На сегодняшний день, ввиду сохранения определенного количества предметов искусства Древнего Рима и Древней Греции мы наблюдаем ряд общих черт. Некоторые люди, немеющие подробного представления об истории этих двух представителей античности могут их путать. Поэтому эволюция живописных сюжетов древней Греции и Рима является актуальной проблемой в современном обществе.
Цель: четкое понимание эволюции и отличие некоторых элементов живописи Древней Греции и Древнего Рима для их идентификации.
Задачи: определить течение эволюции живописных сюжетов в Древней Греции и Древнем Риме, выявить их сходства и различия, понять влияние Греции на развитие римского искусства.
Читать дальше
Древнегреческое искусство относится к искусству, произведенному в Древней Греции между 8 веком до нашей эры и 6 веком нашей эры, и известно своими уникальными стилями и влиянием на более позднее западное искусство.
Древнегреческая живопись - это искусство, стоящее в одном ряду с архитектурой и скульптурой в греческом мире. Однако она по большей части утрачена, и особенно картины классического периода почти полностью утрачены.Живопись всегда было связана с архитектурой и скульптурой, поскольку и скульптуры, и архитектурные элементы были раскрашены хорошо известным нам способами, основываясь на тысячах следов краски с архитектурных элементов и скульптур, которые сохранились до наших дней. Они позволяют нам получить полное представление о том, какой была греческая живопись [5].
1) Минойская живопись.
Минойская живопись была первым важным периодом развития живописи в Греции. Она связана с архитектурой дворцов и характеризуется жизнерадостными красками, натурализмом и изяществом в передаче форм.
Микенская живопись родственна минойской и в некоторой степени имитирует ее. Ее главными образцами также являются дворцовые фрески. В ангиографии она также имитирует кикладские образцы.
2) Кикладская живопись
Кикладская живопись, которая процветала параллельно с минойским периодом, более антропоцентрична, чем минойская, несмотря на то, что в ней сильно присутствуют натуралистические узоры, которые связывают ее с более поздним классическим искусством. Использование цвета в керамике началось рано на Кикладах, в то время как полихромия была введена в среднекикладский период. В то же время мы имеем открытие гипса и развитие монументальной живописи [6].
Читать дальше
История Рима представлена следующими основными периодами:
• Этруски (900 – 27 гг. до н.э.)
• Римское царство (753 – 509 гг. до н.э.)
• Римская республика (509 г. до н.э. – 27 г. до н.э.)
• Римская империя (27 до н.э. – 476 до н.э.)
Падение Римской империи произошло в 376-476 годах до нашей эры и представляло собой постепенную деградацию различных политических, экономических и социальных систем. Это широко обсуждаемая тема о том, какие события вызвали упадок этой великой цивилизации. После падения Рима наступил период в западной истории, называемый Темными веками. Эти периоды нашли свое отражение в эволюции искусства [2].
Следовательно, римская живопись не всегда была совершенной и не обладала всеми качествами, характерных для нее. У нее был процесс развития, как и у любого другого искусства. Ниже коснемся каждого периода и их особенностей.
Первый период. Это комментарий к эллинистической живописи. Она начала появляться между XVII и XVIII веками до нашей эры.
Римская живопись в то время старалась имитировать сами материалы. Одним из наиболее часто используемых был мрамор, и для этого они раскрашивали блоки и делали прожилки мрамора вручную с помощью штукатурки.
Для нее характерен красочный стиль, и мы могли бы даже сказать роскошный, который стремился показать роскошь, но без необходимости тратить слишком много средств (следовательно, пытаясь имитировать похожий эффект с использованием более дешевых элементов).
Второй период. С правлением Юлия Цезаря, с первого века до нашей эры, римская живопись начала развиваться. В это время они начали присматриваться к грекам, вырывая их фрески и копируя их для создания своих собственных картин. Однако, они были сосредоточены в основном на архитектурных элементах, таких как окна, колонны и т.д.
Читать дальше
И Греция, и Рим - средиземноморские страны, достаточно схожие по широте. Рим находился в глубине страны, на одном берегу реки Тибр, но у италийских племен (на полуострове в форме сапога, который сейчас является Италией) не было естественных холмистых границ, которые удерживали бы их от проникновения в Рим. Основное сходство между греческими и римскими политическими структурами заключалось в том, что обе империи состояли из нескольких городов-государств, обе считали, что гражданам необходимо активно участвовать в политике и военной службе, и обе отдавали предпочтение аристократическому правлению. Искусство древних греков и римлян называется классическим искусством. Это название используется также для описания более поздних периодов, в которые художники черпали вдохновение в этом древнем стиле. Первый и величайший период классического искусства начался в Греции примерно в середине 5 века до нашей эры [1].
