Актуальность темы. В принятых Правительством Российской Федерации постановлениях и программах по дальнейшему развитию рыночных отношений особое место отводится демонополизации экономики. Решение этой проблемы связывается с созданием условий для конкуренции и реструктуризации отраслей народного хозяйства.
В этой связи особую актуальность приобретает задача продуманного регулирования барьеров входа на рынок, представляющих собой различного рода препятствия для свободного перемещения товаров и капиталов. Причем регулирование заключается не только в снижении и устранении барьеров, но и их повышении, что защищает отдельные отечественные рынки от вторжения конкурентов.
Помимо государства, являющегося главным субъектом регулирования, значительная часть этой работы ложится и непосредственно на субъекты предпринимательской деятельности. Как показали специально проведенные опросы, более 50% российских предприятий стремится изменить специализацию и преодолеть установленные барьеры для организации бизнеса на новом и более привлекательном для них рынке. Многие предприятия резонно пытаются защитить свой рынок от потенциальных конкурентов, в том числе и зарубежных.
Главной целью данной работы является исследование современных методов установления барьеров входа в отрасль, а также анализ государственной поддержки снятия барьеров в РФ.
Исходя из цели, можно обозначить задачи курсовой работы:
рассмотреть современные методы установления барьеров входа в отрасль: теоретические аспекты;
определить барьеры входа на российском рынке;
изучить государственную поддержку снятия барьеров.
Методологическая база исследования – выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования; общенаучные – историко-логический метод, метод научных абстракция, анализ и синтез; и частные – статистический метод, наблюдений и сбора фактов.
Информационная база исследования – учебники по экономическим дисциплинам, а именно, по экономической теории, микроэкономике, монографии по проблеме исследования, публикации в периодических экономических изданиях, интернет-ресурсы.
Читать дальше
В статье «Барьеры входа-выхода на отраслевой рынок в РФ» автора Ивановой В. Р. описаны и проанализированы барьеры входа и выхода на отраслевой рынок в РФ. В ходе исследования было отмечено влияние барьеров на функционирование фирмы, отрасли и всего рынка в целом.
Отмечено, что большое влияние на функционирование фирм на рынке оказывает свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках барьеры входа-выхода различаются.
Входные и выходные барьеры оказывают существенное влияние на бизнес. Первые позволяют некоторым компаниям защититься от конкурентов (или мешают выйти на новый рынок), а вторые зачастую вынуждают компанию оставаться на невыгодном для себя рынке. Как правило, барьеры выхода связаны с наличием в отрасли значительных необратимых издержек, которые делают невозможным уход фирмы из отрасли без потерь. В заключении автором был сделан вывод о том, что барьеры для входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характерными чертами структуры рынка. Вход или выход фирм способны изменять предложение в отрасли. Любая компания, имеющая стабильное хорошее положение на рынке должна стремиться установить барьеры проникновения на рынок новых игроков для продвижения фирмы и завоевания ею новых рынков сбыта [24].
В следующей статье «Управление барьерами входа на рынок как инструмент государственного стимулирования конкуренции» автора Мальцевой О. В., отмечено, следующее. Реальный выход на рынок, а также угроза потенциального выхода на рынок новых агентов - важнейшие движущие силы конкуренции. Новые фирмы, появившиеся на рынке, у которых будет выработана оптимальная стратегия поведения и хватит инвестиционного ресурса, смогут преодолеть начальные трудности и быстро развиваться, оказывая сильное давление на существующие компании и заставляя их совершенствовать ассортимент и качество продукции или услуг.
Читать дальше
2.1 Сущность входных барьеров, их роль и место в сохранении рыночной власти предприятий
На поведение каждой фирмы влияет природа, тип рынка, на котором она работает. Тип рынка зависит от вида товара, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход и выход из отрасли, доступности информации о ценах, инновациях.
