-
Демидовский университет

Пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
57% уникальность
2024 год
19 просмотров
.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
Аннотация 3 Введение 4 Глава 1. Общая характеристика развития эстетических качеств дошкольников 7 1.1 Понятие и содержание эстетических качеств 7 1.2 Особенности эстетического развития дошкольников 12 Глава 2. Практический анализ опыта развития эстетических качеств дошкольников в учреждении социокультурной сферы 19 2.1 Организация и методы исследования 19 2.2 Результаты исследования 21 Заключение 23 Список использованных источников 25
Читать дальше
В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с проблемой путей и средств развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социально культурной сферы. Предпосылками для написания данной работы стали недостаточная разработанность данного вопроса в рамках учреждений социально культурной сферы, о чем говорит слабая освещенность в научных изданиях. Целью работы является поиск и отбор путей и средств развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социально культурной сферы. Данная курсовая работа состоит из 26 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, список использованных источников. Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как понятие и содержание эстетических качеств личности и возможности учреждений социально культурной сферы в эстетическом воспитании дошкольников. Во второй главе проводится анализ практического исследования по эстетическому развитию дошкольников в учреждениях социально культурной сферы. В заключении описаны полученные результаты проделанной работы.
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема эстетического воспитания дошкольников в настоящее время является одной из основных проблем педагогики. В качестве главной задачи перед современной педагогикой выступает воспитание гармонично развитой личности, при этом эстетическому воспитанию отводится важнейшая роль. Эстетически развития личность отличается развитым чувством прекрасного, сформированным эстетическим вкусом, стремлением сохранить ценности и красоту страны и родного края, умением понимать и ценить произведения искусства и архитектуры, желанием делать жизнь прекраснее и совершеннее. Кроме этого, эстетическое воспитание влияет на поведение и общение ребенка в социуме с окружающими людьми, влияет на формирование эмоций и интеллекта человека. Формирование эстетического отношения к окружающему миру у человека осуществляется на протяжении всей его жизни, однако важную роль играет именно дошкольный возраст. Важность развития эстетических качеств дошкольника состоит в том, что именно этот возраст является сенситивным для развития эмоциональной и духовной сторон личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы представлений об эстетических идеалах, художественный вкус. Таким образом, требуется как теоретическая проработка данной темы с целью актуализации имеющейся информации, так и практическая работа, которая может впоследствии использоваться воспитателями дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования, а также родителями. Недостаточная разработанность вопроса путей и средств развития эстетических качеств дошкольников, а также актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования обусловили выбор темы «Пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы». Цель исследования – реализация путей и средств развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социально культурной сферы. Задачи: 1) Рассмотреть понятие и содержание эстетических качеств личности; 2) Охарактеризовать особенности эстетического развития детей дошкольного возраста; 3) Подобрать методики для оценки уровня эстетических качеств дошкольников; 4) Реализовать на практике работу по развитию эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. Теоретическая основа работы представлена научными трудами таких авторов как Алтухова Я.А., Ахтямов Л.Р., Волощенко Н.К., Галиева Н.Х., Мазурова К. А., Пукшанская Ю.С., Салеев В. А. и другие. Они рассматривали понятие эстетического воспитания, проблему развития эстетических качеств в дошкольном возрасте, а также систему подходов, методов и средств в эстетическом воспитании современных детей. При этом, следует отметить малое число работ, посвященных эстетическому воспитанию дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. На сегодняшний день существуют объективные противоречия между необходимостью развития эстетических качеств дошкольников с одной стороны, и недостаточной педагогической деятельностью, направленной на эстетическое воспитание дошкольников, что обусловлено слабой изученностью эффективных методов и приемов эстетического воспитания. Объект исследования – процесс развития эстетических качеств дошкольников. Предмет исследования – пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение научной литературы, тестирование. Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе рассмотрены понятие и содержание развития эстетических качеств, а также возможности учреждений социокультурной сферы в эстетическом воспитании дошкольников. Во второй главе представлены результаты практического исследования развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. Новизна работы заключается в анализе и обобщении информации по проблеме эстетического воспитания дошкольников, а также в представленных результатах диагностики эстетического воспитания по результатам целенаправленной работы в данном направлении. Проанализированные работы других исследователей имеют теоретический характер, в то время как данная работа отличается наличием педагогического эксперимента и его оценкой
Читать дальше
