Актуальность темы исследования. Под творческими способностями понимаются такие качества личности, с помощью которых человек создает абсолютно новые продукты в сфере интересующей его деятельности, обладает умением выходить за рамки требуемого и предлагает оригинальные идеи в решении задач. В настоящее время вопросы поиска эффективных путей и средств развития творческих способностей младших школьников становятся особенно актуальными.
Младший школьный возраст играет особую роль в развитии творческих способностей ребенка, поскольку именно в этот период жизни происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения, идет активное развитие таких важных психических процессов как внимание, мышление, восприятие, воображение, воля, память и речь, творческое воображение и способности.
Раскрытие творческого потенциала в младшем школьном возрасте представляет собой важное условие обеспечения его продуктивной учебной деятельности, улучшения навыков общения и снижения эмоционального напряжения. Кроме того, творчество на сегодняшний день является одним из основных подходов в решении сложных жизненных ситуаций, когда подвижное и гибкое мышление, хорошо развитое воображение помогают оперативно адаптироваться к тем или иным условиям. Все это говорит о необходимости развития творческих способностей младших школьников как одной из важнейших задач системы образования.
В младшем школьном возрасте рисование является устойчивым увлечением практически всех детей. Занимаясь рисованием, они имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве. Поэтому именно рисование рассматривается как эффективное средство развития творческих способностей. Изобразительная деятельность также играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.
Таким образом, тема работы является актуальной и требует более подробного изучения.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель – развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
1. На основании анализа литературы охарактеризовать понятие «творчество» и «творческие способности», а также творческие способности детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать изобразительную деятельность как средство развития творческих способностей у младших школьников в образовательной организации.
3. Провести диагностику творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Разработать рекомендации педагогу по развитию творческих способностей младших школьников в процессе воспитания.
5. Разработать комплекс мероприятий, связанных с творческим развитием у младших школьников в пределах образовательной организации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы – тестирование.
Структура работы – введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Читать дальше
Творчество – это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Творчество заключается в способности и возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое; способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству; и в процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности [5].
Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения [9].
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [8]. Творческие способности представляют собой синтез индивидуально-психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового продукта, в качестве которого может выступать идея, художественное произведение, предмет и т. д. [11.]
Читать дальше
Для того, чтобы определить уровень развития творческих способностей младших школьников была использована методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко). Всего в эксперименте приняли участие 24 ребенка из 1 класса, из 11 мальчиков и 13 девочек в возрасте 6,5-7 лет.
В качестве диагностического материала используется комплект карточек, на каждой карточке изображена одна фигура. В одном наборе 10 карточек размером четверть листа А4. Пример предъявляемой карточки представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Материал для диагностики методики «Дорисовывание фигур» [3]
Суть диагностики состоит в том, что ребенок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
Читать дальше
Таким образом, творческие способности можно определить как индивидуальные особенности качества человека, способности, которые представляют собой синтез индивидуально-психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового (субъективно или объективно) продукта.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, поскольку именно в этот период формируются предпосылки для их развития и навыки самостоятельной творческой деятельности. В частности, это проявляется в художественно-творческой деятельности детей, например, в том, что они уже могут создавать оригинальный замысел и воплощать его в своих рисунках, используя для этого разнообразие усвоенных приемов и способов воображения. Основой для развития творчества в младшем школьном возрасте является в первую очередь продуктивная деятельность, самостоятельная предметная деятельность ребенка, а также организованный процесс обучения детей рисованию.
В ходе практической части работы была проведена диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников, в результате был сделан вывод о том, что необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности. Основанием для таких выводов послужил тот, факт, что преобладающими были установлены показатели среднего и низкого уровня. Кроме этого, были разработаны рекомендации для преподавателей по развитию творческих способностей младших школьников и комплекс мероприятий, связанных с творческим развитием у младших школьников в пределах образовательной организации.
Читать дальше
1. Алексеева, А.С. Особенности развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста / В.В. Быстрова, И.В. Фаттахова // Научный альманах. – 2020. – № 12-1. – С. 98-100.
2. Балбекина, Н.А. Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка / Н.А. Балбекина // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). – СПб: Свое издательство, 2016. – С. 18-20
3. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста / И.С. Бухарова: учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 119 с.
4. Григорьева, О.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни / О.А. Григорьева, Н.А. Шинкарева // Современная педагогика. – 2015. – № 10. – С. 62–63.
5. Зайцева, О.Ю. Взаимосвязь субъектного художественно-эстетического опыта и художественного мышления детей / О.Ю. Зайцева, В.В. Карих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т.6. – №1. – С. 271-274.
6. Кассем, С.Е. Опыт развития творческих способностей младших школьников средствами нетрадиционных техник рисования / С.Е. Кассем // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2018. – №3. – С. 10-16.
7. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей школьников: монография / Т.С. Комарова. – М. : Мозайка-Синтез, 2016. – 144 с.
8. Кузнецова, Е.В. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей младших школьников / Е.В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2021. –№12. – С. 208-214.
9. Куклина А.В. Развитие творческих способностей детей методами арт-терапии / А.В. Куклина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 42-44.
10. Севостьянова, А. В. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / А.В. Севостьянова // Молодой ученый. – 2020. – № 19. – С. 161-163.
11. Симановский, А.Э. Концепция развития творческого воображения / А.Э. Симановский // Мат-лы VII Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности». –2015. – С. 106-110.
12. Шинкарёва, Н.А. Особенности и условия развития творческих способностей у детей разного возраста / Н.А. Шинкарёва, Г.В. Богослова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т.7. – №3. – С. 154-158.
13. Юдина, Н. В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Н.В. Юдина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – Т. 10. – Санкт-Петербург: Реноме, 2013. – С. 117-119.
Читать дальше