Актуальность исследования. В современном мире роль спорта постоянно растет, ведь именно он выступает одним из основных средств общественного развития индивида, интенсивного улучшения личностных качеств, а кроме того, улучшения важных свойств двигательной системы, укрепления нервной системы, улучшения работы сердца и сосудов, органов дыхания, повышения иммунитета, а также изменения отношения к жизни.
Спорт пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. То есть физическая культура представляет собой одно из неотъемлемых слагаемых культуры человека и общества, а физическое развитие - является важным орудием многостороннего и слаженного формирования индивида. Именно поэтому вопросы развития и совершенствования физической культуры всегда актуальны.
Мир постоянно прогрессирует. И с каждым годом появляются новые виды физических упражнений, которые направлены на оздоровление и развитие физических качеств людей. Одним из видов физической культуры стал «фитнес», который пришел в Россию из Нью-Йорка. Фитнес сегодня — это альтернативная реальность физического воспитания.
Фитнес-аэробика считается одним из самых молодых видов спорта, который освоил самые популярные направления: классической аэробики, степ-аэробики, хип-хоп-аэробики. Фитнес-аэробика оказывает всестороннее действие на организм человека, выступает действенным средством совершенствования физических качеств путем комплексного использования в процессе общеразвивающих и специальных упражнений.
Фитнес-аэробика — является одним из наиболее популярных направлений в системе здорового образа жизни, особенно для девушек и женщин. Простые и доступные движения выполняются в динамике под музыку, что улучшает общее физическое состояние здоровья, укрепляет сердечно-сосудистую систему и мышечный тонус человека. Аэробика является неотъемлемой частью оздоровительных программ в спортивных центрах и фитнес-клубах.
Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей фитнес-аэробики как средства общей физической подготовки девушек 20-25 лет.
Объект исследования - общая физическая подготовка девушек 20-25 лет.
Предмет исследования – фитнес-аэробика как средство общей физической подготовки девушек 20-25 лет.
Задачи:
1.Изучить историю и особенности фитнес-аэробики как спорта.
2.Рассмотреть значение фитнес- аэробики в общей физической подготовке.
3.В рамках исследования, направленного на изучение фитнес-аэробики как средства общей физической подготовки девушек 20-25 лет, охарактеризовать организацию и методы исследования.
4.Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы использовались теоретические и практические методы исследования: анализ литературы, систематизация материала; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ данных.
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Читать дальше
Аэробика, как часть гимнастики зародилась в Древней Греции. Орхестрика — гимнастика танцевального направления была первой разновидностью всех существующих видов ритмических упражнений. В античном мире упражнения, направленные на улучшение осанки, пластики и чувства ритма, проводились под музыку и были похожи на элементы современной художественной гимнастики [2, c.43].
Французский физиолог Ж. Демени в конце 19 века разработал систему упражнений, основанную на гармонии движений. Особенностью его программы было чередование простых упражнений со сложными. Данный комплекс упражнений помогал развить ловкость и гибкость. Он настаивал на том, что настоящая красота и изящество проявляется только тогда, когда человек не напрягает ни одной лишней мышцы [7, c.24]. Таким образом, люди не нуждались в отдыхе всю тренировку.
У Демени было множество последователей, одной из которых стала основательница «функциональной гимнастики» Б. Менсендик. Принципы ее гимнастики заключались в ритмичных танцевальных движениях, поддержания тела в тонусе и соответствия дыхания с движением. Многие из элементов стали частью лечебной гимнастики, использующейся до сих пор [9, c.35].
В России расцвет гимнастики танцевального направления пришелся на 1920 год, когда стало популярно заниматься физкультурой под музыку. В эти годы З.Д. Вербова открыла первую в России школу пластических танцев, где готовили преподавателей гимнастики для школ и техникумов [10, c.21]. Кроме гимнастики в программу были включены: ритмика, акробатика, пластика движений, сольфеджио и импровизация.
Читать дальше
В исследовании принимали участие две группы девушек в количестве по 8 человек (контрольная и экспериментальная), одного уровня подготовленности, в возрасте от 20 до 25 лет. Все участницы данного исследования первоначально прошли медицинский осмотр и противопоказаний к учебно-тренировочным занятиям не имели. Педагогический эксперимент проводился на базе фитнес-клуба «СССР» г. Москвы с 15.09.2023 по 15.01.2024 г.