Фирма, работающая на рынке, должна учитывать совокупность качественных характеристик своего рынка. Прежде всего, это количество фирм в отрасли, тип продукта и возможность его замены, возможности конкурентов. В зависимости от конкурентной ситуации на рынке фирма выбирает модель поведения, которая приводит к оптимальному режиму деятельности. То есть фирма определяет объем выпуска продукции и цену, при которой прибыль будет максимальной.
Входные барьеры (barriers of entry) (барьеры входа) - факторы, препятствующие выходу новых конкурентов на отрасль (рынок). Возведение барьеров является одной из форм борьбы за приобретение и сохранение конкурентных преимуществ. Как правило, возможность создания барьеров для входа обусловлена высоким уровнем капиталоемкости [15, с. 98].
Исследования вхождения в отрасль или рынок и выхода из отрасли получили заметное развитие с момента зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной области экономических исследований и, прежде всего, связаны с новаторскими работами Дж. Бейна. С пятидесятых годов XX века, когда была опубликована его работа, и по сегодняшний день проблема потенциальной конкуренции и условий входа в отрасль была доминирующей в экономике отраслевых рынков, что, конечно же, породило множество подходов к определению барьеров для входа в отрасль.
Таким образом, условия выхода на рынок формируют важнейшую характеристику динамики отрасли, развития промышленности и экономического благополучия. Более того, снижение барьеров для входа или предотвращение их появления является одной из важнейших задач политики поддержания конкуренции.
Читать дальше
Фирма, выходящая на рынок, неизбежно сталкивается с множеством проблем. Первые задачи по-прежнему просты: мы ищем офисные помещения и склад за разумную плату, обеспечиваем каналы связи и условия проживания. Трудоемкие задачи включают организационную, юридическую и коммерческую поддержку, подбор персонала. Необходимо детально изучить рынок: изучить спрос, выяснить объем потребностей, особенности и настроение внешней среды. Но главная проблема, которую приходится решать дебютантам рынка, - это преодоление барьеров для входа на рынок. Под барьерами для выхода на рынок понимаются экономические, административные, технологические и другие ограничения, которые препятствуют выходу новых предпринимателей на рынок с целью конкуренции с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
Предпринимательская деятельность - это свободная, инициативная деятельность дееспособных физических и юридических лиц, как указано в Конституции страны и в Гражданском кодексе Российской Федерации, но государство в лице законодательных и исполнительных органов регулирует деятельность хозяйствующих субъектов.
В России административные барьеры как способ регулирования экономической деятельности возникли в ответ на сырьевую интервенцию начала 1990-х годов. Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привели к тому, что для контроля за основной массой товаров и услуг были применены по существу исключительные меры, в первую очередь сертификация и лицензирование. Такой масштаб входного контроля мог бы иметь только два последствия. Если бы контроль осуществлялся в реальности, то, скорее всего, возникли бы непомерно высокие издержки ведения бизнеса, что в крайних случаях могло бы привести к практически полному обвалу товарооборота. Однако на практике оказалось невозможным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг
именно из-за чрезвычайно широкой сферы применения таких механизмов.
Административные методы позволяют реализовать общерегиональные интересы; обеспечивают преобладание этих интересов над интересами отдельных субъектов региональной экономики.
В настоящее время необходимо снизить влияние административных барьеров на крупные, средние и особенно малые предприятия. Ведь благодаря малым предприятиям создаются рабочие места, в которых сейчас особенно нуждаются люди, потерявшие работу из-за кризиса, начавшегося в 2020 году.
Зачем еще нам нужно снижать барьеры, чтобы предприятия могли быстрее развиваться и наращивать объемы производства, чтобы больше продукции поставлялось на внутренний и внешний рынки, чтобы российская экономика не стояла на месте, а постоянно развивалась.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Консультант Плюс
2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года // Консультант Плюс
3. Абазьева, М. П. Основные проблемы малого предпринимательства в России / М. П. Абазьева // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 3. — С. 23–27.
4. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Москва. – 2020. – № 3 (38). – С. 10–14.
5. Агапова М.А. Управление конкурентными преимуществами предприятия / М.А. Агапова // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 81–84.
