ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….……………….….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ НАВЫКОВ ПРЕДМЕТНОГО РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..…….6 1.1. Характеристика навыков предметного рисования……………...………...…6 1.2. Своеобразие навыков предметного рисования детей старшего дошкольного возраста ………………….……………………………………………………....…22 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРЕДМЕТНОГО РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………..……….44 2.1. Подбор и обоснование выбора диагностических методик, направленных на исследование особенностей навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста и анализ полученных результатов экспериментального исследования.............................................................................................................44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………………………………………………………55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...57 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………….……………………….…………60
КГПИ КемГУ
3 курс

Изучение навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Психология
61 страниц
89% уникальность
2024 год
15 просмотров
Мухаббатхон У.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованны
На современном этапе очень актуальной является проблема развития детского творчества. Заметен увеличенный интерес к теоретическим и практическим аспектам художественно-эстетического воспитания детей, рассматриваемого как важное средство формирования личности с полноценным развитием и духовным обогащением. Рисование - самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Для старших дошкольников рисование не просто забава, но еще и труд. Как и любое творчество, рисование требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить свои силы и внимание на том, что делаешь. Ребенок старше пяти лет способен выдерживать длительную нагрузку, становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением и слухом. Во время занятий рисованием ребенок развивает мелкую моторику руки, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Благодаря рисованию, у дошкольников формируется связная речь. Многочисленные научные исследования разных времен нам свидетельствуют о бескрайних творческих возможностях детей дошкольного возраста, следовательно, ведущая психолого-педагогическая задача проявляется в том, чтобы создать благоприятные условия стимулирования и направления развития личности ребёнка. Современная система образования в России ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков – не цель, а одно из средств достижения этой главной цели. Одно из важнейших условий развития ребёнка – это проявление и совершенствование его изобразительной деятельности. В своем творческом развитии ребёнок дошкольного возраста проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа – представления к творческому обобщению, от восприятия цельного образа к осознанию его внутреннего смысла осуществляется под влиянием взрослого, т.е. воспитателя. Научные исследования, проведенные в разные периоды, утверждают бескрайние творческие возможности детей дошкольного возраста. В связи с этим главной задачей психологов и педагогов является создание благоприятных условий для стимулирования и направления развития личности ребенка. Современная образовательная система ориентирована на развитие личности, рассматривая формирование знаний, умений и навыков не как цель, а как средство. Изучение навыков предметного рисования является частью образовательных программ для детей. Исследования в этой области помогают адаптировать методики обучения и оптимизировать образовательные процессы, с учетом особенностей восприятия и творческого развития детей. Объект исследования: процесс изучения навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: комплекс занятий по рисованию, направленный на изучение изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза заключается в предположении о том, что предметное рисование оказывает влияние на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, если оно: • направлено на овладение детьми техникой рисования; • мотивирует детей к творчеству; • пробуждает у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру. Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по рисованию, направленный на развитие навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: • на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть проблему изучения навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста; • определить особенности изучения навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста; • выявить возможности рисования в изучении навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста; • подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня развитости навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования; • разработать содержание комплекса занятий по рисованию, направленный на развитие навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Н.А. Ветлугиной, М.В. Грибановой, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.В. Шайдуровой, Г.С. Швайко, В.Б. Косминской, Д.Б. Лихачева, В.С. Мухиной, И.А. Лыковой, Л.С. Выготского, Т.Г. Казаковой, Г.А. Урунтаевой, и др. Тема изучения навыков предметного рисования у дошкольников затрагивалась такими учёными как: Сергей Дьячков, Елена Дубровская, Людвиг Штилер, Виктор Лоуэнфельд, Говард Гарднери др. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Читать дальше
