Мелкая моторика представляет собой комплекс моторных навыков, связанных с управлением движениями мелких мышц рук, пальцев и заточенных на выполнение точных и сложных движений. В контексте детей старшего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики связано с умением выполнять различные манипулятивные действия, такие как письмо, рисование, вырезание, склеивание, игра с конструкторами и многие другие. Эти навыки не только формируются в процессе игровой и образовательной деятельности, но и имеют прямое влияние на развитие речи [13].
Значение мелкой моторики для развития речи у детей старшего дошкольного возраста трудно переоценить. Мелкая моторика необходима для выполнения таких действий, как управление ручкой при письме или рисовании, формирование и движение артикуляционных органов при произношении звуков, а также для развития координации руки и языка, что является важным аспектом для нормального формирования речи [5].
Движения, связанные с мелкой моторикой, требуют точности и координации, что способствует развитию мозговых центров, ответственных за речевую функцию. Например, в процессе обучения детей письму и чтению, мелкая моторика помогает установить связь между графическим представлением букв и их звуковым значением. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста содействует формированию навыков, необходимых для артикуляции и произношения звуков, а также для правильного формирования речевой деятельности в целом.
1.2. Особенности мелкой моторики у детей с общими нарушениями речи третьего уровня
Психомоторное и речевое развитие детей может зависеть от множества факторов, включая генетические особенности, состояние здоровья, условия жизни и воспитания. Задержки в психомоторном развитии могут быть вызваны разнообразными негативными воздействиями на развивающийся мозг во время беременности или после рождения, а также их неблагоприятным сочетанием.
Исследователи в области психологии, такие как В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и другие, указывают на заметное отставание детей с общими нарушениями речи (ОНР) в развитии мыслительных процессов по сравнению с их сверстниками без подобных нарушений. Такое отставание проявляется в недостаточной развитости ключевых мыслительных операций, включая анализ, обобщение, абстракцию и применение знаний в новых ситуациях, как отмечают Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени. У.В. Ульяненкова выделяет разные уровни готовности к обучению, связывая их с уровнем интеллектуального развития ребенка. Дети с ОНР также могут проявлять гиперактивность, импульсивность, повышенную тревожность и агрессивность, как указывает М.С. Певзнер [17].
Специфика познавательной активности детей с ОНР и ее влияние на речевое развитие также находится в фокусе исследований многих ученых, включая И.Ю. Кулагину, Т.Д. Пускаеву, С.Г. Шевченко. Особенно С.Г. Шевченко подчеркивает, что нарушения речи у этих детей часто сопутствуют ограниченной развитости познавательных процессов [1].
Моторные функции являются частью высших психических процессов. У детей, страдающих ОНР, часто встречаются проблемы в области двигательных навыков, включая проблемы с контролем над целенаправленными движениями, недостаточную согласованность и точность в выполнении спонтанных движений, затруднения в изменении действий и их автоматизации. Особенно заметны трудности в моторике рук и пальцев. Эти проблемы могут серьезно затруднить обучение, оказывая негативное влияние на освоение навыков письма, рисования и выполнения работ, требующих мелкой моторики.
Существуют три основных вида нарушений мелкой моторики [10]:
1. Проблемы с инициацией действия, что может наблюдаться при органических повреждениях мозга, после инсульта или травмы головы.
2. Сложности с передачей сигнала, характерные, например, для болезни Паркинсона или состояний после инсульта.
3. Трудности с восприятием и реализацией сигнала, встречающиеся при церебральном параличе, травмах конечностей или при недостаточном развитии умений и ловкости.
Нарушения мелкой моторики могут проявляться в связи с различными состояниями, такими как зрительные нарушения, дизартрия, аутизм и другие. В преддошкольном возрасте у детей, столкнувшихся с ОНР, часто отмечается отставание не только в общем, но и в частности в тонком моторном развитии. Основные затруднения касаются техники выполнения движений и таких двигательных навыков, как скорость, ловкость, сила, точность и координация. Также наблюдается отставание в психомоторном развитии, недостаточно развиты бытовые навыки, умения в изобразительной деятельности, моделировании, аппликации и конструировании. Многие дети испытывают трудности с правильным удержанием карандаша или кисти, не контролируют силу нажатия и сталкиваются с проблемами при использовании ножниц. Хотя грубые двигательные нарушения у детей с ОНР обычно отсутствуют, их физическое и моторное развитие зачастую отстает от развития сверстников без таких нарушений, что влияет на освоение графомоторных умений [2].
Следовательно, на уровень психомоторного и речевого развития ребенка могут оказывать влияние множество факторов, включая генетические особенности, общее здоровье, условия жизни и воспитания. Задержки в психомоторном развитии могут быть спровоцированы разнообразными негативными воздействиями на мозг в период до и после рождения, а также их неудачным сочетанием.