Эстетика как наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности, наука о прекрасном в окружающем мире является одним из способов познания мира и выражением нашего отношения к нему. Красота доставляет человеку удовольствие и наслаждение, обогащает его духовную сферу, делает его жизнь более яркой и наполненной, стимулирует трудовую активность, наполняет его внутренней энергией [Шеставина 2021]. Эстетические качества развиваются в процессе целенаправленного эстетического воспитания. Идеи зарождения эстетического воспитания относятся к глубокой древности, но с течением времени менялись представления о его целях, задачах и сущности. Эти изменения были обусловлены тем, что общество меняется, развивается, меняются ценностные ориентиры, развивается наука и эстетика, что сопровождается трансформацией сущности предмета эстетического воспитания. Проблема развития эстетических качеств личности, всегда представлялась важнейшей задачей, стоящей перед дошкольными учреждениями и школой, а также различными учреждениями социокультурной сферы [Хрущева 2017]. При этом, если обратиться к истории данного вопроса, можно отметить, что великие педагоги прошлого, такие как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Б.М. Неменский, Л.Н. Толстой, М.Д. Таборидзе и другие, изучая эту проблему, придавали огромное значение именно дошкольному возрасту. Авторы отмечали, что развивать эстетические качества нужно начинать именно в дошкольном возрасте [Топилина 2015]. Современные ученые утверждают, что эстетическое воспитание способствует формированию личности, основанной на моральных ценностях, гармонизации эмоциональной сферы детей, регуляции их поведения. Однако недостаточно изучены пути и средства, способствующие успешному формированию эстетических качеств дошкольника [Алтухова 2023]. В настоящее время можно обнаружить несколько определений понятия «Эстетическое воспитание», однако, они в большинстве схожи. Так, согласно одному из определений, эстетическое воспитание является системой мероприятий, которые направлены на развитие в людях умения восприятия, правильной оценки и правильного понимания, а также создания прекрасного и возвышенного в жизни и искусстве, желания творить самому и делать жизнь вокруг себя и других лучше. В данном определении имеется в виду также и то, что эстетическое воспитание призвано раскрывать и совершенствовать в человеке способности познания прекрасного в искусстве и в жизни во всех аспектах [Топилина 2015]. Согласно другому определению, эстетическое воспитание – это в первую очередь воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов личности, желании принимать участие в сотворении прекрасных вещей, как в искусстве и в обычной жизни человека. Исследователи также отмечают, что эстетическое воспитание является частью эстетической культуры. Человек, у которого сформирована эстетическая культура, проявляет потребность в эстетическом восприятии окружающей природы, он умеет комплексно использовать различные органы чувства для эстетического восприятия природы, способен воспринимать эстетические свойства и качества окружающей природы и видеть в ней необычное, красивое [Колесник 2018].
Читать дальше
Исследование проводилось на базе социокультурного учреждения «Центр развития ребенка «Улыбка». Среди приоритетных направлений деятельности данного учреждения являются – создание условий, обеспечивающих физическое, духовно-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие личности ребенка; удовлетворение потребностей и интересов детей, развитие их индивидуальных особенностей. Для реализации этих задач оснащены и эстетически оформлены центры детского творчества, изостудия, русская изба, что позволяет развивать у дошкольников эстетический вкус и творческие способности. В исследовании приняли участие 24 ребенка в возрасте 6 лет, которые посещали данное учреждение в течение года. На первом этапе исследования определялся исходный уровень развития эстетических качеств дошкольников. Для этого использовалась методика «Пейзаж» (авторы Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова). Задание фиксирует способность детей воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве (чувствовать общий эмоциональный характер художественного произведения, настроения присутствующего в нем); наличие определенного запаса знаний и впечатлений. Для проведения теста была отобрана картина «Осенний день. Сокольники» И.И. Левитана. Дети должны были отметить мрачное настроение произведения; увидеть ветряную, холодную погоду, предвещающую дождь; исполнение картины в темных тонах. Таким образом, первый этап исследования заключался в определении первоначального уровня эстетического воспитания детей и распределение полученных результатов по уровням. На втором этапе исследования проводилась работа по эстетическому воспитанию дошкольников на уроке русского языка. На третьем этапе проводилась повторная диагностика. Для реализации задач по развитию эстетических качеств дошкольника, дети в течение года занимались в следующих секциях. 1. Секция изобразительного искусства. К нему относятся различные репродукции картин, игрушки, посуда и предметы быта в различных народных стилях (гжель, хохлома, дымковская, каргопольская игрушка и т. д.). Также, в центре изобразительного искусства есть все необходимые инструменты и материалы, которые используются на практике. В их числе: бумага белая и цветная, картон, пластилин, глина, тесто для лепки, акварельные и гуашевые краски, карандаши, кисти, ножницы, клей, природный материал для поделок. 2. Театральный уголок. В этом уголке хранятся декорации для инсценировок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы различных персонажей для детей. У малышей театральная деятельность проходит в игровой форме. Маленькие дети разыгрывают простые сценки из знакомых сказок (например, «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят» и т. д.). В более старшем возрасте дети уже могут импровизировать, фантазировать, самостоятельно придумывать диалоги. Старшие дошкольники уже самостоятельно придумывать сценки, коллективно сочинить историю, распределить роли и т. д. 3. Музыкальный уголок. В этом уголке находится магнитофон с различными аудиозаписями (песни, записи различных звуков животных и звуки природы). Также здесь хранятся музыкальные инструменты: погремушки, трещотки, колокольчики, дудочки, барабаны, бубны и т.д. Дети не только учатся самостоятельно извлекать звуки из музыкальных инструментов, а старшие дошкольники уже учатся составлять мелодии, сочетать при этом несколько музыкальных инструментов. Дети подготовительной группы используют музыкальное сопровождение в театральных сценках