И греки, и римляне основали искусство, политику, литературу, театр, философию и так далее. До того, как рухнули древние греки, у греков и римлян был перекрывающийся период времени. В частности, некоторые виды римского искусства были созданы под влиянием греков.
Читать дальше
Греческое и римское искусство обычно называют «классическим искусством». Три основные области классического искусства - это живопись, архитектура и скульптура. Несмотря на большое количество общих черт греческого и римского искусства, различия интересны и значимы для идентификации. Исторически сложилось так, что греки оказали основное влияние на римлян с точки зрения художественного творчества. Хотя римляне завоевали греков в 146 году до нашей эры, их искусство основывалось на греческих техниках и использовало похожие материалы. Однако римляне также смогли выйти за рамки греческих традиций и разработать оригинальные техники для выражения своих отличительных идеалов и ценностей[8].
Возможно, идеалистические различия между греками и римлянами являются причиной различий в технике. Греки верили, что искусство является выражением совершенства. Они стремились воплотить совершенную физическую форму своих объектов в произведениях искусства. Греки часто изображали богов в своем искусстве, стремясь выразить идеальную форму красоты, физической силы и могущества. Однако для римлян искусство имело более практическую функцию. Произведения искусства в основном использовались для украшения. Как уже отмечалось. греков интересовали идеалы, в то время как римлян интересовала реальность. Эти фундаментальные идеалистические различия видны в их произведениях искусства.
Читать дальше
Древнегреческие идеи ведения войны, религии, литературы, искусства и архитектуры сыграли значительную роль в развитии будущих цивилизаций. Начиная с архитектурных проектов, реализованных инженерами по всему миру, и заканчивая использованием греческого алфавита в качестве основы для множества языков, древние греки заложили фундамент цивилизации в том виде, в каком мы ее знаем сегодня. Однако наиболее сильно греческая цивилизация находилась под влиянием Римской империи. После завоеваний Александра Македонского Греция стала центром новых идей и концепций в Средиземноморье.
Годы спустя римляне в значительной степени внедрили греческие знания в области литературы, искусства, архитектуры и ведения войны. При таком интенсивном использовании греческих концепций можно было бы сделать вывод, что успех Рима как империи был в значительной степени обусловлен влиянием древнегреческих цивилизаций [4].
В значительной степени опираясь на греческие модели, римляне часто строили здания в греческом стиле, такие как колоннады и прямоугольные конструкции. По сути, вся «мебель, утварь, дома» и «колоннады» были созданы по греческим образцам. Римский храм Мезон Карри - потрясающий пример греческого влияния на римскую архитектуру.
Читать дальше
Таким образом, подводя вывод вышеизложенному, можно прийти к выводу о том, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом, особенно в отношении централизации человеческого образа, несмотря на различные этапы в эволюции живописных сюжетов. В некоторых случаях их искусство даже можно рассматривать как одно общее греко-римское искусство. Однако, несмотря на ряд общих черт, они имеют и весомые различия.
Развиваясь под влиянием ранней цивилизации искусство античности внесло огромный вклад в развитие мирового искусства. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Греческое искусство оказало большее влияние на развитие римского за счет того, что оно развивалось в более ранний период времени, а римское искусство как бы наследовало его черты, оно являлось его логическим развитием и конечно добавляло к нему множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римское искусство можно часто говорить, что описанные его особенности присущи и греческому искусству.
Читать дальше
1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции./ Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987, с. 224.
2. Бокщанина А.Г. История древнего Рима. / Бокщанина А.Г. История древнего Рима Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 359
3. Бонгард-Левина Г. М. Древние цивилизации. / Бонгард-Левина Г. М. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 304
4. Д. С. Филиппов, Е. В. Уварова Эволюция живописи/ Д. С. Филиппов, Е. В. Уварова Эволюция живописи: рекомендательный список / МКУК ЦБС г. Орла, Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина; ред. Е. В. Семенихина. – Орел, 2021. – 8 с.
5. Джунтоли С. Искусство и история Помпеи./ Джунтоли С. Искусство и история Помпеи. Русское издание. М., 2006, с. 128
6. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э./ Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э. СПб., 2001.
7. Любимов Л. История древнего мира/ Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288
8. Beazley J.D. The Antimenes Painter / Beazley J.D. The Antimenes Painter. Journal of Hellenic Studies. 1927. N 47. P. 63—92.
9.Isabella, Meyer, «Greek Art – Gems in Ancient Greek Art History» / Isabella, Meyer, «Greek Art – Gems in Ancient Greek Art History». Art in Context. May 19, 2021.
10.Moon W.G. Some New and Little-Known Vases by the Rycroft and Priam Painters. Greek Vases in the/ Moon W.G. Some New and Little-Known Vases by the Rycroft and Priam Painters. Greek Vases in the J. Paul Getty Museum, 2. Malibu, 1985. P. 41—71.
Читать дальше