В заключение, исследование эсхатологии западноевропейской культуры представляет собой важное и многогранное направление, которое позволяет нам лучше понять историю, культуру и современность Западной Европы. Эсхатологические учения, мифы и символы играют значительную роль в формировании мировоззрения, ценностей и верований людей, а также влияют на их поведение и взаимодействие в обществе.
В первой главе было рассмотрено становление христианства как основу мировоззрения для западноевропейской цивилизации. Это был долгий процесс, который в первую очередь стал возможен благодаря жертвенной вере христиан в свои убеждения. Большое влияние церковь оказывала на формирование таких понятий как: жизнь, смерть, мораль, любовь, вера и долг. Оказывала она влияние и на политическую жизнь. Обладая силой, которая заключалась в распоряжении влиянием прихожан, церковь могла корректировать принятые решения или же полностью властвовать над королями. Ключевым аспектом также является философская предпосылка, которая заключалась в интеллектуальной подготовленности людей знакомых с произведениями античных мыслителей к христианской вере. Наблюдается множество точек пересечения, например понимание мира как нечто двойственного, где один идеальный (Царство Небесное), а второй лишь копия (реальный мир). Большое влияние оказала и куртуазная литература, которая освещала подвиги рыцарей. Рыцари по праву считаются символом Средних веков, особенно та её часть, которая в своем основании имела религиозное основание.
Вторая глава посвящена тому, как в культуре выражались эсхатологические чувства людей. Большинство из них работ неразрывно связаны с храмами, соборами, монастырями украшая внешнее и внутреннее убранства. Это делалось для того, чтобы каждый кто посещает их помнил о Страшном суде и думал о спасении души. Праздность развращает внутренний мир, именно поэтому необходимо помнить о загробной жизни. Целью такого украшения являлось не только эстетическая составляющая, а еще и поучительная. Образование в Средние века могли позволить себе особые слои, и убранство храмов помогало людям лучше изучить библию. Фрески, статуи, витражи всё это способствовало тому, что любой мог, слушая молитвы представлять себе картины из священного писания. Такой гармоничный союз только укреплял связь церкви и прихожан. Отдельной темой было рассмотрено изображение образа всадников Апокалипсиса. Они являются частыми персонажами фресок, статуй, книжных миниатюр. Это связано с тем, что именно они являются вестниками конца времен. В каждую эпоху люди старались усмотреть проявление этих знамений. Причиной этого был глубочайший ужас и трепет перед гневом Бога.
Рассмотрение того, как массовая культура влияет на представление про конец света и как оно его выражает содержится в третей главе. Там так же приводится пример того, как понимали массовую культуру понимали известные философы, культурологи и социологи. В результате чего делается выводом о том, что в сознании людей остается некоторый страх относительно будущего, которое последует после земной жизни. Множество авторов возвращаются к темам греховности и искупления, призывая людей обратить внимание на спасение своей души. Сбивает с такого курса романтизация дьявольских персонажей. На подобные роли зачастую выбираются харизматичные актеры, которым приписываются такие черты как: асоциальность, смелость быть собой, наглость, призрение к устоявшемся нормам морали. Такое сочетание способствует тому, что каждый человек может увидеть в таких персонажах себя, как нереализованную свою часть. Это мнимый образ дополняется безнаказанностью, которая всюду преследуют их. Принимая такой образ на себя люди могу серьезно пострадать, поэтому к созданию таких персонажей следует относится с осторожностью.
Анализ эсхатологических концепций позволяет нам лучше понять различные аспекты культурного наследия Западной Европы, от религиозных убеждений до литературных произведений и художественных образов. Кроме того, изучение эсхатологии в контексте современного общества помогает нам лучше понять вызовы и угрозы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и развивать стратегии для их преодоления. Раскрывается и восприятие духовных ценностей людей, поскольку спрос на данного рода тематику является подтверждением того, что многие люди находят их созвучными себе.
Таким образом, исследование эсхатологии западноевропейской культуры остаётся актуальным и важным для понимания прошлого, настоящего и будущего Западной Европы, а также для обогащения наших знаний о мире и человеческом сознании в целом. Такое исследование затрагивает не только одну область знания, а целый спектр гуманитарных дисциплин.