Актуальность исследования состоит в том, что изучение организации системы управления гостиничным предприятием и другими средствами размещения, позволяет наиболее продуктивно воздействовать с внешней средой, рационально распределять ресурсы предприятия для достижения целей организации с наивысшей эффективностью.
Эффективный менеджмент должен опираться на систему управления, охватывающую все виды деятельности гостиницы, отвечающую требованиям абсолютной прозрачности для управления и контроля. Подобная система должна включать все действующие инструменты управления и структурировать управленческие воздействия, способствуя повышению доходности и прибыльности предприятия, расширению номенклатуры услуг и совершенствованию качества обслуживания. Система управления должна оптимизировать использование всех ресурсов в управлении гостиницей, функционально разграничивать место каждой службы в системе управления и способствовать повышению эффективности их взаимодействия.
На сегодняшний день, гостиничная сфера – это мощная структура в системе экономики страны, региона или туристского центра и очень весомая доходная часть бюджета страны. Саму суть понятия «гостиничное хозяйство» большинство исследователей приравнивают к понятиям «гостиничная индустрия», «гостиничное дело», «гостиничный бизнес». Это исходит из того, что субъекты хозяйствования работают с целью получения прибылей за услуги по размещению туристов, а также предоставления дополнительных услуг.
Гостиничное управление является сложным и многоаспектным процессом, который включает множество направлений деятельности для обеспечения эффективного управления гостиничным бизнесом и достижения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей гостей. В целом деятельность в гостиничной сфере – это процесс, который требует от менеджеров высокой квалификации, глубоких знаний в области управления, маркетинга, экономики и других смежных областей, а также способности эффективно управлять различными ресурсами и обеспечивать высокий уровень обслуживания гостей.
Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей деятельности по управлению гостиницами и иными средствами размещения.
Объект исследования – система управления гостиничным хозяйством в современных условиях.
Предмет исследования - основные виды деятельности по управлению гостиницами и иными средствами размещения.
Задачи:
1.Изучить понятие гостиничного хозяйства и его структуру управления.
2.Рассмотреть особенности организации основных видов деятельности управления гостиничным предприятием.
3.В рамках изучения системы мотивации как важнейшего вида деятельности в управлении гостиничного комплекса «Винтаж», проанализировать существующую систему мотивации и стимулирования персонала.
4.Разработать предложения по совершенствованию системы повышения мотивации персонала гостиницы «Винтаж».
В работе использовались методы: анализ состояния исследуемой проблемы; системный подход, социологический опрос, тестирование, а также статистические методы количественных показателей.
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Читать дальше
1.1. Понятие гостиничного хозяйства и его структуры управления
Для современного процесса развития индустрии гостеприимства характерны: возрастающие потребительские требования к гостиничному продукту, услугам, технологиям; обострившаяся конкуренция на рынке предоставления услуг и сервиса; потребность в инвестициях для создания конкурентоспособной инфраструктуры гостинично-ресторанного комплекса. Гостиничное дело — это сфера предоставления услуг материального и нематериального характера, тесно связанная с развитием делового туризма и отдыха.
Гостиничное хозяйство — это динамично развивающаяся отрасль современной тур индустрии. Развитие туризма невозможно без наличия современной, комфортабельной, удовлетворяющей потребности туристов гостиничной базы. Особенности организации гостиничного дела опираются на принципы гостеприимства [5, c.33].
Гостеприимство — это радушие в приеме и угощении посетителей, иногда гостеприимство означает странноприимство [8, c.32]. Возникнув на ранних стадиях истории человечества как социальный институт, обеспечивающий защиту, прием и заботу вне дома, гостеприимство постепенно превратилось в выгодную и нужную обществу коммерческую сферу деятельности.
Сфера гостеприимства включает в себя различные секторы и отрасли, а кроме этого, необходимо учитывать взаимосвязи между гостиничными комплексами и другими компаниями.
Руленкова Е. А. пишет, что гостиничное хозяйство — это совокупность гостиничных предприятий различных типов, принимающих и предоставляющих услуги по размещению, питанию, дополнительным и смежным услугам [15, c.32].
Экономическую природу гостиничного хозяйства авторы определяют, как отношения или деятельность. Понятие «гостиничное хозяйство», то его можно понимать, как в широком, так и в узком смысле этого слова. В широком понимании гостиничное хозяйство — это индустрия гостеприимства, предоставляющая возможности для проживания, питания и другие дополнительные услуги. В узком понимании гостиничное хозяйство – это только проживание [3].
