ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА 4
1.1. Понятие, признаки и типы унитарных государств 4
1.2. Цели, задачи и особенности региональной экономической политики унитарного государства 7
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНОГО И УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА 10
2.1. Анализ особенностей унитарных и федеративных государств 10
2.2. Анализ социальных и экономических последствий децентрализации регионов унитарных государств Европы 13
3. ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Приложение 3 25
Читать дальше
Актуальность темы исследования заключается в главной экономической проблеме унитарного государства: у регионов отсутствует оперативное руководство и быстрая система реагирования, а чрезмерная централизация замедляет оборачиваемость средств, а значит, снижает эффективность бизнеса.
Проблема исследования: необходимость оценки и анализа региональной экономической политики унитарного государства.
Цель исследования: проанализировать цели, задачи и оценить особенности региональной экономической политики унитарных государств.
Объект исследования: регионы унитарного государства.
Предмет исследования: цели и задачи региональной экономической политики унитарного государства.
Задачи исследования: раскрыть понятие, признаки и типы унитарных государств, проанализировать цели и задачи их региональной экономики, оценить достоинства и недостатки федеративного и унитарного государства, проанализировать экономические последствия децентрализации регионов унитарных государств, оценить тенденции и пути экономического развития регионов унитарных государств в современной Европе.
Методологическая база: аналитика, статистика, труды известных авторов: Бердегуловой Л.А., Волковой Г.И., Ворониной Е.В., Еремина А.Р., Осипова А.П., Черновой Э.Р., Яшника А.Н., периодические издания и интернет-ресурсы.
В работе используются теоретические методы исследования: анализируются информационные источники, обобщаются и структурируются выводы, полученные итоги представляются в виде 3 таблиц и 10 рисунков.
Структура текста: введение, первая теоретическая глава, вторая глава аналитическая, в третьей главе изложены тенденции и пути развития унитарных государств, а также заключение, три приложения и 16 источников используемой литературы. В заключении изложены основные выводы и результаты проведенного исследования.
Читать дальше
Государственное устройство является важнейшим элементом формы государства. Сегодня помимо классических моделей активно вводятся новые формы, поэтому вопросы, связанные с изучением особенностей формы территориального устройства, их природы и сущности, не теряют своей актуальности и в XXI веке.
Унитаризм характерен большинству государств, образованных после падения колониальной системы: Франция, Великобритания, Италия, Китай, Япония, Египет и другие.
В одном унитарном государстве могут сосуществовать разнообразные и гибкие системы местного управления, к тому же гарантируется право населения осуществлять местное самоуправление.
Читать дальше
унитарное государство по сущности единое, неделимое, административно-территориальные границы устанавливаются и изменяются центром, конститутивные решения принимаются высшими органами власти. Едиными являются: конституция, гражданство и судебно-правовая система. Международная деятельность осуществляется в полном объеме, право расторжения договора отсутствует.
Федерация отличается (Приложение 2) от унитарного государства тем, что в ее состав входят отдельные государственные образования. Следовательно, федерация представляет собой многоуровневую структуру, в которой выделяются автономные уровни.
В историческом аспекте унитаризм сменил феодальную раздробленность, сыграв прогрессивную роль в государственном развитии. Большая часть государств на современном этапе являются государственными.
Для централизованных унитарных государств характерна высокая степень зависимости от центральной власти, например, во Франции или в Турции. Некоторые унитарные государства включают административные автономии, например, в состав Великобритании входят как административные автономии Северная Ирландия и Шотландия. Как правило автономиям в унитарных государствах дается меньший объем полномочий, чем соответствующим образованиям в составе федераций.
Читать дальше
Хотя в европейских странах преобладают унитарные государства, однако в последние годы наблюдается тенденция их трансформации. Причина тому –европейская интеграция, которой сопутствует рост экономической и политической самостоятельности регионов в рамках Евросоюза.
Данная форма государственного устройства хороша тем, что позволяет консолидировать изолированные регионы. Кроме того, унитаризм удобен, ведь существует единый рынок и государственная администрация.
В результате чего (рис.3.1) большей части европейских государств в настоящее время присуща унитарная форма государственного управления – территория не имеет в своем составе федеративных единиц (республик, штатов), а подразделяется на административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты. То есть центральное правительство предоставило регионам лишь частичную автономию и их это устроило .
Некоторые территории стран Евросоюза получили особый статус. Например, Гренландия отказалась быть в Европейском союзе как часть Дании в 1982 году. Также вне Евросоюза находятся датские Фарерские острова, заморские территории Франции, владения Великобритании и Нидерландов .
Что касается еврорегионов, то в настоящее время в Европейском союзе существует свыше 100 таких образований со своими задачами, которые охватывают и муниципалитеты, и государства
Читать дальше
Сегодня стремление территорий унитарного государства к большей самостоятельности приводит к формированию автономий и расширению их прав. В этом процессе отражается демократизация власти и ее сближение с народом, так как унитарное государство – это одна из форм государственного управления, где субъект страны не является суверенным и подчиняется центральной власти, поэтому в каждом районе, регионе, области (или любом другом субъекте) местные власти являются проводниками «воли центра».