1.1. Характеристика навыков предметного рисования Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо передать его форму, детали, соотношение частей. Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности. Ребенок 3-4 лет не может представить предмет целиком. Ему проще изображать его последовательно, часть за частью. Такая последовательность рисования ребенку легче, так как изобразив одну часть, ребенок воспринимает предмет дальше и видит, какую часть необходимо рисовать следующей. Постепенно нужно учить детей начинать рисование с целого наброска, так как рисование по частям может неправильно отобразить форму предмета. Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие: • научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением; • научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным; • передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; • развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Читать дальше
2.1. Подбор и преобладание обоснование предмету выбора диагностических создании методик, сакулина направленных на исследование необходимого особенностей лежит навыков предметного золотом рисования у воплощения детей старшего характерных дошкольного деталями возраста Базой для личность организации проявляющиеся практической работы journal стало представлял дошкольное учреждение «поэтому Город предлагает детства», г. Тюмень, подходящими Тюменская неменский область. В исследовании формы участвовали обращается дети подготовительной замысла группы в свою количестве 13 человек. композицией Дети намечаются очень активные, последний отзывчивые, казакова заинтересованные, с интересом этого занимаются на создании занятиях. Работа баба проводилась в три воспитания этапа. Первый поэтому этап - критериях констатирующий. На данном фантазированию этапе волков диагностического исследования цветные фиксируются: сохранит выбор ребенка, живых внешние способствуют проявления его реакции на низкий ситуацию, сама последовательность развития шесть замысла, важный сочетание видов голова деятельности, педагогам комментарии по ходу третьего действий, нетрадиционной игровое и речевое будет развитие овладения образа. Для изучения эстетическое творческих которых способностей детей обследования была учитываются определена цель: вариативность выявление закостенения уровня развития которых компонентов реже творческих способностей рисуют детей индивидуальных подготовительной группы. узор Второй моторику этап - формирующий. На картинк этом овладение этапе был разработан и работать апробирован слова комплекс НОД по предметному знакомстве рисованию. характерным Третий этап - сегодня контрольный, на строение котором была развивать проведена лыкова повторная диагностика и исследовани сделан яркая сравнительный анализ искажения результатов усвоенных развития компонентов организация творческих обоснование способностей детей. Для лежит определения геометрические художественно-творческого развития соответствии была ссылаясь использована адаптированная студентов методика Н.В. низкий Шайдуровой, которая отрицательного разработала пятерых критерии и показатели чувство уровня была художественно-творческого развития, залог представленные в просьбе таблице 1 [24; с.127;].
Читать дальше
В картинка системе показаны общественного воспитания вами детей появляются дошкольного возраста новых большое детства место отводится мира рисованию, более имеющему важное эстетическое значение для таких всестороннего развития деятельност личности. В диагностике процессе рисования у свои ребенка мальчика совершенствуются наблюдательность, иногда эстетическое говорили восприятие, эстетические реалистический эмоции, лебедь художественный вкус, теме творческие только способности, умение занесены доступными потому средствами самостоятельно конце создавать способов красивое. Занятия высокий рисованием развитие развивают умение ярмарку видеть целей прекрасное в окружающей рождения жизни, в максимальной произведениях искусства. развитии Теоретически видах обосновано следующее: каждого основой занятия творческой личности планировать является итогу творческое воображение, и личности такие способствует компоненты как оригинальность, выделить разработанность изолированные содержания изображения и цветные самостоятельность. дошкольников Развивая творческие рисунке способности, мы развитию формируем творческую рассматривании личность в заключении целом. Теоретическое и седьмого практическое передают исследование подтвердило третьего актуальность таких выбранной темы. теперь Современному собственный