Гостиничный бизнес выступает важнейшим фактором экономического роста стран, так как выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг.
Основными составляющими гостиничной индустрии являются: размещение, питание, перевозки, отдых. Значимой функцией гостиничного сервиса является предоставление места временного проживания гостей.
Инструкции ВТО дают четкое определение средствам размещения — это «объекты, которые регулярно или эпизодически предоставляют туристам места для ночевки» [6, c.24].
Размещение предусматривает для гостя стандартный набор услуг для комфортного проживания. Существует экспертное мнение ВТО о делении средств размещения на две группы: коллективные и индивидуальные средства размещения [6, c.25].
Гостиница является классическим образцом коллективного типа размещения туристов. Наличие номеров позволяет ей выполнить свою основную функцию – размещение гостей для ночевки. Кроме этого, все гостиницы осуществляют комплекс обязательных услуг и имеют возможность предоставлять дополнительные и сопутствующие услуги.
В соответствии с «Порядком классификации средств размещения» принято обозначать категорию гостиницы знаком «звезда». Самыми обширными классификациями принято считать систему звезд, которая используется во Франции, в Египте, в Австрии, Венгрии, Китае и в других странах мира, систему букв, употребляемую в Греции, систему «корон», свойственную для Великобритании, систему разрядов и иные [5, c.35].
Читать дальше
2.1. Анализ существующей системы мотивации и стимулирования персонала в гостинице «Винтаж»
Мотивация персонала гостиничного предприятия – это цельный комплекс действенных и продуманных мер, которые поддерживают сервис в заведении на должном уровне [1, c.66]. Эти меры подразделяются на две группы.
К первой группе относится мотивация, осуществляемая на денежной основе. Состоит из правильно подобранной системы оплаты труда персонала; выдачи премий за выполнение рабочего плана; дополнительной оплаты за выполнение сверхурочной работы.
Вторая группа мер – это меры не материального характера. К ним относится большое количество вариантов мотивирования, например, обеспечение сотрудников бесплатным питанием, либо наличие скидок на меню для персонала; развитие профессиональных навыков работников, посредством тренингов, конференций, обучающих занятий и официального повышения квалификации; гибкий график; создание здоровой конкуренции между коллегами, наряду с поддержанием дружелюбной атмосферы в коллективе [2].
Для того, чтобы определить, какие методы соответствуют текущему моменту, разрабатываются анкеты и опросники для гостей, где определяется качество сервиса, анализируются претензии или пожелания по улучшению работы. На основе полученных результатов появляется возможность выявления проблемных зон в работе персонала и определение дальнейших путей выбора метода и средств его мотивирования.
Исследование проводилось на основании гостиницы «Винтаж». Адрес: 191014, город Санкт-Петербург, Невский район, проспект Обуховской обороны, дом 261. Деятельность гостиничного комплекса «Винтаж» всегда была направлена на удовлетворение потребностей каждого отдельного покупателя, независимо от его социального статуса и финансовых возможностей [14].
Структура гостиницы «Винтаж» представлена на Рис.1, Приложение 1.
Структура гостиницы «Винтаж» определена с помощью двух компонентов: управления «Винтаж»; линейных подразделений «Винтаж».
Структура управления гостиницы «Винтаж» имеет линейно – функциональное соподчинение. Применяемая линейно–функциональная соподчиненность подразумевает подчиненность управленческих работников, по общим вопросам – линейным руководителям, по специальным вопросам – функциональным руководителям (главных специальностей).
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Индустрия гостеприимства – это комплексная сфера деятельности экономических субъектов, занимающих созданием благоприятных условий для отдыха туристов.
На современном этапе гостиничный бизнес развивается ускоренными темпами, так как стремится удовлетворить возникающие потребности населения в данной сфере. По своей природе гостиничный бизнес является неоднородным, так как состоит не из одной услуги, а из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых, но разных услуг, сочетания индивидуального и коллективного труда, отношений разных форм собственности и т.д. Тем не менее, гостиничный бизнес занимает важное место в экономике любого государства.
Гостиничный бизнес – это особая сфера человеческой деятельности, которая обслуживает человека, организует производство ряда материальных услуг. Задачей гостиничного бизнеса является обслуживание конкретного человека с конкретными потребностями, сотрудники гостиничного бизнеса осуществляют непосредственный контакт с ним. Успех управления гостиницей, хостелом, отелем зависит не только от психологии заказчика и учета его потребностей, индивидуальностей и особенностей, но и от работы каждого сотрудника. На примере гостиницы можно проследить принцип, согласно которому тесное и налаженное взаимодействие всех субъектов приводит к эффективной реализации целей и задач, стоящих перед гостиничным бизнесом, а именно – привлечение прибыли.
