Современная детская книжная иллюстрация, как особый вид изобразительного искусства, оказывает влияние на формирование чувственного восприятия мира ребенком, способствует раскрытию литературного текста через художественные образы, и, что не менее важно, благоприятствует быстрому восприятию и лучшему усвоению информации, более глубокому пониманию изложенного материала.
Актуальность рассматриваемый темы состоит в том, что иллюстрирование детской книги как форма искусства является мощной воспитательной силой, которую нельзя подменить ни схематическими рисунками, толкающими работу читателя над картинкой по линии наименьшего сопротивления, ни формами, протащенными из прошлого, понятными и любимыми по инерции зрительных привычек, ни фотографическим материалом, воспитывающим пассивно-созерцательное отношение к миру.
Цель работы заключается в рассмотрении содержания понятий «стилизация» и «декоративность» в качестве методологического подхода к созданию иллюстрированного детского литературного издания.
Для достижения поставленной цели работы были решены следующие задачи:
- изучены понятие и роль стилизации и декоративности в современной иллюстрации;
- изучены особенности иллюстрирования детских книг;
- рассмотрена эволюция художественного стиля детской иллюстрации в России;
- изучены современные тренды иллюстрирования детских книг;
- проанализированы художественные приемы иллюстрирования детских книг в советское время;
- проанализированы художественные приемы иллюстрирования детских книг в современной России.
Объектом исследования является роль стилизации и декоративности в создании эмоционального воздействия на детское восприятие, раскрытии характеров героев произведения, их фантастических образов, формировании сказочной атмосферы, развитии творческого начала у детей. Предметом исследования являются художественные приемы иллюстрирования детских книг.
Теоретической основой исследования стали научные работы таких авторов, как Бакулина Н.А., Трынова Т.В. [1], Дорофеева Е.Н., Комарова Л.А. [5], Лебедева А. В. [7], Мустафаева Ю.Ф. [10], Прапорщикова Ю. В. [14] и др.
В работе применяются методы анализа, синтеза, обобщения.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Читать дальше
1.1 Понятие и роль стилизации и декоративности в современной иллюстрации
Художественное творчество по своей природе символично. Оно оперирует образами, метафорами и символами, призванными вызывать интуитивное понимание и сопереживание зрителя. Художник, в своих произведениях, интерпретирует формы реального мира посредством собственного восприятия и отношения к изображаемому объекту, оказывая тем самым определенное эмоциональное воздействие на зрителя. Аспект восприятия занимает значительное место в изобразительном искусстве, причем воздействие искусства на человека связано не только с самим содержанием художественного произведения, но и со способом выражения художественной формы, с эмоциональным восприятием определенных форм, цветов, фактур и т.п.
Современная книга – предмет, который способен целиком и полностью завладеть вниманием читателя, удивить, и даже увлечь его в собственное особое пространство не только через изложенный материал, но и через визуальное сопровождение, конкретизирующее текст конкретного произведения [1].
Говоря о современной иллюстрации, Т. Ю. Никитина отмечает ее отличительные особенности: «Иллюстрация давно вышла за рамки простого, буквального следования тексту. На первый план в современной книге выходит концепция издания в целом, и как часть этой концепции – иллюстрация, предлагающая зрительный ряд определённого формата, т. е. стилистически, пластически и композиционно подчинённый концепции издания» [12].
Стилизация в изобразительном искусстве непосредственным образом связана с переработкой реальной предметности, без которой художественные произведения не будут отвечать желаемой художественной выразительности при выполнении поставленных композиционных задач [8, с. 90].
Читать дальше
2.1 Художественные приемы иллюстрирования детских книг в советское время
Анализ современного ассортимента детских иллюстрированных книг показывает, что, несмотря на обилие современных иллюстраторов в странах СНГ и всего мира, советские художники детской книги до сих пор пользуются популярностью. Издания книг детской литературы ХХ века активно перепечатываются сейчас в оригинальном виде различными издательствами. Современные родители стараются специально приобрести книги с иллюстрациями конкретных советских художников для своих детей. У иллюстраций прошлого века есть особенная, на первый взгляд неуловимая атмосфера, с которой родители хотят познакомить своих детей, показать им сказку, в которую они верили сами, благодаря картинкам [5].
Рассмотрим особенности стилей известных советских детских иллюстраторов.
Одним из знаменитых мастеров книжной графики России является Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993), народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии второй степени в 1947 году. Он 32 года работал главным художником в издательстве «Детская литература», с 1948 года заведующим кафедрой графики МГАХИ им. Сурикова [7]. Многие из его студентов стали прекрасными профессионалами, опираясь на крепкую базу обучения «Школы Дехтерёва». Иллюстрации художника, носят не только развлекательный характер, они воспитывают эстетический и художественный вкус, заставляют думать, анализировать, сопереживать героям книги. Даже не умея читать, по иллюстрациям Б. Дехтерёва, ребёнок без подсказок может разобраться в основной сюжетной линии произведения. Работы Бориса Дехтерёва очень реалистичны (Приложение А, рисунок А.1), они напоминают слайды из киноленты, где обстановка, детали – всё имеет значение, и каждый из героев «проживает» свою собственную жизнь.
