ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5 1.1. Понятие мелкой моторики и ее значение для развития речи у детей старшего дошкольного возраста 5 1.2. Особенности мелкой моторики у детей с общими нарушениями речи третьего уровня 6 Выводы по первой главе 8 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 9 2.1. Методика исследования мелкой моторики у указанной категории детей 9 2.2. Анализ результатов исследования и разработка рекомендаций по коррекции мелкой моторики 12 Выводы по второй главе 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 24
Кемгу

Особенности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня

курсовая работа
Педагогика
20 страниц
76% уникальность
2024 год
13 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня остается актуальной в силу ее значимости для общего развития ребенка и формирования его успешной социальной адаптации. Несмотря на значительный объем исследований в области развития моторики и речи, отдельные аспекты, касающиеся их взаимосвязи у данной категории детей, требуют дополнительного изучения и систематизации. Проблема исследования. Центральной проблемой, которой посвящено данное исследование, является изучение особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня. В контексте данной проблемы исследуются факторы, влияющие на формирование мелкой моторики, а также ее роль в процессе развития и коррекции речевых нарушений у данной категории детей. Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня. Предметом исследования является мелкая моторика этих детей и ее влияние на процесс развития речи. Целью исследования является выявление особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня и разработка рекомендаций по их коррекции. Для достижения данной цели мы ставим следующие задачи: 1. Изучить современные теоретические представления о мелкой моторике и ее связи с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить особенности мелкой моторики у детей с общими нарушениями речи третьего уровня. 3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня развития мелкой моторики у указанной категории детей. 4. Провести анализ результатов исследования и выработать практические рекомендации по коррекции мелкой моторики. Методы исследования. Для достижения поставленных целей и задач будут использованы как теоретические методы анализа и обобщения научной литературы, так и эмпирические методы исследования, включая наблюдение, анкетирование, тестирование и анализ статистических данных. Экспериментальная выборка будет включать в себя группу из 10 детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня, которые будут подвергнуты комплексному анализу развития мелкой моторики. Практическая значимость исследования. Результаты нашего исследования могут быть использованы в практической деятельности логопедов, педагогов и родителей для оптимизации программ развития мелкой моторики и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых посвящена различным аспектам изучения и коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня, заключения, списка литературы и приложения.
Читать дальше
Мелкая моторика представляет собой комплекс моторных навыков, связанных с управлением движениями мелких мышц рук, пальцев и заточенных на выполнение точных и сложных движений. В контексте детей старшего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики связано с умением выполнять различные манипулятивные действия, такие как письмо, рисование, вырезание, склеивание, игра с конструкторами и многие другие. Эти навыки не только формируются в процессе игровой и образовательной деятельности, но и имеют прямое влияние на развитие речи [13]. Значение мелкой моторики для развития речи у детей старшего дошкольного возраста трудно переоценить. Мелкая моторика необходима для выполнения таких действий, как управление ручкой при письме или рисовании, формирование и движение артикуляционных органов при произношении звуков, а также для развития координации руки и языка, что является важным аспектом для нормального формирования речи [5]. Движения, связанные с мелкой моторикой, требуют точности и координации, что способствует развитию мозговых центров, ответственных за речевую функцию. Например, в процессе обучения детей письму и чтению, мелкая моторика помогает установить связь между графическим представлением букв и их звуковым значением. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста содействует формированию навыков, необходимых для артикуляции и произношения звуков, а также для правильного формирования речевой деятельности в целом. 1.2. Особенности мелкой моторики у детей с общими нарушениями речи третьего уровня Психомоторное и речевое развитие детей может зависеть от множества факторов, включая генетические особенности, состояние здоровья, условия жизни и воспитания. Задержки в психомоторном развитии могут быть вызваны разнообразными негативными воздействиями на развивающийся мозг во время беременности или после рождения, а также их неблагоприятным сочетанием. Исследователи в области психологии, такие как В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и другие, указывают на заметное отставание детей с общими нарушениями речи (ОНР) в развитии мыслительных процессов по сравнению с их сверстниками без подобных нарушений. Такое отставание проявляется в недостаточной развитости ключевых мыслительных операций, включая анализ, обобщение, абстракцию и применение знаний в новых ситуациях, как отмечают Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени. У.