-
Государственная социальная помощь

Государственная социальная помощь

дипломная работа
Право
50 страниц
95% уникальность
2024 год
31 просмотров
Костромичева М.
Эксперт по предмету «Право и организация социального обеспечения»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 часть
2 часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 7 1.1. Понятие и виды государственной социальной помощи 7 1.2. Правовое регулирование государственной социальной помощи 10 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МАЛОИМУЩИМ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ 16 2.1. Субъектный состав как признак государственной социальной помощи 16 2.2. Государственная социальная помощь на основании социального контракта 21 2.3. Некоторые проблемы правоприменительной деятельности в сфере оказания государственной социальной помощи и поддержки малоимущим гражданам в России 26 2.4. Совершенствование государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Читать дальше
Актуальность темы исследования Одной из характеристик современного состояния российской правовой системы следует признать активизацию реформирования законодательства о социальной защите населения. Начало этому процессу было положено принятием Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[5], которым была проведена так называемая монетизация натуральных льгот, разграничены полномочия между Россией и ее субъектами в вопросах социальной защиты отдельных категорий граждан, введено единое понятие «меры социальной поддержки», объединившее гарантии, компенсации, льготы, и др. В последующие годы были приняты и введены в действие акты пенсионного законодательства, законодательства о социальном обслуживании населения, о здравоохранении и т. д. Государственная социальная помощь играет важную роль в системе социального обеспечения Российской Федерации. Формирование в России модели эффективного социального государства невозможно без выстраивания четкой системы оказания государственной социальной помощи. Указом Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [11]. Правительству России поручено принять меры, направленные на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза. Для постижения сути многочисленных решений, принятых на законодательном уровне, представляется актуальным рассмотреть теоретические вопросы на предмет выявления содержания понятия «социальная защита», ее системных элементов и правовых основ. Степень научной разработанности темы исследования. Правовое регулирование социального обеспечения в Российской Федерации исследовалось с различных позиций, применительно к различным временным периодам и с фокусом на отдельные элементы такими авторами, как А.В. Авдеева, К.Б. Бароцкая, Т.В. Галицына, Р.С. Гарипов, Н.В. Захаренков, О.С. Мозолева, Е.Г. Назаров, Л.Н. Шипулина и др. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации гражданами права на государственную социальную помощь в Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы права в сфере регулирования государственной социальной помощи в Российской Федерации. Целью работы является правовой анализ проблем оказания государственной социальной помощи в РФ в современных экономических условиях. На основании выше поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1) определить понятие и виды государственной социальной помощи; 2) рассмотреть правовое регулирование государственной социальной помощи; 3) исследовать субъектный состав как признак государственной социальной помощи; 4) рассмотреть государственную социальную помощь на основании социального контракта; 5) проанализировать проблемы правоприменительной деятельности в сфере оказания государственной социальной помощи и поддержки малоимущим гражданам в России; 6) охарактеризовать совершенствование государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства. Методологической основой исследования является диалектический метод, системный подход к познанию общественных явлений. Среди общенаучных методов, используемых при написании работы, следует также отметить анализ, синтез, сравнение и др. Теоретическая основа исследования характеризуется комплексностью избранной проблематики, что предполагает применение помимо результатов научных исследований в области права социального обеспечения. В ходе настоящего исследования автор обратился к трудам таких представителей науки права социального обеспечения, как Е.Г. Азарова, В.С. Андреев, Н.В. Антипьева, В.С. Аракчеев, А.Л. Благодир, М.О. Буянова, Ю.В. Васильева, Т.С. Гусева, М.Л. Захаров, Е.А. Истомина, С.И. Кобзева, Ю.Б. Корсаненкова, З.А. Кондратьева, А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Е.Е. Мачульская, Т.К. Миронова, Л.В. Сотникова, Э.Г. Тучкова, М.Ю. Федорова, М.В. Филиппова, С.В. Фомина, В.Ш. Шайхатдинов, Л.Н. Шипулина и др. Нормативной основой исследования послужили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и иные нормативные правовые акты РФ. Эмпирическая основа работы представлена постановлениями и определениями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции. Структура выпускной квалификационной работы предопределена целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
