Актуальность работы. Формирование предпосылок для преодоления кризисных явлений и дальнейшего развития экономической, политической, социальной сфер функционирования и развития общества возможно при утверждении принципа использования всех резервов повышения эффективности общественных институтов, структур и механизмов. Содержание данного принципа заключается в необходимости поиска и реализации любых возможностей для усовершенствования и оптимизации процессов социально-экономического развития и управления им.
Одним из важнейших направлений указанного усовершенствования выступает повышение эффективности государственного управления в стране, поскольку от воздействия органов власти на ход общественной жизни зависят долгосрочные перспективы развития государства (суверенитет, национальная безопасность, международная конкурентоспособность и др.), системные характеристики общества (способность к самоорганизации, инициативы, перспектива общественного согласия и т.п.), краткосрочные ориентиры (реализация реформ, улучшения качества жизни и др.). Современные критерии оценки эффективности государственной власти в России сложились в результате длительного исторического развития нашего государства. С учетом сказанного изучение исторических основ формирования идеи эффективности государственного управления в России и выявление направлений ее повышения выступает актуальной научной проблемой.
Повышение эффективности и качества национальной системы государственного управления является одним из главных условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны в целом, а также основным фактором улучшения благосостояния граждан.
Вопрос эффективности государственного управления, критериев его оценки, отбора надлежащих индикаторов постоянно находятся в центре внимания исследователей в области государственного управления.
Объект исследования: эффективность государственного управления.
Предмет исследования: исторические основы формирования идеи эффективности государственного управления.
Целью работы является анализ эффективности государственного управления современной России исходя из особенностей ее исторического развития.
Задачи работы: В курсовой решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть исторический аспект эффективности государственного управления;
2. Изучить основные критерии оценки эффективности государственного управления;
3. Рассмотреть уровень эффективности государственного управления в современной России;
4. Изучить основные возможности реализации идеи эффективности государственного управления в России в настоящее время.
Теоретическая основа работы. Разработке теоретических основ совершенствования и повышения эффективности государственного управления, развития кадрового обеспечения, роли общества в формировании государственно управленческих институтов посвятили свои труды такие ученые, как: С.А Братченко, В.С. Каминский, А.Н. Савруков, Т.П. Черкасова и др. Ученые сосредотачиваются на разработке предпосылок и путей развития институтов, необходимых для эффективного управления, определении критериев, принципов, показателей эффективности.
Методы исследования: В ходе исследования использовались как общетеоретические, так и конкретно научные методы познания.
Новизна данной работы заключается в то, что в данной работе был обобщен и проанализирован опыт создания эффективной модели управления государством.
Структура работы. Курсовая работа состоит из 28 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение и библиографический список.
Читать дальше
Мнения об идеальной форме государства расходятся, и каждое отдельное общество вынуждено самостоятельно строить систему государственного и муниципального управления в соответствии с присущими ему историческими, географическими и иными особенностями.
Конструируя идеальное общество, Платон пытался описать существование такого государства, в котором превыше всего будет справедливость и высшие моральные принципы всего человечества. Получается, что Платон не просто придумал определенную форму государства, но и сделал попытку изобразить идеальный мир в одном государстве [История, 2019 : 28].
В Древней Месопотамии благодаря созданным ирригационным системам процветавшие города-государства характеризовались автономным характером.
Египет же всегда отличался своим высокоцентрализованным государством, сложившимся в силу определенных социально-экономических особенностей.
Особый интерес представляет древнеиндийская Империя Маурьев, в которой на определенном этапе ее развития сложилась особая система государственного управления. Так, царь проводил политику веротерпимости (хотя был поклонником буддизма), также он стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью [Крупина, 2019 : 132].
В государствах Древнего мира и раннего Средневековья рациональное перераспределение было тесно связано с понятием полезности – достойными государственной поддержки были граждане, приносившие максимальную пользу обществу, в первую очередь те, кто обеспечивает защиту от внешнего врага и выполняет религиозные функции, обеспечивающие сакральную защиту.
