Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1 Понятие государственного финансового контроля 5
1.2 Методические основы государственного финансового контроля в Российской Федерации 7
1.3 Задачи и функции Центрального банка России 9
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ КАК ОРГАНА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 12
2.1 Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) как регулятор финансового рынка 12
2.2 Деятельность Центрального банка России в области финансового контроля 17
2.3 Роль правовых актов Центрального банка Российской Федерации в обеспечении стабильности финансового рынка 20
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ КАК ОРГАНА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 23
3.1 Проблемы и современные тенденции развития финансового контроля в Российской Федерации 23
3.2 Перспективы цифрового рубля как инструмента обеспечения финансового контроля 25
Заключение 28
Список литературы 29
Читать дальше
Актуальность темы исследования. В настоящее время финансовый контроль является одним из основных видов контрольной деятельности в Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обуславливается и тем, что процессы трансформации плановой экономики в рыночную усилили значение финансового контроля за четким соблюдением рациональности и законности использования государственных денежных фондов. Хотелось бы отметить, что государственный финансовый контроль – это важнейший рычаг финансового механизма, ключевое средство осуществления современной государственной финансовой политики. В целом, роль финансового контроля заключается в постоянном поддержании достаточно успешной реализации финансовой стратегии и тактики, в эффективном и целесообразном формировании, использовании и распределении финансовых ресурсов государства.
В последнее десятилетие в Российской Федерации осуществлен ряд мер по совершенствованию государственного финансового контроля. Несмотря на существенные изменения в законодательстве, в организации финансового контроля в Российской Федерации по-прежнему имеется целый ряд проблем, касающихся системного регулирования в правовой сфере государственного финансового контроля.
Главным звеном денежно-кредитной и банковской системы любого государства в современности выступает центральный (национальный) банк. Центральный банк оказывает существенное влияние на экономику и банковскую систему государства. Сущность любого центрального банка определяется его целями и задачами, а также объемом полномочий. Одним из важных направлений многогранной деятельности Центрального банка РФ является финансовый контроль.
В целом, Центральный Банк России выступает ведущим финансово-кредитным учреждением государства, по своей сущности независимым и обособленным от представительных и исполнительных органов власти – он подотчетен лишь Федеральному собранию Российской Федерации. Банк России участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства, реализуя такие важные полномочия, как осуществление денежной эмиссии и организация денежного обращения, разработка и проведение денежно-кредитной политики, которые являются одними из основных полномочий Банка России и оказывают существенное влияние на состояние всей финансовой системы страны.
Степень разработанности темы. Данная тема является недостаточно изученной. В настоящее время разработкой различных аспектов темы занимаются такие ученые и исследователи, как Бубич Т.А., Гладской С.А., Пастушенко Е.Н. и другие.
Объектом исследования являются система финансового контроля над формированием, распределением и использованием государственных денежных фондов, необходимых для реализации целей и задач государства.
Предметом исследования является деятельность Банка России в области финансового контроля, а также нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок применения форм и методов проведения финансового контроля.
Целью курсовой работы является анализ сущности и специфики деятельности Банка России как органа финансового контроля.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты финансового контроля;
изучить деятельность Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) как регулятора финансового рынка;
проанализировать деятельность Центрального банка России в области финансового контроля;
определить роль правовых актов Центрального банка Российской Федерации в обеспечении стабильности финансового рынка;
выделить перспективы цифрового рубля как инструмента обеспечения финансового контроля.
Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез.
Структура исследования: содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы.
Читать дальше
Для осуществления нормального государственного управления финансовый контроль является одним из важнейших элементов. После перехода к рыночной экономике финансовый контроль в Российской Федерации стал обладать еще большей важностью. В то же время финансовый контроль значительно усложнился.
Финансовый контроль имеет широкий характер и определятся в основном отечественными учеными и исследователями в области финансового права. В частности, Е.Ю. Грачева дает следующее понятие финансового контроля – «это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных субъектов по проверке соблюдения законности всеми субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности для достижения в обществе социально значимых целей и задач» [18].
А. Ю. Ильин и М. А. Моисеенко дают следующее понятие финансового контроля – «это особая форма деятельности, основанная на властных предписаниях правовых норм, направленной на проверку своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования, осуществлении принудительных изъятий в бюджетную систему, установлении оснований для применения мер ответственности за нарушение финансового законодательства» [19].