В. Ульяненкова выделяет разные уровни готовности к обучению, связывая их с уровнем интеллектуального развития ребенка. Дети с ОНР также могут проявлять гиперактивность, импульсивность, повышенную тревожность и агрессивность, как указывает М.С. Певзнер [17]. Специфика познавательной активности детей с ОНР и ее влияние на речевое развитие также находится в фокусе исследований многих ученых, включая И.Ю. Кулагину, Т.Д. Пускаеву, С.Г. Шевченко. Особенно С.Г. Шевченко подчеркивает, что нарушения речи у этих детей часто сопутствуют ограниченной развитости познавательных процессов [1]. Моторные функции являются частью высших психических процессов. У детей, страдающих ОНР, часто встречаются проблемы в области двигательных навыков, включая проблемы с контролем над целенаправленными движениями, недостаточную согласованность и точность в выполнении спонтанных движений, затруднения в изменении действий и их автоматизации. Особенно заметны трудности в моторике рук и пальцев. Эти проблемы могут серьезно затруднить обучение, оказывая негативное влияние на освоение навыков письма, рисования и выполнения работ, требующих мелкой моторики. Существуют три основных вида нарушений мелкой моторики [10]: 1. Проблемы с инициацией действия, что может наблюдаться при органических повреждениях мозга, после инсульта или травмы головы. 2. Сложности с передачей сигнала, характерные, например, для болезни Паркинсона или состояний после инсульта. 3. Трудности с восприятием и реализацией сигнала, встречающиеся при церебральном параличе, травмах конечностей или при недостаточном развитии умений и ловкости. Нарушения мелкой моторики могут проявляться в связи с различными состояниями, такими как зрительные нарушения, дизартрия, аутизм и другие. В преддошкольном возрасте у детей, столкнувшихся с ОНР, часто отмечается отставание не только в общем, но и в частности в тонком моторном развитии. Основные затруднения касаются техники выполнения движений и таких двигательных навыков, как скорость, ловкость, сила, точность и координация. Также наблюдается отставание в психомоторном развитии, недостаточно развиты бытовые навыки, умения в изобразительной деятельности, моделировании, аппликации и конструировании. Многие дети испытывают трудности с правильным удержанием карандаша или кисти, не контролируют силу нажатия и сталкиваются с проблемами при использовании ножниц. Хотя грубые двигательные нарушения у детей с ОНР обычно отсутствуют, их физическое и моторное развитие зачастую отстает от развития сверстников без таких нарушений, что влияет на освоение графомоторных умений [2]. Следовательно, на уровень психомоторного и речевого развития ребенка могут оказывать влияние множество факторов, включая генетические особенности, общее здоровье, условия жизни и воспитания. Задержки в психомоторном развитии могут быть спровоцированы разнообразными негативными воздействиями на мозг в период до и после рождения, а также их неудачным сочетанием.
Читать дальше
Для проведения эмпирического исследования развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня была выбрана группа из 10 детей. Возраст детей составлял от 5 до 7 лет. Выборка формировалась на основе критериев, включая наличие диагностированных общих нарушений речи третьего уровня и отсутствие других значимых психофизических нарушений, которые могли бы искажать результаты исследования. Участники исследования были подобраны из различных дошкольных учреждений, чтобы обеспечить разнообразие социальных и образовательных контекстов. Исследование проводилось с участием 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), у всех диагностированы общие нарушения речи третьего уровня. Среди участников было 6 мальчиков и 4 девочки, что позволило учесть половые различия в развитии мелкой моторики. Дети были из разных социальных слоев и посещали различные дошкольные учреждения, что способствовало разнообразию исследовательской выборки. С учётом теоретических основ формирования мелкой моторики рук, можно выделить определённые критерии нормального развития функции рук: 1. Отсутствие сильно выраженных дефектов в двигательной активности рук. 2. Нормальное функционирование мышц верхних конечностей, что включает в себя правильную силу и координацию движений. 3. Подвижность кистей рук, обеспечивающая возможность выполнения разнообразных движений с достаточной точностью и гибкостью. Для оценки уровня сформированности мелкой моторики были применены диагностические методики различных авторов, включая работы Г.Г. Голубевой, И. Лопухиной, Л.