-
МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

Образы четырёх всадников Апокалипсиса в средневековой литературе и массовой культуре

курсовая работа
Литература
60 страниц
87% уникальность
2024 год
14 просмотров
Завадский Д.
Эксперт по предмету «Зарубежная литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
Содержание
1
2
3
Заключение
Список использованн
Введение……………………………………………………………..…………….3 1. Библейские тексты как основа западноевропейской культуры Средних веков - Нового времени…………………………………………………………...6 1.1. Христианство как основа европейской цивилизации…………………….6 1.2. «Откровение Иоанна Богослова» как источник эсхатологии…………..12 1.3. Четыре всадника в системе образов «Откровения Иоанна Богослова»..15 2. Эсхатологические мотивы в культуре западноевропейского Средневековья…...……………………………………………………………….18 2.1. Апокалипсис в культурной традиции Средних веков (книжные миниатюры, фрески, скульптура, витражи, мистерия)………………………..18 2.2. Всадники Апокалипсиса в корпусе Средневековых текстов (жития, проповеди, богослов. трактаты, поэзия трубадуров)…………………………..27 2.3. Всадник и его особая роль в европейской культуре…………………….29 3. Влияние Средневековой традиции на бытование образов четырёх всадников в массовой культуре новейшего времени…………………………..36 3.1. Феномен массовой культуру и его место в современной цивилизации..40 3.2. Эсхатологические темы в системе образов массовой культуры (кино, сериалы, мультфильмы)…………………………………………………………51 3.3. Персонажи из Преисподней как любимцы широкой публики Заключение……………………………………………………………………….55 Список литературы………………………………………………………………58
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Представление людей о жизни и смерти формировались на протяжении долгих веков. Эти устойчивые конструкции, которые позволяют понимать целые народы и национальности, так как происходят из одинаковых факторов за исключением небольших различий. Основными причинами возникновения понимания мира является религия. Долгое время она была господствующим инструментом для становления мировоззрения. Данная работа посвящена исследованию как зарождались подобные представление в западноевропейском обществе. Изучение эсхатологии и всадников Апокалипсиса является важным по следующему ряду причин: во-первых, эсхатология, или учение о последних вещах, играет значительную роль в формировании культурных, религиозных и философских убеждений западноевропейского общества. Различные концепции конца времён, судного дня, апокалипсиса и жизни после смерти оказывают влияние на мировоззрение и поведение людей, а также на развитие исторических и культурных процессов. Во-вторых, в современном мире, на фоне глобальных вызовов и кризисов, эсхатологические темы приобретают новую актуальность. Пандемии, экологические катастрофы, социальные потрясения и политические конфликты заставляют людей задумываться о судьбе мира и человечества, о возможном конце света и будущем человеческой цивилизации. Исследование эсхатологии западноевропейской культуры помогает расширить наше понимание культурного наследия и его влияния на современное общество. Анализ апокалиптических мотивов в литературе, искусстве и религии позволяет выявить тенденции и трансформации в представлениях о конце времён и загробной жизни. Изучение массовой культуры позволяет узнать, как современность трактует подобные темы. Это установляется связь между Средними веками и современностью. Именно поэтому изучение данной темы является крайне актуальной. Целью выполнения дипломной работы является рассмотрение и анализ основных факторов становление западноевропейской культуры. Гипотезой работы является предположение, что сформированная еще в Средние века представление людей о жизни и смерти, а также образы, связанные с этим, являются актуальными и популярными в современное массовой культуре. Методы исследования: - анализ; - дедукция; - классификация; - индукция. Научной новизной работы является применение для анализа культуры западной Европы социологических, философских, научных и культурологических трудов с целью формирование единственной полноценной концепции. Такой подход в анализе культуры обеспечивает: - разнообразие источников изучения одного явления; - теоретическую полноту обоснования; - истинность предполагаемых выводов за счет подтверждения в смежных областях. - установление переимчивости между поколениями Объектом исследования является формирование мировоззрения у западноевропейского общества. Предметом исследования является «Откровение Иоанна Богослова» как эсхатологическая предпосылка для западноевропейского мышления. Задачи включают в себя: - рассмотреть предпосылки возникновения западноевропейской культуры; - установить какую роль в становлении западноевропейской культуры имела церковь; - провести анализ культурного наследия Средневековья (фрески, статуи, книжные миниатюры, витражи, тексты) посвященной тематики Апокалипсиса - выявить основы европейского эсхатологического мышления; - установить связь массовой культуры и эсхатологического мышления. Структура работы: работа состоит из трех основных частей, заключения и списка литературы. В первой теоретической части исследуются причины возникновения особой западноевропейской культуры на примере «Откровения» Иоанна Богослова. Рассматривается становление церкви и её влияние. Во второй главе рассматривается тематика Апокалипсиса, как основа эсхатологического мышления. За основу берется культурное наследие Средних веков. В третей главе анализируется массовая культура как носитель идеи о конце свете. Приводится несколько концепций понимания феномена «массовой культуры».
