Обращения граждан и ответы на них представляют значительную часть документации государственных и муниципальных учреждений. Работа с обращениями граждан в органах исполнительной власти и местного самоуправления осуществляется специальными структурными подразделениями. Существует ряд законов и административных регламентов, регулирующих процесс работы с обращениями граждан, которые уточняют этот процесс. Основным законом, определяющим порядок работы с обращениями граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ [2]. Этот закон предусматривает рассмотрение обращений граждан в устной, письменной и электронной формах, устанавливает требования к письменным обращениям граждан, а также порядок и сроки их регистрации и рассмотрения. Закон также определяет виды обращений: предложение, заявление, жалоба. Изначально закон регулировал порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Начиная с 2013 года, его применение было расширено: порядок рассмотрения обращений должен соблюдаться не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и учреждениями и организациями, осуществляющими общественно значимые функции [6].
Несмотря на то, что Закон № 59-ФЗ внедрил основные принципы Указа от 12 апреля 1968 года «О процедуре рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», который успешно себя зарекомендовал на практике, и установил ряд гарантий реализации прав граждан на обращение, которые ранее не были закреплены на законодательном уровне, этот закон подвергается критике. Можно сказать, что положения закона «содержат нормы, которые не улучшают, а ухудшают положение граждан, и требуют дополнительного рассмотрения и переработки». Срок рассмотрения обращений граждан был увеличен с 15 до 30 дней, что затягивает процесс рассмотрения обращений.
Читать дальше