Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования жанров и жанровых форм в телевизионной журналистике 5
1.1. Типология жанров (больших жанровых форм) в телевизионной журналистике 5
1.2. Разнообразие жанровых (малых) форм в телевизионной журналистике 10
Глава 2. Характеристика жанровых форм телевизионной журналистики (на примере материалов ГТРК «Томск») 13
2.1. Методология исследования 13
2.2. Специфика жанров и жанровых форм новостной телевизионной журналистики 15
Заключение 19
Список литературы
Читать дальше
Актуальность данного исследования связана с процессами изменения новостных телевизионных медиатекстов, которая обусловлена рядом причин. Во-первых, существенное влияние на изменения, наблюдаемые в выпусках новостей, оказал такой процесс, как цифровизация, который способствовал стремительному технологическому развитию и переводу информации в цифровой формат. Во-вторых, развитие информационно-коммуникационного пространства и появление пользовательского контента кардинальным образом изменили процесс производства и распространения новостей, поскольку в настоящий момент достаточно большое количество людей, которые раньше являлись представителями аудитории средств массовой информации, в настоящий момент способны взять смартфон, запечатлеть событие, выложить видеозапись или фотографию в Интернет и стать соавтором медиатекста после того, как сотрудники редакции используют видеозапись или фотографию пользователя в своем материале, сделав ссылку на его аккаунт (указание авторства). Так, можно утверждать, что современная медиасреда стала кардинально другой по сравнению с периодом нескольких предшествующих десятилетий. Не все изменения нашли отражение в научном дискурсе, именно поэтому данная работа является актуальной и значимой.
Кроме того, актуальность данного исследования обусловлена рассмотрением эмпирического материала – нового, вышедшего в эфир в самое последнее время, вследствие чего, вероятно, данная эмпирическая база ещё не была проанализирована другими исследователями и результаты анализа не были опубликованы в научных источниках. Это также подтверждает актуальность и научную новизну данной работы.
Цель курсовой работы — исследовать особенности жанровых форм телевизионной журналистики.
Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать типологию жанров в телевизионной журналистике;
- описать разнообразие жанровых форм в телевизионной журналистике;
- выявить специфику жанров и жанровых форм новостной телевизионной журналистики.
Объектом работы стали выпуски информационной телепрограммы «Вести-Томск».
Предмет — разнообразие жанровых форм телевизионной журналистики.
Методами исследования являются анализ документов, описание, сравнительный анализ, качественный контент-анализ, а также систематизация полученных данных.
Материалами курсовой работы являются стали медиатексты выпусков новостей «Вести-Томск» за период случайно выбранной недели с 5 по 11 февраля 2024 г.. Помимо медиатекстов журналистов, в курсовой работе были проанализированы и обобщены такие данные практической деятельности (метаданные), как практические части исследований лингвистов, филологов и специалистов в области массовой коммуникации, посвященные жанрам телевизионной журналистики.
Структура работы представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, в которых изучаются теоретические основы исследования жанров и жанровых форм в телевизионной журналистике, а также дается характеристика жанровых форм телевизионной журналистики (на примере материалов ГТРК «Томск»), заключением и списком литературы.
Читать дальше
В теории журналистики под жанром понимается устоявшаяся форма журналистского контента, которая обладает рядом устойчивых признаков и характеристик . Наличие в журналистике такого понятия, как жанр, позволяет журналистам как представителям творческой профессии эффективнее создавать собственные тексты, медиакомпаниям как работодателям и социальным институтам наличие жанров дает возможность точнее и корректнее доносить до своих подчинённых (редакторов, корреспондентов, продюсеров) ожидаемую форму и содержание медиатекстов. Наконец, жанры журналистики нужны и для представителей аудитории: наличие жанров позволяет аудитории понимать, что именно они получат в результате ознакомления с медиатекстом: для читателей понятно отличие между рецензией и заметкой, для зрителей также понятна разница между интервью и прямым включением с места событий. Так, наличие жанровой системы в журналистике необходимо как для создателей медиаконтента, так и для получателей (т. е. аудитории средств массовой информации, а также гражданских журналистов).
Современная жанровая структура телевидения представлена тремя группами жанров:
- информационно-публицистическими;
- документально-художественнымии;
- художественными .