Читать дальше
Христианство является одной из самых распространённых мировых и самой большой авраамической религией. История возникновения христианства начинается с в l веке в Палестине. Название данной религии происходит от имени её основателя Иисуса Христа, где Христос (Χριστός др.-греч) означает помазанник, что буквально означает «тот, кто помазан на царствование». Согласно христианской традиции, он считается одним из первых кто исповедовал основы своего учения. Оно получило распространение с помощью приближенных учеников Христа – апостолов, а также с помощью паломников, которые исповедовали данную религию. Христианство являло собой новый тип отношений с Богом и понимания мира. Эта совершенно новая ментальность, по сравнению с тем которая господствовала ранее. Основные положения, заключающиеся в христианстве, а именно монотеизм (вера в единого Бога), свобода воли: «Ты можешь сам для себя избрать, ибо это дано тебе» , «Через Своих Пророков Бог сказал нам, что мы вольны выбирать между добром и злом. Мы можем выбрать свободу и вечную жизнь, следуя за Иисусом Христом. Мы также вольны избрать рабство и смерть, пойдя за сатаной» , «Без дара свободы воли мы не смогли бы показать своему Небесному Отцу, станем ли мы делать все, что Он повелевает нам. Так как мы можем выбирать сами, то несем ответственность за свои поступки» , признание всех людей равными перед Богом. Своего рода это является революционным подходом в области религиозного мышления.
Читать дальше
В традиционном представлении Средних веков, Апокалипсис олицетворял собой конечную точку времени, когда человечество сталкивалось с окончательным судьбоносным развязыванием своего существования. Это был момент, предрешенный религиозными текстами и проповедями, где все неправедные будут наказаны, а праведные вознаграждены. В основе этого представления лежало «Откровение» Иоанна Богослова, содержащееся в Новом Завете Библии, где описывается конец света и пришествие Царства Божьего. Однако Апокалипсис не был просто темой религиозного учения – он пронизывал все сферы средневековой культуры. От изображений апокалиптических сцен в искусстве и архитектуре до средневековой литературы, философии и даже политических и социальных установок, Апокалипсис оказывал огромное влияние на менталитет и восприятие мира средневекового общества. В свою очередь, эти представления формировали не только религиозные верования, но и повседневные жизненные практики и культурные традиции того времени. Исследование Апокалипсиса в культурной среде Средних веков позволяет нам лучше понять не только религиозные аспекты средневековой жизни, но и ее культурное наследие указанного периода. Оно раскрывает, какие идеи и ценности были важны для средневекового человека, как они переживали это, и как они отражались в его искусстве, литературе и общественных нормах. Изображение Апокалипсиса в книжной миниатюре – это яркий и впечатляющий образ, который часто встречается в иллюстрированных манускриптах Средних веков. Эти миниатюры служили не только для украшения текста, но и для передачи важных религиозных и символических сообщений.