6. Гузеева Е.М. Меры государственной поддержки развития малого предпринимательства. // Аудит и финансовый анализ. – 2018. – № 2.
7. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с.
8. Дрок Т.Е. Проблемы в малом предпринимательстве // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2018. – № 3.
9. Дьяков, М. Ю. Основные меры поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в 2022 году / М. Ю. Дьяков, А. Е. Стуколов //Молодой ученый. – 2022. – № 49 (444). – С. 361-363.
10. Заргарян З.С. К вопросу о понятии малого и среднего бизнеса / З.С. Заргарян // Вестник Северо–Кавказского федерального университета. – 2020. – № 2 (77). – С. 53–59.
11. Иванова, Р. М. История российского предпринимательства: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с.
12. Клюева Ю.С. Сервис как конкурентное преимущество / Ю.С. Клюева // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 4 (83). – С. 124–132.
13. Коновалова Т.Л. Внутриотраслевая конкуренция: стратегии и методы / Т.Л. Коновалова // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 78–83.
14. Коба Е.Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России / Е.Е. Коба // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2020. – № 1 (25). – С. 91–98.
15. Кострова В.Н. Проблемы развития предприятий малого бизнеса / В.Н. Кострова // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 4–й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5–ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2020. – С. 101–104.
16. Кочесокова М. К. Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономическом развитии / М.К. Кочесокова // International Journal of Innovative Technologies in Economy. – 2017. – № 7. – С. 60–64
17. Лайпанова З.М. Малое предпринимательство: понятие, цель и значение / З.М. Лайпанова // International Agricultural Journal. – 2020. – Т. 63. – № 1. – С. 17.
18. Луговой О.Ю. Сущность и виды конкурентных преимуществ / О.Ю. Луговой // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 15. С. 218–223
19. Лукьянов С., Кисляк Н. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция, 2018. – №1. – С. 54-71.
20. Мальцева О.В. Управление барьерами входа на рынок как инструмент государственного стимулирования конкуренции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2019. – №3. – С. 174-182.
21. Михайлова Л.С. Правовое обеспечение функционирования организаций малого предпринимательства / Л.С. Михайлова // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 3 (32). – С. 180–185.
22. Нишонова, А. С. Понятие и сущность организаций малого бизнеса / А. С. Нишонова. // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 561-564.
23. Селютин И.Е. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России / И.Е. Селютин // Modern Science. – 2020. – № 2–1. – С. 94–96.
24. Хаирова С.М. Управление конкурентоспособностью: практикум / С.М. Хаирова, Н.Б. Пильник. – Электронные дан. – Омск : СибАДИ, 2018. – 70 с.
25. Хвалько А.А. Основные подходы к анализу поведения фирмы с точки зрения типов рыночных структур // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2019. – №11. – С. 139-142.
26. Яковлев Н.А. Малое и среднее предпринимательство: проблемы теории и практики / Н.А. Яковлев // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2. – № 9. – С. 157–160.
27. Единый реестр субъектов МСП в РФ – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html
28. Лукьянов С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://libmonster.ru/m/articles/view/%D0%9E%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%92%D0%AB%D0%95-%D0%91%D0%90%D0%A0%D0%AC%D0%95%D0%A0%D0%AB-%D0%92%D0%A5%D0%9E%D0%94%D0%90-%D0%9A%D0%90%D0%9A-%D0%92%D0%90%D0%96%D0%9D%D0%95%D0%99%D0%A8%D0%98%D0%99-%D0%98%D0%9D%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2-%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%98-%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF-%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9A%D0%A3%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%98
29. Иванова В. Р. Барьеры входа-выхода на отраслевой рынок в РФ – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/XE/Downloads/bariery-vhoda-vyhoda-na-otraslevoy-rynok-v-rf.pdf
30. Мальцева О. В. Управление барьерами входа на рынок как инструмент государственного стимулирования конкуренции – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/XE/Downloads/upravlenie-barierami-vhoda-na-rynok-kak-instrument-gosudarstvennogo-stimulirovaniya-konkurentsii.pdf
Читать дальше