Жанры видеоигр не имеют четких границ, однако, есть некоторые общие характеристики, по которым определяется жанровая принадлежность. Анализ различных жанров видеоигр был проведен с целью оценки их потенциала в обучении иностранным языкам у школьников. В исследование были включены следующие жанры: ролевые игры (RPG), приключенческие игры, симуляторы, стратегии и образовательные игры. Каждый жанр был оценен по критериям, таким как степень погружения, возможность практики языковых навыков, и содержательность текстового и аудиального материала.
Action games в категорию экшн игр (Action games) можно отнести большое количество поджанров (приключенческие игры, платформер, слешер и т.д.), но в центре внимания всегда находится большое количество действий и малое количество текстовой информации. В таких играх часто звучат диалоги, что поможет развить восприятие речи на слух. Минусом таких игр является невозможность остановить игру и внимательно послушать диалог во время действия [19].
Игры-шутероы особенностью игр-шутеров является вид от первого лица, а основное действие в игре – это стрельба. В способах подачи информации такие игры мало чем отличаются от вышеупомянутых экшн-игр, но спокойных сцен в них куда меньше [14].
RPG (role-playing games – ролевые игры) ставят перед собой задачу погрузить игрока в мир и историю, благодаря чему этот жанр крайне богат текстом, который представляется в различных видах. Текстовая составляющая крайне важна в этих играх, поскольку от полученной и верно воспринятой информации, а также выбора реплик игрока в диалогах, может зависеть крайне большое количество факторов, как только сюжетных, так и игровых. Такие игры, при использовании с другими техниками обучения, могут крайне положительно повлиять на обучение иностранным языкам [11].
MMO (massive multiplayer online – крупные многопользовательские онлайн-игры) построены на взаимодействии крайне большого количества игроков, у которых могут быть одинаковы, схожие или же диаметрально противоположные цели. Центральным элементом таких игр является кооперация, всячески поощряемая игрой. Это происходит посредством имплементации внутриигрового текстового или голосового чата, использования заранее заготовленных фраз и т.д. Благодаря таким играм, крайне легко получить новый языковой опыт, а исследования показывают, что данный поджанр является одним из наиболее эффективных вспомогательных средств для изучения языка [23].
Примерами мультиплеерных КИ являются World of Warcraft, Call of Duty, Eve Online, Atlas, Postcriptum и др. В играх такого рода пользователь, входя в состав интернациональной команды, вынужден постоянно общаться с другими игроками из разных стран для достижения различных целей. Как правило, языком общения является английский. Именно такое коммуникативное взаимодействие между игроками лучше всего помогает преодолеть языковой барьер, услышать различные языковые акценты, изучить разговорный язык и сленг, привыкнуть воспринимать живую речь в быстром темпе. Исследование, проводившееся в 2014 году выявило, что среди представителей одной возрастной группы те, кто активно играет в компьютерные игры на английском языке знают больше слов и устойчивых выражений, чем те кто играет редко или не играет вообще.