В Средневековой Европе к указанным группам присоединились купцы, которые обеспечивали взаимодействие различных обществ и расширение сети экономических контактов, что существенно увеличивало возможности по накоплению общественных благ.
Читать дальше
Стабильность и развитие общественных систем, их управляемость на рубеже тысячелетий выходят на первый план. В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретает повышение эффективности деятельности органов государственной власти, качество оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества и укрепления правового государства.
Изменения в социальной, политической, экономической сферах жизни, новые потребности населения оказывают существенное влияние на государственную политику, актуализируют проблемы ее модернизации. Это требует от всех государственных структур способности быстро адаптироваться и отвечать на многочисленные вызовы, перестраивая свою работу, организационную структуру и политику. Речь идет о необходимости овладения искусством управления изменениями и использовании инноваций в деятельности государственных организаций, что имеет самое непосредственное отношение к повышению инновационного потенциала государства.
Социальная ответственность государства обязует создать условия для формирования и становления социальной ответственности в тех институтах, где происходит непосредственное влияние на формирование личности человека, его потребностей, интересов и ценностей.
Такими институтами выступают: семья, средства массовой информации, система образования, трудовой коллектив. Так, например, средства массовой информации подают негативную информацию и не задумываются над тем, что она порой разрушает ценности человека, провоцирует насилие и т.д. В трудовой сфере государство зачастую принимает позицию невмешательства в деятельность предприятий, что порождает трудовые конфликты и непрестижность труда.
Читать дальше
На протяжении нескольких десятилетий в современном мире наблюдается обновление государственного управления. Процессы модернизации государственного управления выдвигают новые требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов сферы государственного управления.
Назревшая модернизация системы государственного управления призвана обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики. Поэтому вопросы собственно управления не могут быть отделены от насущных вопросов содержания экономической политики.
В данном исследовании была рассмотрена проблема исторических основ формирования идеи эффективности государственного управления.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы как при разработке программ по созданию моделей эффективного государственного управления, так и при организации лекций по теории государственного управления в высших учебных заведениях.
Еще с древних времен вопросы эффективного управления рассматривались мыслителями-философами, хотя для обозначения этого понятия использовались различные термины. Но наиболее активно эта проблематика начинает изучаться в период развития школ государственного управления.
Исходя из выводов, которые были сделаны в ходе изучения теоретической литературы, а также в ходе анализа эффективности работы различных государственных структур можно выделить основные составляющие эффективного управления:
- абсолютное соблюдение разработанных на научных основаниях стандартов и правил;
- подбор, подготовка и расстановка работников на те рабочие места и задания, на которых они принесут наибольшую пользу;
- оплата по результатам (меньшие результаты - небольшая оплата, большие результаты -выше оплата);
использование функциональных менеджеров, которые обеспечивают выполнение работ и контроль по специализированным направлениям;
- поддержка товарищеских отношений между работниками и менеджерами.
Актуальным остаётся вопрос выработки интегральных критериев эффективности государственного управления, как межстрановых, так и для оценки внутри страны. Сегодня практически нет единого методического подхода к оценке именно эффективности функционирования органа государственной власти или его структурного подразделения.
В настоящее время следует отметить, что работа государственного управления в России является малоэффективной и требует значительных изменений в методах и принципах работы с населением.
Для этого были составлены рекомендации по повышению эффективности государственного управления. Новые подходы к государственному управлению связаны с формулой опережающего развития, что ставит две задачи:
1) Отход от поучительных конкретных примеров и системных методов оценки управления, его детерминантов и последствий для экономического и социального развития страны или региона.
2) Использование адекватных данных по анализу эффективности управления и создание институциональных механизмов реформирования государственного управления, постоянного повышения эффективности его элементов.
Таким образом, можно говорить о том, что цель работы достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Андреева О.А. История российского государственного управления: общие закономерности и преемственность развития [Текст] / О. А. Андреева // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 3-3(48). – С. 60-63.