Ф. Трохимчук. Эти методики позволяют оценить различные аспекты ручной моторики, такие как сила, точность, скорость, координация движений, а также способность к переключению движений и удержанию позы [12]. В ходе исследования были использованы специально разработанные серии тестов, анализирующие развитие ручной моторики. Эти тесты, в соответствии с принятыми диагностическими методиками, позволяли оценить различные аспекты двигательной активности рук и выявить уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня [11]. Для оценки общего уровня развития ручной моторики использовались комплексные пробы, включающие выполнение предметных действий, направленных на конкретные предметы, такие как застёгивание пуговиц, завязывание бантов, зашнуровывание ботинок, наматывание ниток на клубок и тому подобное. При выполнении этих заданий были видны любые недостатки в моторике рук, такие как неуклюжесть и нескоординированность движений. Особое внимание уделялось оценке сформированности мелкой моторики, включая координированные движения пальцев, манипуляцию с мелкими предметами и моторные навыки в продуктивной деятельности. Здесь важным фактором являлось умение выполнять точные мелкие движения при выполнении задач или игр. В рамках психологического обследования особое внимание уделялось моторной ловкости и праксису позы. Праксис позы оценивался путем воспроизведения позы пальцев на правой и левой руках согласно визуальному и кинестетическому образцу. Анализировалось количество попыток, потребовавшихся для правильного положения пальцев, а также характер выполнения проб и допущенные ошибки. В процессе анализа учитывалось количество попыток, которые потребовались детям для корректного расположения пальцев, а также то, осуществляли ли они это действие самостоятельно или с использованием поддержки учителя, которая могла быть как стимулирующей, так и направляющей. Исследование включало оценку следующих аспектов выполнения заданий: правильное и быстрое нахождение позиции пальцев без затруднений; удлиненное время на поиск правильной позиции, указывающее на внутренний процесс поиска решения; выбор правильной позиции пальцев через метод проб и ошибок, демонстрирующий внешний развернутый поиск; импульсивное выполнение задания без анализа предложенного образца, приводящее к быстрому, но неверному результату; неуклюжее выполнение задачи с использованием другой руки для помощи; смена руки для выполнения задания. Также анализировались типы допущенных ошибок, включая: неправильный выбор пальцев для выполнения позиции; зеркальное выполнение задания, когда движения копируются в обратном порядке; инерционное продолжение выполнения предыдущей задачи после смены образца. Исследование также включало сравнение работы левой и правой руки, чтобы выявить наличие или отсутствие различий в их функционировании. Ошибки при выполнении заданий с развернутым внешним поиском указывали на первоначальные сложности в кинестетической обработке информации. Эмпирическое обследование развития мелкой моторики было структурировано на три основных блока. Первый блок. В этом блоке обследования основным показателем развития мелкой моторики рук у детей является уровень сформированности навыков самообслуживания. Здесь было обращено внимание на сформированность, точность движений, приёма пищи (здесь обращали внимание, как дети держат ложку, сам процесс приёма пищи); одевание на прогулку и после дневного сна (умеют ли самостоятельно одеваться, расстёгивать и застёгивать пуговицы, пристёгивать кнопки, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты).
Читать дальше
В ходе выполнения курсовой работы было проведено исследование особенностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня. В рамках исследования были рассмотрены теоретические основы развития мелкой моторики у детей данной возрастной категории, а также проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня развития мелкой моторики и разработку рекомендаций по ее коррекции. В результате анализа литературных источников было выявлено, что мелкая моторика играет значительную роль в формировании речи у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделено значению точных движений пальцев и координации руки и губ в процессе произношения звуков и формирования артикуляционных навыков. Были рассмотрены критерии нормального развития ручной моторики, а также методики оценки уровня сформированности мелкой моторики у детей. Эмпирическое исследование, проведенное на основе диагностических методик, позволило выявить особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи третьего уровня. Было установлено, что у данной категории детей наблюдаются определенные недостатки в координации движений и точности выполнения манипуляций с мелкими предметами. В соответствии с полученными результатами, представляем ряд рекомендаций для дальнейших исследований в данной области: 1. Проведение более глубокого анализа влияния коррекции мелкой моторики на процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста с различными уровнями нарушений. 2. Расширение выборки исследования с учетом различных социокультурных и географических контекстов для получения более обобщенных результатов. 3. Исследование эффективности различных методов коррекции мелкой моторики и их влияния на улучшение речевых навыков у детей с нарушениями. 4. Анализ долгосрочных последствий коррекции мелкой моторики на речевое развитие и общую адаптацию детей в школьном возрасте. Таким образом, в ходе исследования было подтверждено, что развитие мелкой моторики имеет существенное значение для успешного формирования речи у детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшие исследования в этой области могут значительно расширить наши знания и помочь в разработке более эффективных методов коррекции речевых нарушений у детей данной категории.
