Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения велотренажеров для обучения технике педалирования 5
1.1 Физическая культура как сфера деятельности 5
1.2 Понятие велотренажеров в физической культуре 7
Глава 2. Методики применения велотренажеров для обучения технике педалирования 11
2.1 Опытно-экспериментальные исследования велотренажеров 11
2.2 Анализ результатов использования велотренажеров 14
Заключение 17
Список источников 19
Читать дальше
В настоящее время вопросы рационального использования тренировочных средств в процессе подготовки взрослых и юных спортсменов привлекли внимание многих специалистов. Использование тренажеров и других технических средств в тренировочном процессе позволяет получить более объективную и достоверную информацию о количественных и качественных характеристиках движений, уровне развития физических качеств и технической подготовленности спортсменов. Использование тренажеров позволяет более эффективно развивать физические качества и повышать техническую подготовку спортсмена. Несомненным преимуществом тренировочных средств является то, что, сохраняя структуру мышечной работы, можно использовать различные сочетания динамических и статических упражнений с низкими и ударными методами работы мышц для повышения избирательности воздействия на нервно-мышечный аппарат спортсмена.
Актуальность обусловлена быстрым ростом данного вида спорта на международном уровне, спортивными достижениями и усилением конкуренции не только в национальных сборных, но и в секциях физической культуры, детско-юношеских спортивных школах.
Эффективность такой тренировки во многом определяется степенью прочности рациональных основ техники педалирования, приобретенных на ранних этапах спортивной подготовки. Именно поэтому проблема совершенствования техники гребли выдвигается как центральная в общем комплексе подготовки резерва к большому спорту. Поскольку все виды велосипедной деятельности имеют тенденцию улучшать спортивные результаты, эффективность использования тренировочного оборудования для улучшения техники педалирования велосипедистами должна быть тщательно изучена. Решение этой проблемы позволит систематизировать учебно-тренировочный процесс и сократить время тренировок юных перспективных велосипедистов.
Целью данной работы является разработка метода совершенствования техники педалирования велосипедистами.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать и отработать литературу по вопросу совершенствования техники педалирования;
2. Обобщить теоретические и методические представления об велотренажерном оборудовании;
3. Оценить эффективность использования различных типов тренажеров для совершенствования техники педалирования.
Предметом курсовой работы является техническая подготовка велосипедистов, и, в частности, техника педалирования.
Объектом данной курсовой работы является улучшение техники педалирования велосипедистов.
Читать дальше
Культура – это творческая деятельность человека. «Культура» является основой и сущностью культурно-психологического процесса, прежде всего, это развитие физических и умственных способностей человека, моральных и эстетических качеств. Согласно этому, физическая культура является частью общей культуры общества, представляющей собой сферу социальной деятельности, используемую для укрепления здоровья, повышения физических способностей человека, удовлетворения потребностей общественных дел. Ключевые показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; Уровень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, на производстве, в быту и развлечениях; Характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высокие спортивные достижения и так далее. [9].
Ключевые элементы физической культуры: физические упражнения, в том числе их комплексы и соревнования, физическая закалка, гигиена труда и быта, активно-динамические формы туризма, физический труд как форма активного отдыха работников умственного труда.
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством воспитания нового человека в гармонии с духовным богатством, нравственной чистотой и физическим совершенством. Оно способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультурное движение базируется на многосторонней деятельности государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление и последующее развитие неразрывно связаны с этими же историческими факторами, влияющими на становление и развитие экономики страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие материальной культуры естественным образом входит все то, что создано умами, талантами и руками людей, все то, что выражает ее духовную сущность, видение мира, природы, человеческого существования и человеческих отношений
Читать дальше
Тип тренажера:
1. Компьютеризированный велотренажер (мужчины – 6, женщины – 4);
2. Велостанок (мужчины – 8, женщины – 2);
3. Велотренажер (мужчины – 8, женщины – 2).
Всего использовалось 3 типа тренажеров:
1. Велостанок.
На тренажере можно выполнять многие упражнения более эффективно и безопасно, чем при дорожных тренировках, для комфортной разминки перед гонкой. Велостанки бывают двух типов: роллерные и трейнеры.
Роллерный тренажер дает ощущение настоящего вождения и делает обучение более разнообразным за счет наличия на нем «рулежки». Трейнер, лучше в другом: вы получаете возможность отпустить руль, не опасаясь сойти с «трассы», позволяя отдохнуть от поддержания равновесия;
2. Велотренажер.
Основная функция велотренажеров – тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В то же время современные велоэргометры, позволяющие точно дозировать нагрузки и, следовательно, создавать индивидуальные программы;
3. Компьютеризированный велотренажер.
Компьютеризированные упражнения предназначены для велосипедистов базового уровня подготовки для освоения запланированной режим соревновательной деятельности на велосипеде.
Читать дальше
Техника педалирования на велосипеде считается краеугольным камнем велоспорта. Исследования показывают, что результаты гонок во многом зависят от эффективности техники педалирования. Следует помнить, что контактные педали или туклипсы с шипами необходимы для правильной и равномерной техники педалирования.