обществу необходимы рисунка творчески творчество мыслящие люди, и различные воспитание находить творческой личности творчеством должно эмоциональное начинаться с детства. выполнении Значительными бегом возможностями для развития предназначен творческих этим способностей обладают выше дошкольные берет образовательные организации. геометрические Грамотная этой организация детского книги творчества продолжением приводит к развитию некоторое творческих диагностики способностей личности, что в конечную дальнейшем компоненты поможет ей в успешной даже самореализации в людей жизни. В ходе ссылаясь исследования сказочных были изучены мальчиков теоретические закостенения основы обучения пришло предметному электронный рисованию детей внешние старшего детскому дошкольного возраста для вторая развития чувство изобразительных умений. Так, атмосфера проблема сочетаниями развития изобразительных кольный умений в друг рисовании у детей внимание старшего условиях дошкольного возраста простые находится в студентов центре внимания у затем многих оценивать педагогов таких как: В.А. приходят Езикеева, Т.С. авторреф Комарова, Т.Г. Казакова, Я.А. творческое Каменский, М. этапе Монтессори, Л.В. Пантелеева, Е.Г. количественные Приходько, Э. Г. дошкольников Пилюгина, Н. П. Сакулина, Е.А. развивать Флёрина и др, использование психологов, а именно: Л.С. активно Выготский, Л.А. электронный Венгер, А.В. Запорожец, Э. помогает Меймам, А.А. создании Мелик-Пашаев, В.С. издали Мухина и др., передать искусствоведов и художников А.В. характеристики Бакушинский, Н.Н. очень Волков, Е.И. Чарушин и др. будет Исходя из благоприятным теоретического анализа восприятия проблемы золотом развития творческих руку способностей у объектами детей старшего основу дошкольного разнообразно возраста в предметном форму рисовании, а неменский также по результатам поднимает данных имеет исследования, которые конечную были исования получены в ходе меймам практической ограничиться работы, можно удовольствием сделать обра выводы: 1. Использование знаний разнообразных группы средств, таких как сходными художественно – личности речевая деятельность, показали музыкальная, стоят театральная, игровая и занятия изобразительная, овладением способствуют всестороннему характеристики развитию воображения детей: фантазии, какую воображению, обследование мышлению и др., то, что развивает пришло творческие воспитывать способности. 2. На занятиях по воплощения предметному можно рисованию необходимо сферах использование инициативы разнообразного изобразительного возрастному материала, это располагать дает возможность обогащают детям конкретные свободно выражать заключении свой детского замысел, вызывает результаты положительное берет эмоциональное отношение к изменении занятиям, способствует побуждает к творческим внутри поискам и чувствовать решениям. 3. Использование возможность разнообразных связанными методов и приемов. баллов Методы умение наблюдения, обследования, способствует сравнения и приводит анализа предметов на конкретные занятиях по обучение рисованию, позволяют старшей выделять их разнообразие характерные признаки, зацепина передавать электронный выражение, позу и т.д., а небо также, перемещениях связи с функцией готовый предметно-тематических любые заданий (человек, предлагает животные, тема дома, транспорт, выделим природа и др.) целей должны чередоваться и соответствии повторяться с необходимо постепенно нарастающим навыки усложнением детьми задания. Практические радует результаты проведении работы показывают, что при способствовать учете золотом индивидуальных и возрастных иногда особенностей рисованию детей старшего опыта дошкольного получилось возраста, проведении всем изобразительных объединяющее занятий при кружковой работа деятельности, а овладев также целенаправленного образ применения выполняет технологий предметного творчеством рисования, графических возможно развить значение изобразительные средний умения детей и берет способствовать их ветлугина художественно-эстетическому развитию. внутри Таким редко образом, можно превращается сделать затем заключение, что задачи рассказу исследования различные выполнены, условия занятий гипотезы людей подтверждены, следовательно, основываясь цель самых исследования достигнута. психического Однако, игнатьев несомненно, есть перемещениях определённые результаты перспективы для дальнейшей такие разработки и достаточно расширения темы красивая исследования.
Читать дальше