Читать дальше
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством [1]. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности [25, с.157]. Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения. В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается, но только с законодательной точки зрения. Когда дело касается практического применения законов, возникает множество проблем. В связи с нестабильным экономическим положением РФ, социальная поддержка становится маловероятной. И отсутствие бюджетных средств, или, как минимум официальная причина отсутствия бюджетных средств, является далеко не единственной
Читать дальше
Одним из признаков государственной социальной помощи является особый субъектный состав. Субъектами правоотношения по государственной социальной помощи и социальному обслуживанию выступают, с одной стороны, физическое лицо, нуждающееся в таковой, с другой - социальные службы. Социальная помощь оказывается всем физическим лицам независимо от возраста, дееспособности, гражданства и т. п.1. Получателями являются особые субъекты — малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. К данной категории относятся лица в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья, т.е. это лицо, имеющее право на получение государственной социальной помощи. Безусловно, лицо, претендующее на социальную помощь, должно находиться в состоянии нужды. В данном случае разграничение понятий субъект социальной помощи и нуждаемость, то есть выделение нуждаемости в отдельный критерий позволяет подробнее остановиться как на гражданской и социальной принадлежности получателя, так и на характеристике понятия нуждаемость. Согласно преамбуле Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ «настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом» [5]. Из преамбулы 178-ФЗ следует, что данный закон устанавливает правовые основы предоставления государственной социальной помощи «...проживающим гражданам и иным категориям граждан...». При дословном толковании, можно сделать вывод, что данный вид мер социальной поддержки предоставляется исключительно гражданам Российской Федерации.
Читать дальше
По результатам изучения понятия государственной социальной помощи следует выработать собственный подход: государственная социальная помощь представляет собой комплексную систему, которая включает правовой, экономический и социальный аспект, и нацелена на обеспечение гарантированных законом, минимально достаточных условий жизни человека. Исследование нормативно-правовой базы, регулирующей процесс предоставления государственной социальной помощи позволил сделать вывод, что регулирование осуществляется на всех законодательных уровнях: федеральном – Конституция РФ, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», региональном – приказы региональных исполнительных органов власти (Комитет здравоохранения), муниципальном – установка размеров материальной помощи на уровне администраций муниципальных образований. Главной особенностью системы государственной социальной помощи является ее адресность, то есть оказание помощи нацелено на определенного человека в соответствии с условиями ее предоставления: уровнем дохода, жилищными условиями и др. В соответствии с этим выделяется три основных вида государственной социальной помощи: социальное пособие, субсидия, компенсация. Помимо денежной формы, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Основаниями для прекращения оказания государственной социальной помощи является несоответствие определенной категории населения, которым гарантируется социальная помощь, несоответствие условиям предоставления социальной помощи, представление неполной или недостоверной информации заявителем об имущественном положении, составе семьи, уровне дохода и др.). Отдельным видом оказания государственной социальной помощи является набор социальных услуг, который включает обеспечение медицинскими изделиями, лекарствами и спецпродуктами для лечебного питания детей, имеющих инвалидность, предоставление путевок на курортное лечение в санаторий, обеспечение бесплатным проездом на пригородном транспорте ж/д типа или междугороднем транспорте до места лечения и обратно. Так же помимо натуральной формы предоставления набора социальных услуг, получатель (пенсионер) имеет право на получение данного вида социальной помощи в денежном выражении. Делегирование полномочий федеральных органов государственной власти в сфере социального обеспечения органам государственной власти субъектов Российской Федерации исключительно в целях освобождения от бремени решения тех или иных вопросов не соответствует целям деятельности последних и может иметь место в исключительных случаях. Таковым возможно считать отсутствие у органов государственной власти Российской Федерации объективной возможности реализовать принадлежащие им полномочия. Проблематика правового регулирования и оказания государственной социальной помощи в субъектах Российской Федерации преимущественно связана с разработкой параметров условий жизни