Экспериментальная группа занималась по специально разработанной программе. Направленность тренировочных занятий состояла в повышении уровня общей физической подготовки.
Педагогический эксперимент состоял из двух этапов:
1 этап – на начальном этапе исследования была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, получена информация о каждом занимающемся, проведено первоначальное тестирование физической подготовки. Произведено внедрение комплекса упражнений, для повышения уровня общей физической подготовки девушек.
2 этап - проводилось контрольное тестирование уровня общей физической подготовки девушек, полученные данные анализировались, формулировались выводы и заключения. Занятия проводились 3 раза в неделю по 60 минут.
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
На современном этапе жизни общества особенно актуальными являются исследования, связанные о здоровом и правильном образе жизни. Поэтому наиболее важным является изучение разнообразных методик и систем тренировок, а также способов повышения интереса к занятиям аэробикой.
Аэробика все больше набирает популярность, особенно среди женщин, практически во всех странах. Уже начиная с детского возраста, люди с удовольствием занимаются аэробикой во всевозможных секциях и студиях, имеющихся практически во всех спортивных комплексах.
Фитнес-аэробика – это один из наиболее «здоровых» видов спорта, в котором, прежде всего, оцениваются красота, гармония и совершенство. Благодаря доступности людям различного возраста и пола, фитнес-аэробика стала эффективным средством пропаганды здорового образа жизни.
Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки является важным фактором для достижения высоких результатов девушек в возрасте от 20 до 25 лет.
Разработан экспериментальный комплекс фитнес-упражнений, направленный на повышение уровня общей физической подготовки девушек исследуемого возраста и разработаны методические рекомендации внедрения.
Полученные в ходе эксперимента результаты позволяют констатировать, что лучшими оказались показатели девушек экспериментальной группы, что подтверждает эффективность данного эксперимента.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2022.- 304 с.
2.Воробьев Н.Б., Ряхина М.И. Фитнес как средство формирования мотивации к занятиям физической культурой // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. — Минский университет. 2021. — С. 42–48.
3.Давыдов В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие/ В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова. – Волгоград: Изд–во Волгогр. гос. ун–та, 2020.– 124 с.
4.Зефирова Е.В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика/ Е.В. Зефирова, В.В. Платонова. Учебно–методическое пособие. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2021.– 25 с.
5.Иваненко О.А. Виды оздоровительного фитнеса: учебно– методическое пособие/ О.А. Иваненко. - Челябинск: УралГУФК, 2019. –58 с.
6.Иваненко О.А. Фитнес технологии: учебное пособие / О.А. Иваненко, Т.М. Мелихова. - Челябинск: УралГУФК, 2021. –58 с.
7.Ким Н.К. Фитнес: учебник / Н.К. Ким, М.Б. Дьяконов. – М.: Советский спорт, 2022. – 454 с.
8.Ковалева В.Ю. Эффективность упражнений аэробики для развития гибкости девушек старшего школьного возраста URL: https://moluch.ru/archive// (дата обращения: 27.01.2024).
9.Ковшура Е.О. Оздоровительная классическая аэробика: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2021. — 167 с.
10.Лисицкая Т.С. Аэробика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – Т. I.: Теория и методика. – М.: ФАР, 2022. – 230 с.
11. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учебник для вузов / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – М.: Физкультура и Спорт, 2019. – 432 с.
12.Педагогические принципы деятельности специалиста в области физической культуры и спорта / Зотов А.П., Ямалетдинова Г.А., Зюрин Э.А. - М.: Проспект, 2021. - 124 с.
13.Песина О.Н. Краткий курс лекций по теории и методике оздоровительной гимнастике (современные ритмопластические виды гимнастики). - Челябинск, УралГАФК, 2022. - 60 с.
14.Пустозеров А. И. Физиологические аспекты оздоровительной аэробики: учеб. – метод. издание для студентов / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов. – Челябинск: Уральская Академия, 2022. – 184 с.
15.Райзих А.А., Пьянкова В.С., Райзих Н.Б., Заболотская М.Г. Оздоровительная аэробика. Методическое руководство для инструкторов. - Ижевск: Издательство Удмуртского госуниверситета, 2019.- 39 с.
16.Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Издательство «Спорт», 2020. - 620 c.
17.Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск.: Тесей, 2023. – 528 с.
18.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2018.- 226 с.
Читать дальше