербакова, Е.И. Воспитание социальных навыков у детей дошкольного возраста: практические аспекты / Е.И. Щербакова // Современное образование. – 2018. – № 1. – С. 32-39. 20. Яковлев, А.П. Роль образовательной среды в социализации детей дошкольного возраста / А.П. Яковлев // Психология образования. – 2021. – № 3. – С. 61-68.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Лонгрид: лонгрид как формат для освещения событий в сфере культуры
Количество страниц:
28
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Выбор и обоснование эффективных маршрутов
Количество страниц:
26
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Логистика, управление запасами
курсовая работа
Расчет основных параметров приспособления для обработки детали Шестерня 25ХГТ
Количество страниц:
38
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Машиностроение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image