Группа художественных жанров не входит в сферу интересов при изучении журналистики, поскольку в производстве продукции художественных жанров журналисты не принимают участия: в частности, к группе художественных жанров можно отнести телевизионные сериалы, кинофильмы, частично рекламу. Вторая группа – группа документально-художественных жанров относится к сфере деятельности журналистов, тем не менее ключевым жанром данной группы является документальный телефильм, создание которого связано с авторским началом журналиста-автора и в меньшей степени предназначено для конвейерного телевизионного эфира. Помимо документального телефильма, к группе документально-художественных жанров относятся конкурсы и викторины, реалити-шоу, а также документальная драма (докудрама).
Читать дальше
Методология необходима для корректного проведения эмпирической части исследования. Методологией называется совокупность правил и подходов, на основании которых проводятся научные исследования. Методология обеспечивает объективность, благодаря входящим в неё правилам, одновременно исключается субъективность учёного, который, работая над темой, может иметь собственные представления о проблеме, которые могут не отражать реального положения дел. Именно поэтому методология способствует объективности в научном познании. Благодаря методологии производится новое научное знание, создаются новые методики, которые по сути и двигают науку вперёд. Главной составной частью методологии является набор методов, благодаря которым и осуществляются исследования.
Методология данной работы формируется исходя из работы с текстами в целом и медиатекстами в частности. Медиатексты достаточно часто становятся объектом исследования учёных, причём данная группа эмпирических объектов интересует не только филологов, но и специалистов в политологии, социологии, философии, психологии, поскольку массовая коммуникация оказывает существенное влияние на различные сферы жизни общества.
Для достижения цели данной исследовательской работы было принято решение использовать такой метод, как контент-анализ. Данный метод является распространённым в исследованиях, посвященных такой области знания, как коммуникативистика. Контент-анализом называется неопросный метод исследования, подразумевающий наличие определённых категорий, по которым проводится анализ текстов. Контент-анализ бывает двух видов — количественный и качественный, допускается использование обеих стратегий в одном исследовании. Количественный контент-анализ связан с подсчетом числовых показателей, характеризующих ту или иную категорию, тогда как качественный контент-анализ нацелен на качественную стратегию исследования и связан с выявлением тенденций и повторяющихся характеристик на основании относительно небольших массивов изначальных данных.
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно были исследованы особенности жанровых форм телевизионной журналистики. Для этого была охарактеризована типология жанров в телевизионной журналистике, описано разнообразие жанровых форм в телевизионной журналистике, а также на примере материалов «Вести-Томск» была выявлена специфика жанров и жанровых форм новостной телевизионной журналистики.
В работе были выявлены следующие жанры (или большие жанровые формы) телевизионной журналистики: информационное сообщение (видеосюжет), которое иначе исследователи называют заметкой, репортаж, ЛТТ (псевдо-прямое включение), прямое включение (по-другому называемое стрим), отчёт, опрос, или стрит-ток, а также рецензию. К малым жанровым формам относятся начитки, графика, дайджест, хрип, выход в студию.
Репортажи программы «Вести-Томск» выполнены в соответствии с особенностями данного жанра – проанализированные репортажи выполняют функцию погружения телезрителя в происходящее на экране. Также был выявлен подвид жанра репортаж – некролог.
Графика и инфографика используются нечасто в проанализированных выпусках новостей, что является небольшим недостатком, поскольку инфографика в значительной степени способна облегчить понимание информации для телезрителей, является визуально привлекательной и побуждающей представителей аудитории продолжить телесмотрение. Также было выявлено, что хрипы практически отсутствуют в выпусках проанализированной недели февраля 2024 г.
Читать дальше
1. Воронцов С. Г. Модель коммуникации Г. Д. Лассуэла как элемент методологии цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2019. №1. — С. 414-431.
2. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: учебное пособие. – СПб, 2003. — 93 с.
3. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. М., 2004. — 335 с.
4. Лазутина Г. В., Располова С. С. Жанры журналистского творчества: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 319 с.
5. Лукина М. М. Технология интервью: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. — 192 с.
6. Никольская Э. С. Место ЛТТ в жанровой палитре телевизионных новостей // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2019. №5. — С. 72-88.
7. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 260 с.
8. Телевизионная журналистика: учебник / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский [Электронный ресурс]. – М.: Изд-во МГУ, 2002. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm (дата обращения: 10.02.2024).
9. Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов / Бровченко Г. Н., Долгова Ю. И., Перипечина Г. В., Тихонова О. В. — М.: Аспект Пресс, 2019. — 208 с.
10. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.
11. Щербаль С. С. Инфотейнмент как метод создания телевизионного контента // Вестник ВУиТ. 2021. №4 (36). — С. 247-261.
12. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. — 596
Читать дальше