Эстетика как наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности, наука о прекрасном в окружающем мире является одним из способов познания мира и выражением нашего отношения к нему. Красота доставляет человеку удовольствие и наслаждение, обогащает его духовную сферу, делает его жизнь более яркой и наполненной, стимулирует трудовую активность, наполняет его внутренней энергией [Шеставина 2021].
Эстетические качества развиваются в процессе целенаправленного эстетического воспитания. Идеи зарождения эстетического воспитания относятся к глубокой древности, но с течением времени менялись представления о его целях, задачах и сущности. Эти изменения были обусловлены тем, что общество меняется, развивается, меняются ценностные ориентиры, развивается наука и эстетика, что сопровождается трансформацией сущности предмета эстетического воспитания.
Проблема развития эстетических качеств личности, всегда представлялась важнейшей задачей, стоящей перед дошкольными учреждениями и школой, а также различными учреждениями социокультурной сферы [Хрущева 2017]. При этом, если обратиться к истории данного вопроса, можно отметить, что великие педагоги прошлого, такие как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Б.М. Неменский, Л.Н. Толстой, М.Д. Таборидзе и другие, изучая эту проблему, придавали огромное значение именно дошкольному возрасту. Авторы отмечали, что развивать эстетические качества нужно начинать именно в дошкольном возрасте [Топилина 2015].
Современные ученые утверждают, что эстетическое воспитание способствует формированию личности, основанной на моральных ценностях, гармонизации эмоциональной сферы детей, регуляции их поведения. Однако недостаточно изучены пути и средства, способствующие успешному формированию эстетических качеств дошкольника [Алтухова 2023].
В настоящее время можно обнаружить несколько определений понятия «Эстетическое воспитание», однако, они в большинстве схожи. Так, согласно одному из определений, эстетическое воспитание является системой мероприятий, которые направлены на развитие в людях умения восприятия, правильной оценки и правильного понимания, а также создания прекрасного и возвышенного в жизни и искусстве, желания творить самому и делать жизнь вокруг себя и других лучше. В данном определении имеется в виду также и то, что эстетическое воспитание призвано раскрывать и совершенствовать в человеке способности познания прекрасного в искусстве и в жизни во всех аспектах [Топилина 2015].
Согласно другому определению, эстетическое воспитание – это в первую очередь воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов личности, желании принимать участие в сотворении прекрасных вещей, как в искусстве и в обычной жизни человека. Исследователи также отмечают, что эстетическое воспитание является частью эстетической культуры. Человек, у которого сформирована эстетическая культура, проявляет потребность в эстетическом восприятии окружающей природы, он умеет комплексно использовать различные органы чувства для эстетического восприятия природы, способен воспринимать эстетические свойства и качества окружающей природы и видеть в ней необычное, красивое [Колесник 2018].