Читать дальше
Феномен массовой культуры – это одно из ключевых явлений современной цивилизации, которое оказывает значительное влияние на поведение, восприятие и ценности миллионов людей по всему миру. В массовой культуре проявляются силы глобализации, технологического развития и социокультурных изменений, формируя общую культурную среду, доступную широкому кругу людей. Сегодня массовая культура находится в центре внимания как социологов, так и культурологов – философов, потому что она определяет не только развлечения и потребительские предпочтения, но и формирует мировоззрение, идентичность и социальные отношения. От кино и телевидения до музыки и интернета, массовая культура охватывает практически все аспекты нашей повседневной жизни. Одновременно с этим массовая культура вызывает дискуссии о ее влиянии на индивидуальность, качество культурной продукции и общественные ценности. Некоторые видят в ней средство коммерциализации и утраты оригинальности, в то время как другие признают ее способность объединять и развивать общество. Множество философов обращали свое внимание на такой уникальный феномен как массовая культура. Абсолютно новая форма рассмотрения общества и отношений внутри его возникшая в ХХ веке, которая сразу приковала к себе внимание со стороны исследователей социальный процессов. Сам термин «массовая культура» возник в трудах Макса Хоркхаймера и Дуайта Макдональда и получил широкое распространение. «Общество спектакля» Ги Дебора – это классическое произведение критической теории, в котором анализируется современное общество с точки зрения потребления, массовых медиа и их влияния на человеческие отношения и самоощущение. В книге Дебор раскрывает идею того, что современное общество превратилось в спектакль, где реальность замещена зрелищами, а сознание индивида контролируется и манипулируется массовыми медиа. Он пишет: «Сама земная жизнь, таким образом, становится непрозрачной и бездыханной. Никто больше не выдумывает рай на небесах, загоняя себя вместо этого в темницы абсолютного отрицания, в свой фальшивый земной рай. Спектакль – это техническая реализация изгнания человеческих сил в преисподнюю; это окончательное разделение внутри самого человека.»
Читать дальше
В заключение, исследование эсхатологии западноевропейской культуры представляет собой важное и многогранное направление, которое позволяет нам лучше понять историю, культуру и современность Западной Европы. Эсхатологические учения, мифы и символы играют значительную роль в формировании мировоззрения, ценностей и верований людей, а также влияют на их поведение и взаимодействие в обществе. В первой главе было рассмотрено становление христианства как основу мировоззрения для западноевропейской цивилизации. Это был долгий процесс, который в первую очередь стал возможен благодаря жертвенной вере христиан в свои убеждения. Большое влияние церковь оказывала на формирование таких понятий как: жизнь, смерть, мораль, любовь, вера и долг. Оказывала она влияние и на политическую жизнь. Обладая силой, которая заключалась в распоряжении влиянием прихожан, церковь могла корректировать принятые решения или же полностью властвовать над королями. Ключевым аспектом также является философская предпосылка, которая заключалась в интеллектуальной подготовленности людей знакомых с произведениями античных мыслителей к христианской вере. Наблюдается множество точек пересечения, например понимание мира как нечто двойственного, где один идеальный (Царство Небесное), а второй лишь копия (реальный мир). Большое влияние оказала и куртуазная литература, которая освещала подвиги рыцарей. Рыцари по праву считаются символом Средних веков, особенно та её часть, которая в своем основании имела религиозное основание. Вторая глава посвящена тому, как в культуре выражались эсхатологические чувства людей. Большинство из них работ неразрывно связаны с храмами, соборами, монастырями украшая внешнее и внутреннее убранства. Это делалось для того, чтобы каждый кто посещает их помнил о Страшном суде и думал о спасении души. Праздность развращает внутренний мир, именно поэтому необходимо помнить о загробной жизни. Целью такого украшения являлось не только эстетическая составляющая, а еще и поучительная. Образование в Средние века могли позволить себе особые слои, и убранство храмов помогало людям лучше изучить библию. Фрески, статуи, витражи всё это способствовало тому, что любой мог, слушая молитвы представлять себе картины из священного писания. Такой гармоничный союз только укреплял связь церкви и прихожан. Отдельной темой было рассмотрено изображение образа всадников Апокалипсиса. Они являются частыми персонажами фресок, статуй, книжных миниатюр. Это связано с тем, что именно они являются вестниками конца времен. В каждую эпоху люди старались усмотреть проявление этих знамений. Причиной этого был глубочайший ужас и трепет перед гневом Бога. Рассмотрение того, как массовая культура влияет на представление про конец света и как оно его выражает содержится в третей главе. Там так же приводится пример того, как понимали массовую культуру понимали известные философы, культурологи и социологи. В результате чего делается выводом о том, что в сознании людей остается некоторый страх относительно будущего, которое последует после земной жизни. Множество авторов возвращаются к темам греховности и искупления, призывая людей обратить внимание на спасение своей души. Сбивает с такого курса романтизация дьявольских персонажей. На подобные роли зачастую выбираются харизматичные актеры, которым приписываются такие черты как: асоциальность, смелость быть собой, наглость, призрение к устоявшемся нормам морали. Такое сочетание способствует тому, что каждый человек может увидеть в таких персонажах себя, как нереализованную свою часть. Это мнимый образ дополняется безнаказанностью, которая всюду преследуют их. Принимая такой образ на себя люди могу серьезно пострадать, поэтому к созданию таких персонажей следует относится с осторожностью. Анализ эсхатологических концепций позволяет нам лучше понять различные аспекты культурного наследия Западной Европы, от религиозных убеждений до литературных произведений и художественных образов. Кроме того, изучение эсхатологии в контексте современного общества помогает нам лучше понять вызовы и угрозы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и развивать стратегии для их преодоления. Раскрывается и восприятие духовных ценностей людей, поскольку спрос на данного рода тематику является подтверждением того, что многие люди находят их созвучными себе. Таким образом, исследование эсхатологии западноевропейской культуры остаётся актуальным и важным для понимания прошлого, настоящего и будущего Западной Европы, а также для обогащения наших знаний о мире и человеческом сознании в целом. Такое исследование затрагивает не только одну область знания, а целый спектр гуманитарных дисциплин.