Основные правила педалирования велосипеда примерно следующие. Педаль нужно крутить, а не нажимать. Не переключайтесь «медленно, но верно» на больших передачах – лучше использовать низкую передачу на более высоких скоростях в рабочем ритме (частоте педалирования). Старайтесь как можно больше оставаться в седле (не стойте зря) – так вы сэкономите силы. Не напрягайте все свое тело во время длительных подъемов – в дороге сосредоточьтесь на дыхании и педалировании – но старайтесь сохранять тело расслабленным.
Правильная посадка является основной задачей при обучении и совершенствовании техники гонщика.
Велосипедист имеет две основные позиции, различающиеся по позе и характеру движений: сидя в седле и стоя на педалях (позиция «танцовщица»). Каждая позиция имеет свои особенности, которые проявляются при старте с остановки, рывке, финише и работе под уклон.
Тренажерное оборудование позволяет, с одной стороны, поддерживать высокий уровень валентности с основным соревновательным упражнением во время тренировки, а с другой стороны, избирательно влиять на развитие важнейших физиологических качеств. В последние десятилетия разработаны тренировочные средства, позволяющие развивать практически все физические качества спортсменов, особенно скоростные, скоростно-силовые и силовые качества.
В ходе исследования дипломной работы использовались следующие симуляторы:
1. Велостанция.
На тренажере можно выполнять многие упражнения более эффективно и безопасно, чем при дорожных тренировках, для комфортной разминки перед гонкой, а также улучшить технику педалирования;
2. Велотренажер.
Основная функция велотренажеров – тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В то же время современные велоэргометры, позволяющие точно дозировать нагрузки и, следовательно, составлять индивидуальные программы, не только повышают выносливость;
3. Компьютеризированные велотренажеры, предназначенные для всадников базового уровня подготовки для входа в регламентированный режим соревновательной деятельности.
В эксперименте приняли участие 30 человек: 22 мужчины и 8 женщин (по 10 на каждый тип тренажера). Возрастная категория от 25 до 28 лет, состояние здоровья на момент исследования удовлетворительное.
Данное исследование проводилось в течение одного месяца 3 раза в неделю по 2 часа.
В результате этого исследования был сделан вывод, что велотренажер лучше всего подходит для улучшения техники педалирования велосипедистов.Такое моделирование позволяет тестировать спортсменов, выявлять слабые звенья в тренировках, моделировать рекордные модели, совершенствовать технику педалирования, получать идеальные характеристики запланированной модели соревновательной деятельности и использовать средства управления движением для реализации запланированных результатов. Также было обнаружено, что техника педалирования в целом улучшилась у всех 10 участников эксперимента после ее использования в конце эксперимента.
Читать дальше
1. Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 143 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина. – 2-е изд., доп. и испр. – Москва : Просвещение, 2014. – 287 с.
3. Бёрт Ф. Эванс М.Лор, Сила, скорость и выносливость. Как достичь успеха в велоспорте и повысить качество жизни; 2021 г. –168 с.
4. Ердаков С.В. Некоторые вопросы подготовки велосипедистов-профессионалов и постановка работы с юношеским велоспортом в Италии / Ердаков С.В., Капитонов В.А., Кузнецов А.А. Служебные документы. 1986. -38 с.
5. Ердаков С.В., Капитонов В.А., Михайлов В.В. Тренировка вело- сипедистов-шоссейников. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.
6. Захаров А.А. Велосипедный спорт (гонки на шоссе): примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2005. - 160 с.
7. Недоцук Юрий Иванович, Левушкин Сергей Петрович, Лаптев Алексей Иванович – Совершенствование техники педалирования в велоспорте. Монография; Советский спорт, 2023 –144 с.
8. Осадчий В.П. Управление развитием физических качеств при подготовке велосипедистов высокого класса / Осадчий В.П. -М., ФиС., 1983г. -С.30-61.
9. Попов А.Л. Спортивная психология. - М.: Флинта, 2000. - 152 с.
10. Полищук Д.А. Подготовка велосипедистов / Полищук Д.А.- К.: Здоров'я, 1986.-197 с.
11. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое приложение / Платонов В.Н. -К.: Олимпийская литература, 2004. -С. 365-389.
12. Робертс Т. Велоспорт: базовое руководство по снаряжению и технике езды / пер. с англ. К. Ткаченко; под ред. О.Е. Цирельсон. - М.: Фа- ир, 2007. -160 с.
13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
Список интернет-источников
14. Специальные велотренажеры для совершенствования техники педалирования [Электронный источник] // Режим доступа: http://www.velorider.ru/velosport/trenirovki/spetsialnye-velotrenazhery.shtml// (дата обращения: 07.02.2024)
15. Федерация велосипедного спорта России [Электронный источник] // Режим доступа: https://fvsr.ru// (дата обращения: 07.02.2024)
Читать дальше