Мышление - это сложный когнитивный процесс, который позволяет человеку отражать и понимать реальность. Неоценима значимость мышления как высшей формы творческой активности, которая помогает нам решать проблемы, формировать новые цели и планы, а также понимать сущность окружающего мира. Оно является ключевым фактором в обогащении знаний и разрешении противоречий, объективно сопутствующих нашим мыслям. Поэтому понимание, как между людьми, так и между средствами и предметами, находится в фокусе формирования нашего мышления. Однако мышление не ограничивается простым чувственным отражением, оно позволяет нам использовать обобщения и накопленные знания для анализа новых ситуаций. Мышление отражает сущность действительности и помогает человеку быть разумным в своей деятельности.
Это процесс, в котором мы обнаруживаем всеобщие связи, осознаем сущность явлений и формируем абстракции. Чтобы укрепить и анализировать абстрактный речевой материал, мышление использует внутреннюю речь. Она формируется в мозге и связана с активацией речевой зоны. Инструментом абстракции и мышления является язык, который позволяет выделять существенные свойства предметов и передавать полученные знания другим людям.
Цель данной работы сформулирована следующим образом – анализ подходов к изучению процессов мышления, его классификации и методологических основ изучения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Провести анализ определения термина «мышление».
2. Представить классификацию категории «мышление».
3. Проанализировать подходы к изучению мышления.
Работа состоит из двух разделов, включающих по два подраздела, введения, заключения и списка использованных источников, содержащего 11 источников информации.
Читать дальше
1.1 Определение мышления
Мышление - это сложный когнитивный процесс, который позволяет человеку отражать и понимать реальность. Оно является высшей формой творческой активности и представляет собой творческое преобразование субъективных образов и значений в сознании, чтобы решать реальные противоречия и формировать новые цели, открывать новые средства и планы для их достижения, а также раскрывать сущностные силы природы и общества [1].
Мышление направлено на целенаправленное использование, развитие и обогащение знаний, особенно тогда, когда оно направлено на разрешение противоречий, которые объективно сопутствуют реальности мысли. Ключевую роль в формировании мышления играет понимание, как между людьми, так и между средствами и предметами их совместной деятельности.
Мышление помогает ответить на вопросы, которые нельзя разрешить путем простого чувственного отражения. Благодаря мышлению человек может правильно ориентироваться в окружающем мире, используя обобщения, накопленные ранее, для применения их в новых, конкретных обстоятельствах. Именно знание законов и взаимосвязей объективной реальности делает человека разумным в своей деятельности.
Мышление является отражением существенных взаимосвязей действительности и обобщенной ориентацией в конкретных ситуациях. Оно заключает в себе установление всеобщих связей, обобщение свойств однородных явлений, а также осознание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. Важно отметить, что мышление всегда связано с чувственным восприятием действительности и выходит за пределы лишь ощущений. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов и проверяются практикой, чтобы убедиться в их истинности [2]
Читать дальше
2.1 Виды мышления
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как [10]:
1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое.
– без–образное –— мышление, «свободное» от чувственных элементов: понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов.
– Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
– Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
– Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
– Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
– Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое.
– Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
– Практическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Читать дальше
В итоге можно сделать вывод, что мышление является высшей формой творческой активности человека, позволяющей ему отражать и понимать реальность. Оно основано на обобщениях, накопленных ранее, и способно используя их в новых, конкретных обстоятельствах. Знание законов и взаимосвязей объективной реальности является основой разумности в деятельности человека. Мышление является отражением существенных взаимосвязей действительности и снабжает нас обобщенной ориентацией в конкретных ситуациях.
Кроме того, механизм мышления человека включает скрытую внутреннюю речь, которая играет важную роль в анализе и укреплении абстрактного речевого материала. Язык является инструментом мышления, позволяющим выделять существенные свойства предметов, фиксировать и передавать знания другим людям. Однако мышление также обусловлено общественными условиями существования человека и основывается на общественно-историческом опыте человечества. В процессе исторического развития мышление стало самостоятельной умственной деятельностью, следующей определенным логическим правилам и оперирующей различными формами обобщений, включая образы, понятия и категории. В целом, мышление позволяет нам познавать глубинную сущность мира, предугадывать будущее и планировать практическую деятельность.
Читать дальше
Абрамова Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 495 с.
2. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 582 с.
3. Психология: учебник / [И. В. Дубровина и др.]. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с.
4. Зефирова М.Я. Психология мышления: учебное пособие/ М.Я. Зефирова - М.: Феникс+, 2017. – 354с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие/ С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2016. – 213с.
6. Селянская О.Н. Психология мышления: учебное пособие/ О.Н. Селянская - М.: Вита-Пресс, 2018. – 101с
7. Алёхин А.Н., Грекова А.А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8 № 1. C. 162– 176. DOI: 10.17759/psycljn.2019080110
8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед.учеб. заведений. − М.: Академия, 2003. − 176с
9. Радугина А. Л. Психология и педагогика: учеб. пос. для вузов. – 2-изд. испр. и допол. – М.: Центр, 2022. − 252 с
10. Вострикова Н.М. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 255–259. [Vostrikova N.M. The “thinking” notion in psychological and pedagogical proceedings. Siberian Pedagogical Journal. 2012. No. 8. Pp. 255–259
11. Джеймс У. Психология / Пер. И. Лапшиной. СПб., 2017. [James W. Psikhologiya [The Principles of Psychology]. I. Lapshina (translated in Russ.). St. Petersburg, 2017.]
Читать дальше