2. Братченко С.А. Качество управления и результативность в практике государственного управления (на примере управления государственными программами) [Текст] / С. А. Братченко // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – Т. 11, № 10-1. – С. 247-260.
3. Васильева Е.А. К вопросу об эффективности государственного управления на примере Республики Саха (Якутия) [Текст] / Е. А. Васильева // Власть и управление на Востоке России. – 2013. – № 1(62). – С. 23-30.
4. Волкова Н.В. Роль компетентностного подхода в повышении эффективности государственного управления [Текст] / Н. В. Волкова, О. В. Юрьева // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2014. – № 11. – С. 141-145.
5. Гребцов М.П. Система управления государственной службой как фактор эффективности государственного управления в современной России [Текст] / М. П. Гребцов // Форум молодых ученых. – 2022. – № 11(75). – С. 65-69.
6. Докторова Н.П. Механизм формирования критериев эффективности государственного управления социальным развитием населения [Текст] / Н. П. Докторова, М. А. Пономарев, Т. З. Дохнадзе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – № 1. – С. 37-42.
7. Зотов В.В. От нового государственного управления к государственному менеджменту публичных ценностей (новая философия публичного управления) [Текст] / В. В. Зотов // Проблемы философии: история и современность : Сборник статей по итогам научно-практической конференции с международным участием, Курск, 18–21 мая 2018 года. – Курск: Курский государственный университет, 2018. – С. 204-208.
8. История государственного управления России : Учебно-методическое пособие / Правительство Российской Федерации, Курганский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». – Курган : Курганский государственный университет, 2019. – 130 с.
9. Каминский В.С. Эффективность государственного управления: анализ основных методик [Текст] / В. С. Каминский // Society and Security Insights. – 2019. – Т. 2, № 4. – С. 13-33.
10. Кириенко О.Э. Возможные пути обеспечения качества и эффективности государственного управления в ДНР на основе социальной ответственности [Текст] / О. Э. Кириенко, Е. М. Перельмутова // Сборник научных работ серии «Государственное управление». – 2019. – № 14. – С. 58-64.
11. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права [Текст] / Н. М. Коркунов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 352 с.
12. Крупина В.Р. Система государственного и муниципального управления: история и современность [Текст] / В. Р. Крупина // Эпомен. – 2019. – № 26. – С. 128-141.
13. Кряквина Е.А. Инновации в контексте повышения эффективности государственного управления [Текст] / Е. А. Кряквина // Поволжский торгово-экономический журнал. – 2010. – № 1. – С. 97-101.
14. Понкин И.В. О понятии и концепте «Хорошего управления» («Good Governance») [Текст] // Государственная служба. - 2013. - № 4 (84). - С. 39–42.
15. Провоторова Н.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления к деятельности в условиях инновационного государственного управления [Текст] / Н. В. Провоторова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2022. – Т. 22, № 1. – С. 90-94.
16. Савруков А.Н. Методический подход и критерии оценки эффективности государственного управления в регионах [Текст] / А. Н. Савруков, Н. Т. Савруков // Региональная экономика: теория и практика. – 2020. – Т. 18, № 1(472). – С. 118-132.
17. Семенова Н.Л. Неоинституциональный подход в изучении истории государственного управления России [Текст] / Н. Л. Семенова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2023. – № 1(94). – С. 147-150.
18. Фомина Л.В. К вопросу об эффективности государственного муниципального управления [Текст] / Л. В. Фомина, Т. В. Шитова // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 11(215). – С. 8-11.
19. Черкасова Т.П. Эффективность государственного управления как императив инновационного развития России [Текст] / Т. П. Черкасова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2008. – № 1. – С. 25-33.
20. Ярецкий Ю.Л. История государственного управления в России: традиции и новые тенденции в ХХI век [Текст] / Ю. Л. Ярецкий, В. А. Тонких, Д. А. Дорохов // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 5(105). – С. 114-117.
Читать дальше