Читать дальше
По итогу рассмотрения материала можно сделать вывод, что тематика детской книги, живо и оригинально преподносимая юному читателю художественными приемами стилизации и декоративности, способствует творческом осмыслению сюжета, формирует целостное представление о времени происходящего, развивает образное мышление, создает предпосылки эстетических предпочтений.
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
- изучены понятие и роль стилизации и декоративности в современной иллюстрации;
- изучены особенности иллюстрирования детских книг;
- рассмотрена эволюция художественного стиля детской иллюстрации в России;
- изучены современные тренды иллюстрирования детских книг:
- проанализированы художественные приемы иллюстрирования детских книг в советское время;
- проанализированы художественные приемы иллюстрирования детских книг в современной России.
Таким образом, цель работы, заключающаяся в рассмотрении содержания понятий «стилизация» и «декоративность» в качестве методологического подхода к созданию иллюстрированного детского литературного издания, а также задачи, обозначенные во введении, достигнуты полностью.
Читать дальше
1. Бакулина Н.А., Трынова Т.В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы [Электронный ресурс] // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. С. 25-28. URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14343/ (дата обращения: 12.02.2024)
2. Болвинова Н.С., Алексеенко Е.В. Современные тенденции в иллюстрировании детской книги [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2587/32718 (дата обращения: 12.02.2024)
3. Данько Е. Задачи художественного оформления детской книги [Электронный ресурс] // Детские чтения. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-hudozhestvennogo-oformleniya-detskoy-knigi (дата обращения: 12.02.2024).
4. Детская книга вчера и сегодня / Сост. Э.З. Ганкина. ¬ М., 1988. – 311 с.
5. Дорофеева Е.Н., Комарова Л.А. Почему советские художники-иллюстраторы детской книги до сих пор пользуются популярностью в наше время [Электронный ресурс] // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2021. №3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-sovetskie-hudozhniki-illyustratory-detskoy-knigi-do-sih-por-polzuyutsya-populyarnostyu-v-nashe-vremya (дата обращения: 12.02.2024).
6. Кузнецова С. Г. Декоративность глубинное, объединяющее качество всех видов изобразительного искусства, дизайна [Электронный ресурс] // МНКО. 2010. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekorativnost-glubinnoe-obedinyayuschee-kachestvo-vseh-vidov-izobrazitelnogo-iskusstva-dizayna (дата обращения: 12.02.2024).
7. Лебедева А. В. Стилизация и реализм в детских книжных иллюстрациях Бориса Александровича Дехтерёва [Электронный ресурс] // «Научный аспект №12-2023» - Культура и искусство. URL: https://na-journal.ru/12-2023-kultura-iskusstvo/7363-stilizaciya-i-realizm-v-detskih-knizhnyh-illyustraciyah-borisa-aleksandrovicha-dekhteryova (дата обращения: 12.02.2024).
8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. – М : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
9. Макарова К. В. Особенности детской книжной иллюстрации и ее отличия от взрослой [Электронный ресурс] // Преподаватель ХХI век. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detskoy-knizhnoy-illyustratsii-i-ee-otlichiya-ot-vzrosloy (дата обращения: 12.02.2024)
10. Мустафаева Ю.Ф. Современный дизайн и иллюстрация детской книги [Электронный ресурс] // Вестник магистратуры. 2018. №9-1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-dizayn-i-illyustratsiya-detskoy-knigi (дата обращения: 12.02.2024).
11. Немнясова, М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. – 2018. – № 3 (18). – С. 70-71. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3426/ (дата обращения: 12.02.2024).
12. Никитина Т. Ю. Особенности иллюстрирования различных типов изданий [Электронный ресурс] // Картинки и разговоры. URL: http://www.fairyroom.ru/?p=13584 (дата обращения 12.02.2024)
13. Парукова Е. В. Стилизация и трансформация изображения в аспекте восприятия художественного образа [Электронный ресурс] // Культура и искусство. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilizatsiya-i-transformatsiya-izobrazheniya-v-aspekte-vospriyatiya-hudozhestvennogo-obraza (дата обращения: 12.02.2024)
14. Прапорщикова, Ю. В. Восприятие художественной литературы дошкольников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2017. – № 28 (162). – С. 93-94. – URL: https://moluch.ru/archive/162/45174/ (дата обращения: 12.02.2024).
15. Ситникова Е. В. Иллюстрация как визуальный компонент контента детских изданий [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. № 2(56): в 2-х ч. Ч. 1. – C. 62-68. URL : www.gramota.net/materials/2/2016/2-1/16.html / (дата обращения: 12.02.2024)
16. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М., 1988. – 587 с.
17. Шокорова, Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве: учебное пособие / Л. В. Шокорова. – Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2016. – 118 с.
Читать дальше