Несмотря на значимость финансового контроля, осуществляемого государством, однозначного понятия государственного финансового контроля в настоящий момент нет. Законодатель вместо представления в нормативных актах конкретного понятия государственного финансового контроля говорит о его целях, как, например, в Бюджетном кодексе Российской Федерации [2]. В частности, среди целей выделяются обеспечение соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также соблюдения условий госконтрактов, договоров о предоставлении средств из бюджетов.
Читать дальше
Главенствующее место в российской банковской системе принадлежит Банку России. Вокруг статуса Центрального Банка РФ ведется немало дискуссий. Позиции «двойственности» статуса ЦБ РФ поддерживает судебная практика российских судов. Некоторые ученые (например, М.В. Баглай и Е.А. Суханов) считают, что дискуссии о правовом статусе главного банка страны будут все время, и определенного ответа не будет, а главный вывод из научных исследований – уникальность такого статуса ЦБ РФ. При этом они относят его к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Другие исследователи (В.Е. Чиркин и А.В. Турбанов) полагают внедрить в законодательство понятие юридического лица публичного права. Суть этой концепции – статус ЦБ РФ следует исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом государственной власти, но обладающего государственно-властными полномочиями. В одно время многие также утверждали, что ЦБ РФ может быть признан государственной корпорацией.
Стоит констатировать, что на данный момент Центральный Банк выступает в качестве кредитной организации, обладающей особыми полномочиями, нежели другие участники финансового рынка, но и одновременно с этим, также занимается контролем за порядком на всем финансовом рынке РФ. Многие замечают, что наделение ЦБ РФ дополнительными полномочиями способствует развитию конфликта интересов. Однако на такой шаг законодатель пошел не просто так. Функции и методы воздействия на рынок Банком России выделены в Законе о ЦБ РФ. Такие методы воздействия делятся на прямые (административные) и косвенные (экономические).
Читать дальше
Главенствующее место в российской банковской системе принадлежит Банку России. Вокруг статуса Центрального Банка РФ ведется немало дискуссий. Позиции «двойственности» статуса ЦБ РФ поддерживает судебная практика российских судов. Некоторые ученые (например, М.В. Баглай и Е.А. Суханов) считают, что дискуссии о правовом статусе главного банка страны будут все время, и определенного ответа не будет, а главный вывод из научных исследований – уникальность такого статуса ЦБ РФ. При этом они относят его к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Другие исследователи (В.Е. Чиркин и А.В. Турбанов) полагают внедрить в законодательство понятие юридического лица публичного права. Суть этой концепции – статус ЦБ РФ следует исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом государственной власти, но обладающего государственно-властными полномочиями. В одно время многие также утверждали, что ЦБ РФ может быть признан государственной корпорацией.
Стоит констатировать, что на данный момент Центральный Банк выступает в качестве кредитной организации, обладающей особыми полномочиями, нежели другие участники финансового рынка, но и одновременно с этим, также занимается контролем за порядком на всем финансовом рынке РФ. Многие замечают, что наделение ЦБ РФ дополнительными полномочиями способствует развитию конфликта интересов. Однако на такой шаг законодатель пошел не просто так. Функции и методы воздействия на рынок Банком России выделены в Законе о ЦБ РФ. Такие методы воздействия делятся на прямые (административные) и косвенные (экономические).
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Финансовый контроль является одним из видов «отраслевых» контролей. В научной литературе представлены различные подходы к определению финансового контроля, основывающиеся на его рассмотрении через призму финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, с учетом установленных норм и правил.
Органы финансового контроля в Российской Федерации – это органы внешнего (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) и внутреннего контроля (Федеральное казначейство, а также соответствующие органы финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях). В основе данной структуры лежит принцип разделения властей с учетом подотчетности органов финансового контроля либо законодательным (представительным), либо исполнительным органам власти.
