ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ
1.1 Исследование родительского отношения………………………………………5
1.2. Характеристика стилей взаимодействия родителей с детьми………………..7
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..10
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Организация и методики исследования, характеристика выборки исследования………………………………………………………………………..10
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования……………………..10
Выводы по главе 2………………………………………………………………….14
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДЕВУШЕК И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
3.1 Формы и методы работы с семьей……………………………………………..15
3.2 Программа медитации, направленная на коррекцию личностной и эмоциональной сферы……………………………………………………………...17
Выводы по главе 3…………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….26
Читать дальше
Психология исследования отношений родителей к детям является одной из наиболее востребованной отраслью знаний в исследованиях современности. В связи с ростом проблем детей в период роста и развития, а также нарушений взрослого человека, истоками которых являются проблемы из детства, связанные с воспитанием.
Актуальность. Одной из острых проблем современности являются проявления разных форм психологического неблагополучия девушек доходящего до уровня расстройств личности. Известно, что значимым фактором социализации является семья. Однако в реальной жизни это не осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Но только пристальное внимание к анализу родительского отношения, установок родителей в семье, в которой проходила жизнь ребенка позволит найти истоки нарушений личностного развития девушек.
Научная разработанность проблемы. Тема детско-родительских отношений достаточно разработана. Существует много исследований (А.Я. Варга и В.В. Столин, С. Т. Эйдимиллер, К. Т. Шеффер), связанных с влиянием на детей стиля воспитания, который идентифицируют родители, приходя к оценке уровня его эффективности и направленности на социализацию детей. Однако научных работ, посвященных анализу влияния стиля воспитания именно на развитие личности девушек недостаточно [2].
В данной работе будет рассмотрено каким образом деструктивно воспринимаемые девушками родительские «воспитательные стили» приводят к развитию у них тех или иных личностных нарушений.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности разработать рекомендации по реализации более эффективный подхода к формированию воспитательной компетентности родителей, и как следствие, с одной стороны улучшению детско-родительских отношений и с другой стороны, становлению психологического благополучия девушек на последующих возрастных этапах их жизни [2].
Цель. Расширить представления о влиянии стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.
Задачи:
- провести теоретический обзор научных источников, изучив различные стили отношения родителей к дочерям;
- провести эмпирическое исследование, установив взаимосвязь между стилями воспитания и личностными особенностями девушек;
- разработать рекомендации по психологической коррекции эмоциональной сферы девушек и стиля родительского воспитания.
Объект и предмет исследования. Объект: девушки подросткового возраста. Предмет: стилевые характеристики воспитания, формирующие определенные личностные особенности у девушек.
Гипотеза. Нарушения в личностном развитии девушек могут быть связаны со стилем родительского воспитания. Негативный воспитательный стиль способствует формированию отрицательных личностных характеристик девушек.
Структура. Курсовая работа состоит из введения; основной части, включающей теоретическую и практические главы; заключения. Библиографический список состоит из 12 литературных источников
Читать дальше
Проводя анализ нарушений развития детей, психологи говорят о определенных стилях, посредством которых родители общаются с детьми. Среди них выделяют эффективные стили и неэффективные. Родительское отношение представляет собой избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь родителя с ребенком.
Стиль отношения родителей с детьми возникает и закрепляется под влиянием различных факторов: индивидуальных личностных и социальных то [11].
А.Я. Варга и В.В. Столин среди всех стилевых характеристик различных сторон взаимодействия с детьми, идентифицируют такой конструкт, как отношение родителей к детям, и характеризуют его как проявление определенных чувств и особенностей общения [7].
Они уделяют большое внимание тому, как дети воспринимают их, а также опыту родителей, привнесенному из своего детства в виде ранних воспоминаний и чувств. Авторы проводят анализ взаимосвязи эмоциональных паттернов по материнской и отцовской линии воспитания, а также особенностей влияния традиций. Они отмечают, что даже подсознательные побуждения и позиции родителей могут оказывать влияние на мысли, поведение и чувства их детей [2]. А.Я. Варга были подробно рассмотрены следующие стили отношений с детьми:
- принимающее, и противоположное ему авторитарное (взрослые считают, что они всегда правы).
- отвергающее с элементами формирования инфантилизма ребенка (отсутствие теплоты и внимания к ребенку приводят к развитию неполноценной личности);
- симбиотическое (слияние с родителем);
- комбинированный стиль симбиотический-авторитарный [3].
Читать дальше
В выборку вошли девушки и их родители, обратившиеся в центр социально-психологической помощи с психологическими проблемами, в работе над которыми, была выявлена проблемы детско-родительских отношений.
Девушек всего: 25 человек, возраст от 15 до 17 лет.
Родителей всего: 25 человек. Возраст родителей, с которыми проводилось исследование стиля родительского воспитания: от 35 до 44 лет.
С девушками была проведена психодиагностика на предмет выявления их типологии характера. Были сформированы две группы: имеющие и не имеющие акцентуации характера.