Читать дальше
1. Белова, Е.А. Опыт применения игровых технологий для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи / Е.А. Белова // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 1. – С. 39-46. 2. Васильева, А.С. Развитие моторики рук в дошкольном возрасте: психолого-педагогический аспект / А.С. Васильева // Вопросы образования. – 2018. – № 2. – С. 34-41. 3. Гаврилова, В.П. Оценка развития моторики рук с использованием компьютерных технологий / В.П. Гаврилова // Информационные технологии в образовании. – 2018. – № 4. – С. 102-108. 4. Горбунова, Е.А. Оценка моторной ловкости у детей с нарушениями речи / Е.А. Горбунова // Психологический вестник. – 2021. – Т. 47, № 4. – С. 115-121. 5. Гусева, Е.П. Психологические аспекты развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Е.П. Гусева // Психологическая наука сегодня. – 2022. – Т. 13, № 1. – С. 76-83. 6. Жуков, В.И. Моторика и речь: взаимосвязь и коррекция / В.И. Жуков // Развитие образования. – 2018. – Т. 21, № 1. – С. 87-94. 7. Иванова, Е.Н. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / Е.Н. Иванова // Вестник практической психологии образования. – 2019. – Т. 16, № 2. – С. 45-51. 8. Козлова, Н.С. Игровые методики развития мелкой моторики у дошкольников с общими нарушениями развития / Н.С. Козлова // Педагогика и психология. – 2021. – № 3. – С. 12-19. 9. Короткова, Е.С. Исследование мелкой моторики у детей с общими нарушениями развития / Е.С. Короткова // Логопедическая диагностика. – 2023. – № 2. – С. 42-49. 10. Крылова, Л.М. Влияние развития мелкой моторики на общее психическое развитие детей старшего дошкольного возраста / Л.М. Крылова // Психология образования. – 2021. – Т. 29, № 2. – С. 56-63. 11. Кузнецова, Т.П. Эффективность программы развития мелкой моторики у детей с общими нарушениями развития / Т.П. Кузнецова // Новые исследования в образовании. – 2019. – Т. 10, № 4. – С. 23-30. 12. Лебедева, О.Г. Мелкая моторика и ее значение для обучения детей старшего дошкольного возраста / О.Г. Лебедева // Логопедия и специальная психология. – 2018. – № 3. – С. 82-89. 13. Михайлова, В.В. Влияние раннего развития мелкой моторики на овладение письмом у детей с речевыми нарушениями / В.В. Михайлова // Педагогическая психология. – 2020. – Т. 35, № 2. – С. 67-74. 14. Николаева, М.Г. Роль игровой деятельности в формировании мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями / М.Г. Николаева // Педагогические науки. – 2019. – № 5. – С. 102-109. 15. Петрова, О.А. Значение мелкой моторики для развития речи у дошкольников с речевыми нарушениями / О.А. Петрова // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 4. – С. 60-67. 16. Попова, Е.И. Особенности коррекции мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития / Е.И. Попова // Российская педагогика. – 2022. – № 1. – С. 48-54. 17. Романова, Л.К. Индивидуальные методики коррекции мелкой моторики у детей с общими нарушениями речи / Л.К. Романова // Логопедическая практика. – 2020. – № 4. – С. 55-62. 18. Сидорова, А.И. Диагностика и коррекция мелкой моторики у детей с нарушениями речи / А.И. Сидорова // Логопедия. – 2020. – № 2. – С. 28-35. 19. Смирнов, Г.М. Методы оценки развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста / Г.М. Смирнов // Психологический журнал. – 2021. – Т. 38, № 3. – С. 92-98. 20. Федорова, Н.Д. Коррекция мелкой моторики в детском дошкольном учреждении / Н.Д. Федорова // Современные проблемы педагогики и психологии. – 2019. – Т. 12, № 3. – С. 77-83.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Управление конфликтами в малом бизнесе
Количество страниц:
32
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Менеджмент
реферат
Безопасность на транспорте
Количество страниц:
14
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Безопасность жизнедеятельности
курсовая работа
Разработка методики деловой оценки персонала
Количество страниц:
35
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Управление человеческими ресурсами
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image