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами была рассмотрена проблема поиска путей и средств развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы. Для этого было раскрыто понятие эстетические качества, их развитие в дошкольном возрасте и реализована практическая работа на базе социокультурного учреждения. Данная тема занимает важное место в ряду многих проблем не только педагогики, но и психологии. Это выражается в том, что в современном мире само понятие эстетика утрачивает свое значении, поэтому современным детям сложно оценить эстетическую красоту. В современном мире ценится творческая личность, инициативный созидатель, генератор идей, с способностями к созданию прекрасного. Изучение литературы по исследуемой проблеме показало, что дошкольный возраст – это период, являющийся наиболее благоприятным для эстетического развития, совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. При этом под развитием эстетических качеств понимается целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное и создавать эстетические ценности. Весь процесс воспитания ребенка должен быть направлен на развитие гармонически развитой личности, где большую роль играет эстетическое воспитание. Важным критерием эстетической воспитанности выступает овладение эстетической культурой, которая в свою очередь является важной частью духовной культуры. Личность с высоким уровнем эстетической воспитанности отличается сформированными эстетическими оценками, суждениями, понятиями, идеалами, потребностями, вкусами, способностями. Эстетические качества развиваются в процессе эстетического воспитания. Эстетическое воспитание должно быть систематическим, т.е. регулярным процессом, который имеет определенную цель – воздействие на личность с целью ее эстетического развития. То есть это систематический процесс формирования активной творческой личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное во всем, что ее окружает с позиций эстетического идеала: в отношениях с другими людьми, в природе, труде, а также, которая способна испытывать потребность в эстетической деятельности и готова инициировать и реализовывать такую деятельность. К основным эстетическим свойствам личности относятся способность к эстетической оценке объектов бытия, эстетический вкус, эстетические талант и гениальность. В результате практической части исследования была проведена экспериментальная работа по развитию эстетических качеств на базе социокультурного учреждения. Работа состояла из трех этапов – предварительная диагностика уровня развития эстетических качеств, в течение года дети посещали творческие секции, и завершалась работа повторной диагностикой, которая позволила оценить изменения в уровне эстетического воспитания. В результате было показано, что в рамках такой работы можно успешно реализовывать эстетическое воспитание дошкольников. Об этом говорят результаты проведенной диагностики. Так, в начале исследования у многих дошкольников был выявлен низкий уровень эстетического воспитания, а при повторной диагностике оказалось, что процент таких детей снизился. Полученные результаты проведенной работы позволяют рассматривать такую работу как эффективную. Результаты исследования в области рассматриваемой темы могут найти практическое применение воспитателям детских садов, а также педагогам, работающим с дошкольниками в рамках дополнительного образования.
Читать дальше
1. Алтухова Я.А. Особенности организации развития культуры и эстетического мировоззрения у дошкольников [Текст] // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО Донецкий национальный университет. –2023. –Т. 2. –№15. – С. 6-9. 2. Ахтямов Л.Р. Понятие эстетического воспитания и его сущностная характеристика [Текст] // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2019. – С.34-38. 3. Волощенко Н.К. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников [Текст] // В сборнике: Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций. Материалы региональной научно-практической конференции. – 2017. – С. 26-30. 4. Галиева Н.Х. К вопросу развития эстетических качеств дошкольников [Текст] // Наука и образование: новое время. – 2018. – №6. – С. 1188-1192. 5. Колесник А.В. Личностно - деятельностный подход к развитию эстетической культуры дошкольников [Текст] // В сборнике: современные наукоёмкие инновационные технологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 179-182. 6. Мазурова К. А. Важность развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников [Текст] // Молодой ученый. – 2022. –№ 40. –С. 52-55. 7. Пукшанская Ю.С. Особенности, приемы и методы эстетического развития дошкольников [Текст] // Научный потенциал. – 2022. – №1. – С. 93-96. 8. Салеев В. А. Эстетическое воспитание в XXI веке: сущность, цели, задачи [Текст] // Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 47–53. 9. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников как актуальная проблема нашего времени [Текст] // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2015. – № 4. – С.146-149. 10. Хрущева Ю.Н. Взаимодействие педагогов ДОО и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников [Текст] // В сборнике: Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. XXIX Международная научно-практическая конференция. – 2017. –С. 495-498. 11. Шеставина Г.Н. Эстетическое развитие дошкольников: инновационный подход [Текст] // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2021. – Т.2. – №7. – С. 18-28.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Успехи естествознания и медицины в 20 веке
Количество страниц:
16
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Философия
курсовая работа
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
Количество страниц:
30
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности СПиР в отеле St. Regis Moscow Nikolskaya
Количество страниц:
60
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Гостиничное дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image