Гостиница стремится к конечному результату, в качестве которого можно определить и наращивание базы постоянных гостей, а также привлечение новых клиентов. Реализовать подобное можно не только с помощью грамотно выстроенной маркетинговой политики, но и при помощи внимательного отношения к деталям. Гостиница должна иметь в своем составе грамотных менеджеров, которые не только умеют управлять, но я знают теорию управления гостиничным бизнесом, который отличается особой спецификой. Необходимо отметить, что от деятельности одного сотрудника может зависеть деятельность всей компании в целом.
Управление персоналом современной гостиницы включает в себя планирование потребности в персонале, подбор и отбор персонала, оценку результативности труда, создание системы мотивации, обучения, развития персонала, обеспечение карьерного роста.
В условиях роста конкуренции в гостиничном секторе для каждого предприятия очень важно выстроить эффективную систему управления персоналом. Успехи ведущих мировых отелей в обеспечении высокого качества их быстрого восстановления, снижении затрат на предоставление услуг и интеграции усилий персонала связаны с тем, что в них созданы высокоэффективные системы управления персоналом.
Во второй главе мы проанализировали существующую систему мотивации и стимулирования персонала в отеле «Винтаж», г. Санкт-Петербург. В результате исследования выявились проблемы незаинтересованности руководства гостиницы в мотивации своего персонала: не учитывалась информация о личных качествах сотрудников, отсутствовал личностный рост в организации, не отлажена система премий.
Разработанные нами мероприятия нацелены на поддержание «здорового» корпоративного климата в коллективе, снижение текучести персонала, формированию сплоченности и лояльности коллектива и налаживания взаимоотношений между сотрудниками, руководством и подчиненными.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
Список литературы
1.Белецкая Г.С. Подходы к формированию системы мотивации персонала предприятий как одна из предпосылок повышения их конкурентоспособности // Международный научный журнал «Научное обозрение». - 2022. - № 5. - С. 64-69.
2.Богиня Д.П. Методологические основы формирования мотивационного механизма конкурентоспособности рабочей силы URL: https://elibrary.ru(дата обращения: 06.02.2024).
3.Звигинцев Е.Е., Михайловский В.П. Развитие гостиничного хозяйства -как составляющая рынка услуг в условиях современной рыночной экономики URL: https://elibrary.ru(дата обращения: 06.02.2024).
4.Иванов В.В., Волов А.В. Использование маркетинговых инструментов для управления гостиничным продуктом URL: https://elibrary.ru(дата обращения: 06.02.2024).
5.Исалова М.Н., Платова Ф.Р. Особенности управления устойчивым развитием предприятий гостиничного бизнеса // Управление. - 2020. - №12. - С.32-36.
6.Исмаев Д.К. Маркетинг гостиничных услуг в России: Учебное пособие. – М.: ВШТГ, 2021. – 90 c.
7.Лесник А.Л., Чернышев А.В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. – М.: ООО «Агентство рекламы «Товарищ», 2022. – 120 c.
8.Макринова Е.И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте: учеб. пособие. – Спб: Троицкий мост, 2022. – 206 с.
9.Митрофанов С.В. Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие для бакалавров. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2020. — 230 с.
10.Николенко П.Г. Организация гостиничного дела: учебник и практикум для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 449 с.
11.Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. Под ред. В.Н. Акишина, И.В. Гончаровой, А.И. Клебанова, М.Д. Малахаткиной. – М.: Финстатинформ, 2021. – 535 c.
12.Организация и управление гостиничным бизнесом. Под ред. А.Л. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышева, авторский коллектив А.А. Бобылёв, Н.Ю. Володоманова, К.В. Георгиев, И.В. Гончарова и др. Учебник. – М.: Альпина, 2021. – 280 c.
13.Осина Е. Стратегии развития социально-ориентированных объектов индустрии гостеприимства // Актуальные проблемы развития сферы туризма и гостеприимства. - 2021. - № 6. – С. 38–44.
14.Официальный сайт гостиницы «Винтаж». URL: https://www.eurasia-hotel.ru/hotels/vintage (дата обращения: 06.02.2024).
15.Руленкова Е. А. Роль индустрии гостеприимства в развитии экономики // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. – Минский университет, 2020. – С. 32–33.
16.Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. Учебное пособие. – М.: Экономист, 2023. – 220 c.
17.Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник. – М.: ЮРКНИГА, 2021. – 405 c.
Читать дальше