граждан, а также поиском эффективных методов содействия выходу граждан из состояния бедности и реализации их экономического потенциала. Сама по себе ситуация бедности может возникнуть в жизни граждан всего государства. В то же время необходимо учитывать неравномерность экономического развития субъектов Российской Федерации, особенности рынка труда, условия осуществления сельского хозяйства, существование проблем моногородов и иные обстоятельства, вкупе свидетельствующие о формировании различной социально-экономической «реальности» на территории Российской Федерации. Чтобы осуществить совершенствование отечественной системы социальной поддержки населения должен быть внедрен адресный подход предоставления мер социальной помощи. Именно такой подход будет способствовать базированию и концентрации финансовых ресурсов государства на удовлетворении потребностей малоимущих граждан (которые реально нуждаются в предоставлении государственной социальной помощи). В настоящее время адресная социальная поддержка недостаточно отражает принцип адресности, что обусловлено охватом большого круга адресатов, значительное число которых не относится к категории мало- обеспеченных, отсутствием единой методики определения нуждаемости, что не способствует снижению уровня бедности и эффективному использованию бюджетных средств, направляемых на оказание социальной по- мощи, а также не позволяет выработать адекватные меры социальной защиты на основе дифференцированного подхода. В условиях увеличения спроса на меры социальной защиты, вызванного экономической нестабильностью, сохраняющимися рисками снижения бюджетного финансирования, необходимо создать гибкую систему адресной социальной поддержки, способную оперативно адаптироваться к изменениям социально-экономической ситуации в стране. Внедрение и развитие инновационных технологий, использование успешного зарубежного опыта в организации адресной поддержки нуждающихся, учитывая национальные особенности, позволит значительно повысить эффективность отечественной системы социальной помощи населению.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. – 1993. - № 237 (первоначальный текст). 2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. 3. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи : Федер. закон от 5 апр. 2003 г. N 44-ФЗ : (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. – 2003. – 9 апр. (№ 67). 4. О прожиточном минимуме в Российской Федерации : Федер. закон от 24 окт. 1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. – 1997. - 29 окт. (№ 210). 5. О государственной социальной помощи : Федер. закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. – 1999. - 23 июля (№ 142). 6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федер. закон от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Российская газета. – 1995. – 2 дек. (№ 234). 7. О ветеранах : Федер. закон от 12 янв. 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Российская газета. – 1995. – 25 янв. (№ 19). 8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. – 2011. – 23 нояб. (№ 263). 9. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. – 2013. – 30 дек. (№ 295). 10. О занятости населения в Российской Федерации : Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ // Российская газета. – 2023. – 18 дек. (№ 286). 11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 (ред. от 21.07.2020) // Российская газета. – 2018. – 9 мая (№ 97с). 12. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг : Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (ред. от 24.03.2023) // Российская газета. – 2005. – 22 дек. (№ 288). 13. ГО СТ Р 52492-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. У слуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования : утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 529-ст // СПС «КонсультантПлюс». 14. Об областном единовременном пособии при рождении ребенка : Закон Челябинской области от 27.10.2005 № 417-ЗО // СПС «КонсультантПлюс». 15. О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Челябинской области : Постановление Правительства Челябинской области от 13.12.2010 г. N 293-П // СПС «КонсультантПлюс». 16. Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» : Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года № 73 // СПС «КонсультантПлюс». 17. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2021 N 56-КАД 21-2-К9 – URL:https://online11.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=9DBCDD510D5C0CD94937ADDC3BAB87BA&mode=backrefs&SORTTYPE=0&B (дата обращения: 04.02.2024).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Корреспонденция грузопотоков – бумага в г. Санкт-Петербург
Количество страниц:
25
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Логистика, управление запасами
реферат
HR менеджер
Количество страниц:
25
Оригинальность:
39%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Методы музыкального образования
Количество страниц:
30
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Методика преподавания
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image