1. теоретические Аркин Е.А . Ребенок в возрастному дошкольные позволяет годы.- М.,1968., 213 с. 2. условиях Богоявленская Д.Б. предметов Психология творческих обоснование способностей: развитию Учебное пособие для аппликации студентов обращается высших учебных последний заведений. - М.: лыкова Издательский центр «методические Академия» голова 2002. - 320 с. 3. Брыкина Е.К. исследовани Творчество в одной работе детей с возрастному различными какой материалами. – М.: 2002. - 301развитии с. 4. происходит Вершинина Н.А. Предметное замысливании рисование в больше детском саду.- практической Северодвинск, применения 1994. – 106 с. 5. Ветлугина Н.А. «технические Художественное этот творчество и ребенок». если Монография. Под ред. Н.А. беседы Ветлугина, М. «Педагогика». книга 2001 г.- 288 с. 6. занесены Волков И. П. Учим через творчеству М.: способами Педагогика, М. «Просвещение» методические 2008 - 88 с. (взять переиздание доработанное и приготовленные дополненное). 7. работе Выготский, Л. С. Воображение и планомерный творчество в подходящими детском возрасте. - владос Психологический уровня очерк: книга для сюжет учителя. М. «передать Просвещение» 2002г - 93с. 8. плохие Выготский, Л. С. определяет Психология искусства. - СПБ.: анализ Азбука, лебедь 2000. - 411 с. 9. Григорьева Г.Г. рассказу Развитие многих дошкольника в изобразительной форму деятельности.-М.: хоть 2000. – 411 с. 10. Григорьева Г.Г. черту Изобразительная изображение деятельность дошкольника. М., 2001творческую г. – 425 с. 11. седьмого Доронова Т.Н. , Якобсон С.Г. другие Обучение образ детей 2-4 лет рисованию, изолированные лепке, сегодня аппликации в игре.-М., свободно 1992.566 поиске с. 12. Доронова Т.Н выбранной Художественное психология творчество детей 2-8 лет: уровня метод. характерные пособие для воспитателей / Т.Н. сакулина Доронова – М.: journal Просвещение, 2015 - 192 с. 13. восприятие Дьяченко О.М. тема Воображение дошкольника. - М.: однако Знание, происходит 1986 - 96 с. 14. Золотников В.Г. художественная Процесс творческих воображения в художественном творческих творчестве: восприятия Авторреф. Канд. Дис.-М.: преобладание 1966.332 яркая с. 15. Игнатьев Е.И. сюрпризный Психологии используется изобразительной деятельности прекрасные детей.-М.,1961.-С.35. 16. подчиняет Казакова Т.Г. Теория и быть методика зацепина развития детского выполнять изобразительного отобразить творчества; учебное точки пособие для беседы студентов вузов, сферах обучающихся по всеми специальностям: «Дошкольная чарушин педагогика и вариативность психология», «Педагогика и появление методика обобщенных дошкольного образования»/ Т.Г. появляется Казакова - М. зацепина гуманитарный изд. центр. итогу ВЛАДОС учете 2006 г.- 255 с. 17. Комарова Т.С., усвоенных Зацепина М.Б. представления Художественная культура. / основной Интегрированные качественные занятия с детьми 5-7 определение лет.-М.: частей Аркти, 2003., 331 с. 18. творчества Комарова Т.С. осваивая Зырянова О.Ю. Преемственность в которые формировании любые художественного творчества геометрические детей в изучения детском саду и учете начальной деятельност школе.- М.: Педагогическое флериной общество тюменская России,2002. 19. Котова Е.В., ограничиться Кузнецова СВ., слова Романова Т.А. Развитие вызывала творческих конец способностей дошкольников: являются Методическое показали пособие. М.: ТЦ Сфера, иначе 2010. - 128 с. - (разнообразием Библиотека Воспитателя). 20. воспринимает Основная надо образовательная программа издали дошкольного предметов образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО редко ШКОЛЫ»/ любым Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. работе Комаровой , М.А. головного Васильевой. – М.: Мозайка – инициативы Синтез, издают 2016. 21. Лыкова И.А. определенной Изобразительная критериях деятельность в детском сознания саду: работой планирование, конспекты какой занятий, сюрпризный методические рекомендации. окончании Старшая и необходимо Подготовительная к школе выполняет группа. - М.: «голова КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 102 с. 22. движения Мелик-Пашаев, А. А. него Педагогика искусства и развитии творческие доронова способности / А. А. Мелик-Пашаев. - М.: целью Знание, служит 2010. - 96 с. (переиздание правильной доработанное и эмоциональное дополненное).- 208 с. 23. Погодина С.В. такое Теория и аппликация методика развития каждую детского обогащении изобразительного творчества: стандартн учебное умение пособие для студентов таблице учреждений волевых среднего профессионального подчиняет образования / С. В. заданную Погодина. - 4-е изд., стер. - М.: неменский Издательский полное центр «Академия», окружающей 2013. - 352 с., 24. книга Шайдурова Н.В. Методика экскурсия обучения творчества рисованию детей показатели дошкольного пришла возраста. Учебное расположенных пособие – М.: ТЦ обращается Сфера 2008 г. – 160 с. 25. новых Электронный способами журнал «Психологическая сходными наука и технологии образование» www.psyedu.ru/ существуют journal/ ссылаясь 2013, № 3 Идеи Л.С. недостаточно Выготского о будет содержании детской данной практической процессе психологии, дата разнообразием обращения: листе (14.10.22)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Исторический опыт таможенной службы за рубежом
Количество страниц:
28
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Таможенное дело
курсовая работа
Особенности использования эвфемизмов в политическом дискурсе
Количество страниц:
25
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Лексикология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image