Одним из субъектов финансового контроля является Банк России. Центральный банк оказывает существенное влияние на экономику и банковскую систему государства. Сущность любого центрального банка определяется его целями и задачами, а также объемом полномочий. Одним из важных направлений многогранной деятельности Центрального банка РФ являются операции на финансовом рынке. Отношения, возникающие в процессе организации и функционирования банковской системы, в значительной части являются финансово-правовыми в силу своей принадлежности к процессу финансовой деятельности государства. Банк России участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства, реализуя такие важные полномочия, как осуществление денежной эмиссии и организация денежного обращения, разработка и проведение денежно-кредитной политики, которые являются одними из основных полномочий Банка России и оказывают существенное влияние на состояние всей финансовой системы страны.
Читать дальше
Нормативные материалы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – ст. 3823.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 28. – ст. 2790.
4. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 30 (Часть I). – ст. 4084.
5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31 (часть I). – ст. 5007.
6. Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 09.06.2022) «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» // СПС «Консультант Плюс»
7. Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 09.08.2023) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
8. Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 03.01.2024) «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 10. – ст. 1472.
9. Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 № 100 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 7. – ст. 829.
10. Постановление Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 (ред. от 02.03.2023) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 9. – ст. 1206.
11. Постановление Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (ред. от 09.12.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31 (часть II). – ст. 5176.
12. Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 (ред. от 02.03.2023) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – №34. – ст. 5462.
13. Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1237 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 34. – ст. 5464.
14. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1478 (ред. от 02.03.2023) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 39. – ст. 6055.
15. Указание Банка России от 21.03.2011 № 2598-У «Об упорядочении отдельных актов Банка России» // Вестник Банка России. – 2011. – № 17.
16. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 г. № КАС-1851 // СПС «Консультант Плюс»
Научные, технические и учебно-методические издания
17. Алексеев А.Н. Перспективы цифровизации отраслевой экономики России: особенности и условия / А.Н. Алексеев. – М.: Норма, 2019. – 236 с.
18. Грачева Е.Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка / Е.Ю. Грачева // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2019. – №4. – С. 20-30.
19. Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля: монография / Ильин А. Ю., Котов В. В., Моисеенко М. А. – М.: Проспект, 2020. – 92 с.
20. Симонян В.М. Проблемы и современные тенденции развития внутреннего государственного финансового контроля в РФ / В.М. Симонян // Форум молодых ученых. – 2022. – №9 (73). – С. 80-86.
21. Турбанов А.В. Финансовое право и финансовый рынок (часть I) / А.В. Турбанов // Финансовое право. – 2020. – № 10. – С. 7-12.
Ресурсы сети Интернет
22. Гладской С.А. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации как ведущем органе финансового контроля и надзора [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39168654
23. Крылова О.С. Роль Центрального банка в банковской системе РФ // Молодой ученый [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/234/54310/
24. Матвеева Е.Е. Анализ методических основ государственного финансового контроля в условиях пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodicheskih-osnov-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-usloviyah-pandemii
25. Матвеева Е.Е. Применение риск-ориентированного подхода в сфере государственного финансового контроля // Экономический журнал [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-risk-orientirovannogo-podhoda-v-sfere-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya
26. Мирошник С.В. Совершенствование контрольно-надзорных полномочий Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36719843
27. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/
28. Пастушенко Е.Н. Роль правовых актов Центрального банка Российской Федерации в обеспечении стабильности финансового рынка на современном этапе // Вестник СГЮА [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pravovyh-aktov-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii-v-obespechenii-stabilnosti-finansovogo-rynka-na-sovremennom-etape
29. Питиримова А.О. Цифровой рубль как инструмент обеспечения финансового контроля [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-rubl-kak-instrument-obespecheniya-finansovogo-kontrolya
30. Примак В.В. Понятие государственного финансового контроля // Образование и право [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-3
31. Соколов А.Ю. Об общих принципах применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-obschih-printsipah-primeneniya-risk-orientirovannogo-podhoda-v-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti
32. Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/documents/strategy/
33. Тропская С.С. Финансовый уполномоченный как субъект публичного права финансового рынка [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43037485
34. Хребтова Т.П. Государственный финансовый контроль: сущность, содержание, виды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-suschnost-soderzhanie-vidy
35. Целыковский И.В. Институциональная независимость Центрального банка. Миф или реальность [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnaya-nezavisimost-tsentralnogo-banka-mif-ili-realnost
36. Hauser А. Market dysfunction and central bank tools [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/publ/mc_insights.htm
Читать дальше