Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 5
1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты изучения лексико-семантической стороны речи 5
1.2. Овладение лексико-семантической стороны речи в онтогенезе 6
1.3. Состояние проблемы формирования лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 11
2.1. Принципы организации логопедической работы по формированию лексико-семантической стороны речи 11
2.2. Основные направления и содержание логопедической работы по формированию лексико-семантической стороны речи 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Читать дальше
Формирование лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет большую актуальность, так как это помогает им в освоении базовых навыков коммуникации и общения. Дети с задержкой речевого развития часто испытывают трудности в усвоении новых слов, понимании и использовании сложных понятий. Поэтому развитие лексико-семантической стороны речи является ключевым компонентом коррекционно-педагогической работы с такими детьми.
При обучении лексико-семантической стороне речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо учитывать их индивидуальные особенности, особенности их восприятия информации и способности к запоминанию. Важно создавать благоприятные условия для усвоения новых слов и понятий, используя игровые методы, наглядные пособия, повторение и систематическую работу.
Основной целью является обеспечение их полноценного и эффективного общения и взаимодействия с окружающим миром.
Задачи, которые ставятся перед формированием лексико-семантической стороны речи, включают в себя:
1. Расширение словарного запаса: помощь детям в усвоении новых слов и понятий, что позволит им более точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства.
2. Формирование понятийного аппарата: предоставление возможностей для понимания и употребления абстрактных понятий, формирование связей между понятиями, усвоение основных лексических категорий.
3. Развитие семантического и грамматического строя речи: обучение детей использованию слов в правильном контексте, формирование навыков построения связной и грамотной речи.
4. Содействие социальной адаптации: облегчение коммуникации детей с окружающими, снижение барьеров в общении, что способствует развитию социальных навыков.
Объектом исследования являются сами дети в данной возрастной группе, испытывающие трудности в формировании лексического запаса и семантической структуры своей речи.
Предметом исследования речи являются процессы и механизмы формирования лексического запаса, развития понятийного аппарата, семантической и грамматической структуры речи у данной категории детей.
При написании данной курсовой работы мною были рассмотрены работы таких исследователей как Антоновой О.В., Горбуновой Е.П., Григорьевой Е.М., Смирновой А.А.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Читать дальше
Лингвистические и психолингвистические аспекты изучения лексико-семантической стороны речи являются ключевыми в понимании как слова функционируют в языковых системах, так и как они воспринимаются и интерпретируются людьми.
Лингвистический аспект подразумевает исследование самой структуры слова, его морфологических, синтаксических и семантических свойств. Важно исследовать эти аспекты, чтобы понять, как слова образуют связи друг с другом в предложениях и текстах, как они выполняют функции носителя речи в коммуникации. Лексико-семантические анализы позволяют выявить различные значения слова и их оттенки, а также определить, как эти значения связаны между собой и влияют на понимание речи и контекста.
Однако исследователи также признают, что понимание лексико-семантической стороны речи не ограничивается только лингвистическими аспектами. Психолингвистический подход рассматривает, как слова воспринимаются и обрабатываются человеком как говорящим, а также как они воспринимаются и понимаются как слушателями или читателями. Он изучает механизмы восприятия слов, их запоминания, схематического представления в памяти, а также влияние контекста, эмоций и связанных с ними ассоциаций на понимание и интерпретацию слова.
Психолингвистика помогает понять, как люди обрабатывают лексическую информацию, как они выделяют главные и второстепенные значения слов, как они используют метафоры и метонимии для передачи значений. Кроме того, психолингвистические исследования позволяют понять, каким образом слова связаны с нашими настроениями, эмоциями и когнитивными процессами. [15, с. 200]
Читать дальше
Организация логопедической работы по формированию лексико-семантической стороны речи включает в себя ряд принципов:
1. Индивидуализация работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, развитие и образовательные потребности.
2. Систематичность и последовательность. Логопедическая работа должна быть организована поэтапно, начиная с простых знаний и умений и постепенно переходя к более сложным.
3. Контекстуальность. Работа над лексико-семантической стороной речи должна осуществляться в рамках реальных коммуникативных ситуаций, чтобы ребенок понимал, как и для чего используется определенное слово.
4. Активность и практическая направленность. Логопедическая работа должна включать различные игры, упражнения и задания, которые способствуют активному участию ребенка и позволяют применять полученные знания на практике.
5. Вариативность и дифференцированность. Логопед должен использовать разнообразные методы и приемы работы, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и предоставлять ему возможность выбора подходящего для него способа обучения.
