Актуальность исследования. В современных условиях развития общества происходит переосмысление значения сохранившихся памятников архитектуры, поэтому актуально углубленное изучение специфических черт национального зодчества. В сфере сохранения историко-культурного наследия культовая архитектура – это объекты материальной и духовной культуры белорусского народа, имеющие особую историческую, религиозную, художественную, эстетическую и научную ценность. Памятники духовной архитектуры являются значимой частью национального достояния государства.
Цель исследования: проанализировать, исходя из истории византийского темплона, отношение к алтарной преграде, которая ориентирована на лучшие образцы византийской архитектуры.
Задачи исследования:
рассмотреть историю алтарной преграды и иконостаса;
Проанализировать элементы Византийского Священного стола (алтаря).
Объект исследования: византийская церковь.
Предмет исследования: «святой стол» - в византийской традиции.
Методы исследования: анализ, описание, сравнение.
Практическая значимость исследования. Материалы анализа могут использоваться в учебном процессе в высших и средне специальных учебных заведениях при подготовке специалистов по архитектуре, реставрационных и художественных специальностей, а также в смежных дисциплинах в том числе в учебных заведениях художественного профиля и в духовных семинариях.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Читать дальше
Алтарные преграды известны с самых первых веков христианства. Однако русский иконостас приобрел свой нынешний вид (высокая стена, состоящая из нескольких ярусов с иконами) только в 17 веке. Фундаментальные изменения произошли не только во внешнем виде алтарной преграды, но и в трактовке ее назначения. Первые алтарные преграды (1–3 вв.), известные по домашним церквям и римским катакомбам, представляли собой низкие решетчатые перегородки. Их устанавливали в церквях, чтобы духовенство могло свободно совершать богослужения, избегая давления толпы. Это было особенно важно, поскольку в небольших домашних церквях собиралось большое количество верующих. В то же время эти преграды не закрывали вид на алтарь мирянам .
После четвертого века алтарные преграды из вертикальных каменных плит высотой 1–1,5 метра стали получать все большее распространение, пока к 5-6 векам они почти полностью не заменили решетчатые стены. Долгое время алтарные преграды редко были выше уровня груди среднего человека. Первые запрестольные преграды, превышающие человеческий рост и загораживающие вид на алтарь, появились по инициативе святого Василия Великого (4 век). Согласно житию святого Василия, однажды во время совершения литургии он заметил, что служивший с ним диакон подмигивает женщине, стоявшей недалеко от алтаря. Затем святой Василий повелел увеличить высоту алтарной преграды, чтобы избежать подобных случаев в будущем. Однако низкие алтарные преграды, не загораживающие вид на алтарь, оставались обычным явлением вплоть до VI века. В то же время алтарный стол обычно помещался под кибориумом, балдахином на четырех столбах с занавесками, которые в определенные моменты службы опускались таким же образом, как и катапетасма.
Читать дальше
После правления Константина, римского императора, правившего в 306–337 годах н. э., появилась стандартизированная церковная архитектура, в которой доминировала базилика для совместного богослужения. Базилика представляет собой тип церкви, основанный на римских залах собраний, обычно состоящий из продольного нефа, обрамленного боковыми нефами. Существовало множество региональных вариаций: в Риме и на Западе, например, базилики обычно были удлиненной формы без галерей, как в Сан-Сабина в Риме (522–32) или Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне (ок. 490). (галерея — это верхний уровень в церкви, над боковыми нефами и притвором, где верующие могли участвовать в церковных службах) . На Востоке здания были более компактными, а галереи - более распространенными, как, например, в святом Иоанне Стадиосе в Константинополе (458 г.) или Ахиеропоитосе в Салониках (начало пятого века). К пятому веку литургия стала стандартизированной, но, опять же, с некоторыми региональными вариациями, очевидными в планировке и убранстве базилик. В целом, площадь алтаря была ограждена темплоном (экран, отделяющий неф или наос от святилища, также называемый барьером алтаря), с полукруглыми сиденьями для служителей (синтронон) в изгибе апсиды (полукруглое углубление, обычно заканчивающееся продольной осью церкви, в котором находится алтарь). Сам алтарь был покрыт кибориумом, балдахином, поднятым над алтарем, троном или гробницей (также называемым балдахином). Внутри нефа возвышенная кафедра, или амвон, служила местом для чтения Евангелия.