Анализ особенностей региональной экономической политики унитарных государств (глава 1) показал, что в большинстве государств именно такая форма применяется для управления обществом. Причина использования понятна – центральная власть может без особых проблем проводить все необходимые манипуляции без выдачи суверенитетов подконтрольным районам, так как основной признак унитарного государства – деление на административные единицы, подконтрольные центру, у которых отсутствует суверенитет.
И в то же время, значимость унитаризма имеет важное значение для обеспечения целостности государства, укрепления вертикали власти и достижения равномерного развития всех регионов. Он позволяет предотвратить разобщение и распад государства, сохранить единую правовую систему и национальную безопасность.
Кроме того, унитаризм способствует обеспечению гражданского мира и сплоченности национально-территориального устройства государства. В условиях разнообразия народов и культур страны, унитаризм позволяет сохранить единство государства и преодолеть противоречия и конфликты, возникающие между различными регионами. Все это является основой для эффективного функционирования государства и достижения национального благосостояния.
Сравнительный анализ федеративных и унитарных государств (глава 2) показал, что один из самых крупных недостатков унитарных государств, в состав которых входит большое число различных национальностей – сепаратизм. В ряде государств регулярно возникают движения, которые высказывают мысли о выходе их территориальной единицы из состава страны.
Для предотвращения таких настроений и создаются автономные образования (раздел 2.2). Их жителям даются дополнительные права, которые направлены на принятие самостоятельных решений местного самоуправления.
Например, правительство отдельно взятого региона страны занимается именно местными вопросами и проблемами неполитического характера в сферах: торговли, туризма, коммунальных услуг, здравоохранения, образования.
В то же время, в европейских государствах и при унитарной форме организации регионы стали стремиться к большей самостоятельности, в результате чего стал востребованным процесс децентрализации.
Децентрализация (глава 3) сопровождается передачей местным властям широких полномочий в регионе, следовательно, «пресекается волокита», дублирование управленческих функций, а значит, достигается более гибкое и оперативное руководство экономикой региона, активизируется оборачиваемость средств, повышается эффективность развития региональных предприятий.
Таким образом, целями региональной экономической политики унитарного государства становятся: сокращение региональной асимметрии в ресурсах и экономическом потенциале, снижение обостряющихся межрегиональных отношений, недопущение сепаратизма и угрозы территориальной целостности унитарного государства.
И хотя большинство европейских унитарных государств сегодня все внешние межгосударственные отношения осуществляют через центральные органы, в ближайшем будущем унитарные государства станут эффективно сочетать централизацию и самостоятельность местного самоуправления.
Читать дальше
1. Бердегулова Л.А. Тенденции децентрализации в унитарных европейских государствах / Л.А. Бердегулова, Э.Р. Чернова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2021. – № 1 (47). – С. 12−16.
2. Волкова Г.И. Баскский терроризм и политика регионального автономизма в Испании / Г.И. Волкова // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – № 2. – С. 93–97.
3. Воронина Е.В. Трансформация бюджетно-налоговых отношений в условиях пандемии / Е.В. Воронина, И.Д. Шамиев // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 3 (116). – С. 1106–1110.
4. Еремин А.Р. Проблемы определения функций местного самоуправления / А.Р. Еремин // Общественные науки. – 2022. – №2. – С. 132-144.
5. Косов М.Е. Фискальный федерализм как ответная мера на кризис / М.Е. Косов // Вестник экономической безопасности. – 2023. – №1. – С. 226-231.
6. Кремянская Е.А. Теория и практика федерализма: сравнительно правовое исследование / Е.А. Кремянская. – М.: МГИМО Университет, 2015. – 146 с.
7. Кузнецова Н.Р. Бюджетный федерализм и его роль в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации / Н.Р. Кузнецова // Самоуправление. – 2021. – № 3 (125). – С. 391–394.
8. Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира: проблемы классификации и пути их возможного решения / А.В. Нечкин // Теория права. – 2021. – №5(150). – С.132-148.
9. Никлаус А.А. Децентрализованные европейские унитарные государства: траектории эволюции / А.А. Никлаус // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12. Политические науки. – 2022. – №4. – С. 21-37.
10. Осипов А. П. Система публичной власти / А.П. Осипов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. – № 1. – С. 73-74.
11. Ревина С.Н. К вопросу о сущности федеративного устройства государства / С.Н. Ревина, М.С. Французова // Международный научно-исследовательский журнал. – №6 (120). – С. 189-192.
12. Смольяков А.А. Российский федерализм: проблемы теории и конституционно-правового регулирования. Курс лекций / А.А. Смольяков. – М.: ГУАП, 2018. – 311 с.
13. Унитарное государство: признаки, список, примеры, виды / Статистика и показатели. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinfostat.ru/ unitarnoe-gosudarstvo/ (дата обращения: 19.01.2024).
14. Худолей Д.М. О форме государств зарубежных стран / Д.М. Худолей // Финансовое и международное право. – 2021. – №5. – С. 197-207.
15. Чернова Э.Р. Тенденции развития унитарной модели государственного территориального устройства в современной Европе / Э.Р. Чернова // Общество: политика, экономика, право. 2022. – № 4. – С. 37−42.
16. Яшник А.Н. Проблемы федерализма и пути их решения. Идеология, религия, экономика / А.Н. Яшник. – М.: Издательские решения, 2018. – 282 с.
Читать дальше