6. Регулярный мониторинг и оценка. Логопед должен постоянно отслеживать прогресс ребенка, оценивать его достижения и соответствующим образом корректировать процесс обучения.
7. Сотрудничество с родителями и педагогами. Логопед должен взаимодействовать с родителями и педагогами, предоставлять им информацию о работе с ребенком и консультировать по вопросам развития лексико-семантической стороны речи.
8. Постоянное повышение профессионального уровня. Логопед должен быть в курсе современных методик и технологий работы над лексико-семантической стороной речи и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки.
9. Мотивация и поддержка: Логопед создает благоприятную атмосферу на занятиях, поощряет и поддерживает ребенка. Он стимулирует его интерес к изучению новых слов, использует похвалу и поощрение для мотивации ребенка и укрепления его самооценки.
Читать дальше
Формирование лексико-семантической стороны речи является важным этапом в развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В данной курсовой работе рассмотрим основные выводы на основе научных исследований в этой области.
1. Задержка развития лексико-семантической стороны речи - одна из характерных особенностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Они испытывают трудности в формировании словарного запаса и правильной семантической организации речи.
2. Для успешного формирования лексико-семантической стороны речи у детей необходимо использование комплексного подхода, включающего психологическую, педагогическую и логопедическую помощь. Работа с такими детьми должна быть индивидуальной и направлена на развитие их лексического запаса и умения правильно использовать слова.
3. Одной из основных методик работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является игровая деятельность. Игра позволяет развивать лексико-семантическую сторону речи через обогащение словарного запаса, упражнения на понимание значения слов, ассоциацию и классификацию.
4. Важным аспектом развития лексико-семантической стороны речи является работа с контекстом. Дети должны научиться понимать значение слов в различных ситуациях и использовать их в правильном контексте.
5. Для эффективной работы с лексико-семантической стороной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо применять индивидуальный подход, учитывая их особенности и потребности. Каждому ребенку необходимы индивидуальные задания и методики, которые помогут ему развивать лексические навыки.
Выводы на основе исследований говорят о необходимости комплексного, индивидуального подхода к формированию лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Игровые методики, работа с контекстом и индивидуально подобранные задания помогут детям развивать словарный запас и использовать слова в правильном контексте.
Изучение лингвистических и психолингвистических аспектов лексико-семантической стороны речи открывает перед нами ее сложную структуру и позволяет создать более точные и полные теоретические модели. Кроме того, оно позволяет нам лучше понять, каким образом люди воспринимают и толкуют слова в различных речевых ситуациях. Процесс овладения лексико-семантической стороной речи у ребенка является постепенным и продолжительным, связанным с его развитием когнитивных и коммуникативных навыков. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и время, необходимое для преодоления проблем в этой области, может быть разным. В этой связи, наша задача заключается в том, чтобы поддерживать и воодушевлять ребенка в его стараниях развивать свою лексико-семантическую сторону речи.
Читать дальше
1. Антонова О.В. Актуальные проблемы развития речи у детей с общим недоразвитием. – М., 2016. с.212
2. Голубева Е.С., Дмитриева Т.Г. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. Москва, 2018. с.250
3. Горбунова Е.П. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста: теория и практика. – М., 2019. с.320
4. Григорьева Е.М. Лексико-семантическое развитие у дошкольников с общим недоразвитием. – СПб., 2022. с.265
5. Жукова Е.В., Алексеева Е.И. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Методическое пособие для специалистов. Москва, 2010. с.190
6. Жукова Н.А. Педагогические технологии в коррекционной работе над лексико-семантической стороной речи у детей с ОНР. – М., 2021. с.235
7. Иванова Н.Н. Лексико-семантическое развитие дошкольников. – М., 2005. с.198
8. Казакова Л.И. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Практическое руководство. СПб, 2015. с.256
9. Киселева Е.А. Особенности развития лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием. – М., 2010. с.289
10. Михеева О.С. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей с задержкой речевого развития. – СПб., 2020. с.230
11. Петрова Т.И. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием: методики и технологии. – СПб., 2012. с.265
12. Романова О.В., Иванова Е.С. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Научно-практическое пособие. Казань, 2019. с.212
13. Смирнова А.А., Грибанова Е.В. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Методическое руководство для педагогов. Екатеринбург, 2021. с.170
14. Смирнова Л.С. Развитие речи у детей. – СПб., 2008. с.140
Читать дальше