Читать дальше
Воплощение в иконных образах самых значительных идеологем эпохи было, по всей видимости, изначальной задачей алтарных преград. Это подтверждают иконографические программы доиконоборческой эпохи, среди которых главное место занимает алтарная преграда VI в. в Софии Константинопольской, дошедшая в описании Павла Силенциария. Знаменательно, что уже в доиконоборческую эпоху можно заметить сочетание в декорации алтарных преград двух основных смысловых функций. С одной стороны, иконографические программы воплощают важнейшие символико-догматические идеи, сопоставимые по значению с темами куполов и алтарных апсид, с другой — образы алтарной преграды имеют поклонный характер, связанный с молениями верующих, остановленных на границе «святая святых». В России алтарные преграды немного отличались от византийских. В отличие от своих византийских аналогов, в основном изготовленных из мрамора и камня, русские алтарные преграды обычно изготавливались из дерева из-за его большей доступности и простоты обработки.
В этой связи можно вспомнить вотивные композиции (мозаичные иконы) базилики Cв. Димитрия в Салониках или реконструированную декорацию темплона VII в. в константинопольской церкви Иоанна Крестителя, где образ Христа фланкировали изображения патрональных святых. Эти два источника символики, подчас активно взаимодействуя, сохранили свое значение до появления высокого иконостаса, когда закрепляется двучастная символическая структура «поклонного» местного ряда и «доктринальных» верхних чинов. Кульминационным моментом истории иконостаса, определившим его дальнейшее развитие, стало закрытие алтарной преграды, превращение ее из прозрачной и во многом символической границы в сплошную завесу, закрывшую богослужение в алтаре от верующих и тем самым создавшей потенциальную возможность для появления многоярусной иконной стены.
Читать дальше
1. Арсланов, В. Г. Теория и история искусствознания. XX век. Духовно-исторический метод. Социология искусства. Иконология: учебное пособие для вузов / В. Г. Арсланов. — Москва: Академический проект, 2020. — 299 c.
2. Бармина, Н. И. Археология базилик: учебное пособие для вузов / Н. И. Бармина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 97 с.
3. Древнерусский иконостас. Иконописная мастерская Кинония. - URL: http://www.kinonia.ortox.ru (дата обращения: 16.02.2024)
4. Забродина, Е. А. История изучения гентского алтаря: влияние локализации створок полиптиха на исследовательскую позицию в 1432–1945 гг. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2020. №1.- С. 158–174. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-izucheniya-gentskogo-altarya-vliyanie-lokalizatsii-stvorok-poliptiha-na-issledovatelskuyu-pozitsiyu-v-1432-1945-gg (дата обращения: 16.02.2024)
5. Иконостас: преграда или откровение? Видания. - URL: http://www.vidania.ru/index.html. (дата обращения: 16.02.2024)
6. История возникновения и развития иконостаса. - URL: http://www.vidania.ru/index.html. (дата обращения: 16.02.2024)
7. Лидов, А. М. От алтарной преграды к высокому иконостасу. Некоторые проблемы эволюции иконической структуры / А. М. Лидов // Христианство в археологических и письменных источниках : материалы IX международной научной конференции по церковной археологии, Севастополь, 21–25 сентября 2020 года / ФГБУК Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»; ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН»; Симферопольская и Крымская епархия; Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история». – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Антиква», 2020. – С. 72–81.
8. Морозова, Е.И. Эпистилии со сценами праздников в системе декорации византийской алтарной преграды (XII в.). Актуальные проблемы теории и истории искусства. - URL: http://www.actual-art.org/stati/94-st2010/vh/186-epistilii-so-stsenami-prazdnikov-xii-v.html. (дата обращения: 16.02.2024)
9. Павлов, Н. Л. Алтарь. Ступа. Храм Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев: диссертация ... доктора архитектуры: 18.00.01. - Москва, 2003. - 298 с.
10. Радзевич, И. Р. Архитектурно-композиционное решение католических алтарей XVII-XVIII вв. на территории Беларуси / И. Р. Радзевич // Архитектура: сб. науч. тр. – Вып. 11; редкол. : А. С. Сардаров [и др.]. Минск: БНТУ, 2018. – С. 39–45.
11. Чукова,Т. А. Алтарь древнерусского храма конца X—первой трети XIII в. Основные архитектурные элементы по археологическим данным. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2022. — 224 с.
Читать дальше