Для проведения исследования были выбраны и использованы методики:
1. Методика «Опросник родительского отношения»
(А.Я. Варга, В.В. Столин).
Цель: изучение установок родителей, их поведения и индивидуальных методов воспитания. Результаты оцениваются по пяти шкалам.
2. «Тест К. Леонгарда - Н. Шмишека» [3]. Автор Н. Шмишек.
Цель методики: выявление акцентуаций характера у девушек. Обоснование выбора: классификация типов характера более дифференцирована на акцентуации характера и темперамента.
Читать дальше
На основании полученных результатов, которые свидетельствуют о недостаточной родительской осознанности и несформированности семейно-родительского отношения к процессу воспитания девушек, можно рекомендовать комплексный подход, объединяющий когнитивную, эмоциональную и поведенческую стороны формирования семейно-родительской осознанности в воспитании и предложить комплексную программу, которая будет включать следующие направления групповой работы [9].
Работа основана на том положении, что помощь, оказываемая семье, должна быть индивидуализирована.
Второе ключевое положение семейно-ориентированного вмешательства – «клиентом» является вся семьям несмотря на то, что первоочередное внимание уделяется девушкам-подросткам.
Работа проводится по следующим направлениям:
1. Психо образовательные групповые программы для родителей (матерей и отцов).
Такие программы предоставляют родителям важную информацию о сильных сторонах и трудностях, учат родителей понимать особенности собственного ребенка и справляться с его поведением в различных ситуациях, направлены на обучение родителей лучше понимать потребности девушек и использовать эффективные стратегии взаимодействия и разрешения сложных ситуаций. Психо образовательные программы также дают родителям возможность почувствовать, что они не одни, что другие семьи также находятся в похожей ситуации. Во время участия в программе родители делятся друг с другом опытом преодоления трудных ситуаций и поддерживают друг друга.
2. Тренинговые программы осознанного родительства для оптимизации семейно-родительского отношения, которые транслируют принципы безусловно-положительного принятия и позитивного родительства, в основе – обучение навыкам общения с детьми. Программа включает тренинговое взаимодействие родителей и их детей: девушек.
3. Программа профилактики родительского выгорания предполагают обучать родителей техникам, направленным на сохранение и улучшение их собственного психического здоровья, снижение нервно-психического напряжения. Участие в программе учит понимать причины поведения протестного и демонстративного поведения девушек, позволяет родителям обеспечить домашнее окружение, в котором возможно улучшить коммуникацию с дочерью, развить совместное внимание, вовлеченность.
Программа индивидуальной коррекции может включать в себя тематическое консультирование (индивидуальное, семейное), обусловленное выявленными проблемами.
Читать дальше
По результатам проведенной теоретической и практической (эмпирического исследования) работы было выявлено, что существует много различных классификаций, согласно которых можно рассматривать стили отношения родителей с детьми. В целом стиль отношения складывается из различных составляющих: установок, позиций, собственного детского опыта родителей, которые взаимодействуя между собой делают его особенным и неповторимым.
Различные компоненты детско-родительского взаимодействия могут быть рассмотрены в разных аспектах, формируя определенный стиль общения с ребенком. Современные ученые данные компоненты, по содержанию и направленности которых анализируют стиль общения родителя с ребенком называют стилевой характеристикой. В работе была исследована такая стилевая характеристика как тип отношения родителей к ребенку.
Для более полного анализа было также проведено исследование типологии характера родителей. Методы математической статистики позволили выявить значимые различия между двумя выборками девушек: имеющими и не имеющими акцентуации характера, а также установить взаимосвязь между нарушением стиля воспитания и формированием определенной типологии акцентуаций характера. Выдвинутая гипотеза подтвердилась
Читать дальше
1. Андреев Александр Сергеевич КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-metodov-telesno-orientirovannoy-terapii (дата обращения: 15.11.2023).
2. Белогай К. Н. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Красноярск - 2021, 86 с.
3. Вассерман Л. И. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение / Л. И. Вассерман, О. Ю. Щелкова, 2019. - 736 с.
4. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель — ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.
5. Кабат-Зинн Дж. Куда бы ты ни шел – ты уже там: Медитация полноты осознания в повседневной жизни / Пер. с англ. М. Белобородовой. – М.: «Класс», Издательство Трансперсонального института, 2021. – 208 с.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.; М.; Харьков: Питер, 2018. - 940 с.
8. Конищева А.В. Подходы к исследованию родительского отношения в российской психологии [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. С. 88–96.
9. Макдугалл Дж. Театры тела: Психоаналитический подход к лечению психосоматических расстройств /Пер. с франц.— М.: «Когито-Центр», 2007.— 215 с.
10. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Е. И. Изотова, Т. В. Костяк, Т. П. Авдулова и др.; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
11. Реан А. А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. - 2019. - №4 (20). - С. 105-110.
12. Konrad Lorenz «E l’uomo incontrò il cane. Traduzione di Amina». Pandolfi-Piccola Biblioteca Adelphi, 9. (2018)- pp. 123.
Читать дальше