Читать дальше
1. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2). - СПб.: Пневма, 2003. - 688 с. 2. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): в 2 т. Т. 2 / под ред. С. С. Неретиной; сост. С. С. Неретиной, Л. В. Бурлака. - СПб.: РХГИ, 2002. - 635 с 3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1.Ред.В. Ф. Асмус. М., «Мысль», 1976.-550 с. (АН СССР, Ин-т философии. Фплос.наследие).С.371-448. 4. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – 173 с 5. Бердяев Н.А. Спасение и творчество // Смысл творчества. – М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – С. 628–654. 6. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. – 2000. – № 5. – С. 51–62. 7. Бородай Т.Ю. «ТИМЕЙ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 733-738. 8. Булгаков С. Апокалиптика и социализм: в 2 т. Т. 2. – М.: Наука, 1993. – 752 с 9. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 509 с. 10. Гаспаров М. Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день // Вестник истории, литературы, искусства. Отделение историко-филолологичечких наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — Т. 1. — С. 26—29. 11. Гопченко П.Г. Критика религиозных концепций о «конце мира»: Социальные истоки и идейная сущность христианской эсхатологии. – Киев–Одесса: Вища шк., 1979. – 191 с. 12. Гранин Р. С. К вопросу о происхождении термина «эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики XX столетия // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — № 2. — 2013. — C. 83—91. 13. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников // Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб., 2007. – С. 544. 14. Гуревич А. Я. Индивид и социум на Средневековом Западе. — СПб.: Alexandria, 2009. — С. 172. 15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 573 с 16. Даниэлу Ж. Эсхатологические чаяния // Символ. 1986. № 16. - С. 56 17. Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. с итал. М. Лозинского; вступ. ст. К. Державина; Ил.Г. Доре. Оф. Е. Ганнушкина. М.: Правда, 1982. -640 с. 18. Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство “Логос” 1999. – 224с. 19. Дементьева В.В. «Римская конституция»: проблема правовой и исторической корректности понятия // Forum Romanum. Доклады III международной конференции «Римское частное и публичное право: многовековой опыт развития европейского права». — 2003. — С. 18-26. 20. Денисон Д. Т. История кавалерии. Вооружение, тактика, крупнейшие сражения / под ред. Е. Л. Шведовой; пер. с англ. С. В. Федорова. — М.: Центрполиграф, 2014. — 301 с. 21. Древний мир: В 2 кн. Кн. 1. А—К. / под ред. А. О. Чубарьяна. — М.: Олма-Пресс Образование, 2003. — 320 с 22. Ианнуарий (Ивлиев). «И увидел я новое небо и новую землю...». Апокалипсис. Богословско-экзегетический комментарий. — М.: ББИ, 2021. — 346 с 23. Иннокентий Павлов Ин 1:1-5. Главный богословский текст Нового Завета — его оригинал, поэтика, контекст. — М.: ББИ, 2019. — 247 с. 24. История западной философии / Бертран Рассел; [перевод с английского]. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 1024 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Методы последовательного анализа в исследовании систем
Количество страниц:
21
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Высшая математика
курсовая работа
Ничтожные и оспоримые сделки
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Юриспруденция
курсовая работа
Разработка комплекса мероприятий по продвижению загородного отдыха в гостевом доме
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Гостиничное дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image