Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире эффективность работы персонала является одним из ключевых факторов успеха компании.
Нематериальная мотивация позволяет не только повысить уровень удовлетворенности сотрудников, но и улучшить их производительность, лояльность и вовлеченность в рабочий процесс.
Нематериальная мотивация нужна для того, чтобы стимулировать сотрудников к достижению общих целей компании, повышать их лояльность и удовлетворенность работой. Она может включать в себя такие элементы, как признание достижений, возможность профессионального роста, участие в принятии решений, благоприятный психологический климат в коллективе и другие факторы, которые не связаны с материальным вознаграждением.
Изучение данного вопроса поможет определить оптимальные инструменты нематериальной мотивации, разработать методики оценки их эффективности и внедрить эти рекомендации в практику управления персоналом.
Целью исследования является изучение практики применения инструментов нематериальной мотивации персонала, анализ их эффективности и разработка рекомендаций по оптимизации процесса мотивации в компаниях.
Задачи исследования:
Изучить понятие и сущность нематериальной мотивации,
Рассмотреть методы оценки эффективности нематериальной мотивации,
Провести анализ применения нематериальной мотивации в ОГБСУ «Областное имущественное казначейство»,
Разработать рекомендации по применению инструментов нематериальной мотивации для повышения эффективности работы персонала в ОГБСУ «Областное имущественное казначейство».
Объект исследования - процесс нематериальной мотивации персонала в ОГБСУ «Областное имущественное казначейство».
Предмет исследования - инструменты и методы нематериальной мотивации, их влияние на эффективность работы персонала и методы оценки их результативности.
Методы исследования: анализ научной литературы, синтез, обобщение.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций и методик для повышения эффективности управления персоналом и стимулирования трудовой активности сотрудников. Это, в свою очередь, может способствовать росту конкурентоспособности компании и улучшению ее финансовых показателей.
Читать дальше
1.1 Понятие и сущность нематериальной мотивации.
Есть разные подходы к разделению материальной и нематериальной мотивации. Один относит к материальной мотивации выплаты, которые сотрудник получает за результат своей работы: оклад, премию или бонусы, а к нематериальной - любые другие поощрения, например обучение, участие в корпоративных мероприятиях, подарки.
Другой подход предполагает, что нематериальная мотивация персонала - та, на которую работодатель не тратит деньги или расходует их незначительную часть. Благодаря этому в компании могут внедрять способы моральной мотивации, которые не зависят от экономических показателей бизнеса. Например, чтобы давать сотрудникам развивающую обратную связь, не нужно тратить сотни тысяч рублей.
С точки зрения пирамиды потребностей Маслоу потребности в защите и безопасности закрывает материальная мотивация. Человек работает, получает зарплату, премии, имеет социальные гарантии, и его базовые потребности удовлетворены [1, с. 32].
После того как базовые потребности закрыты, у большинства сотрудников возникают другие - в общении, внимании, признании, самовыражении. Если в компании нет системы нематериальной мотивации, чтобы удовлетворить эти потребности, высока вероятность, что сотрудник найдёт другую компанию, где сможет это сделать.
Чтобы работа команды, отдела или компании приносила результаты, потребности сотрудников должны быть закрыты. Довольные и счастливые люди не просто выполняют задачи как надо, а готовы вносить больший вклад в развитие компании.
Читать дальше
Общая характеристика предприятия ОГБСУ «Областное имущественное казначейство».
ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» зарегистрировано в Управлении ФНС России по Томской области.
Юридический адрес: 634041, Томская область, город Томск, пр-кт Кирова, д.41.
Основной вид деятельности: Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации (ОКВЭД-84.11.21).
Руководителем является: Селицкий Геннадий Зенонович.
ОГБСУ «Областное имущественное казначейство»
ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» является ведущей организацией в сфере управления государственным имуществом в области. Своими многолетними знаниями и опытом, казначейство обеспечивает эффективное использование имущественных ресурсов и прозрачность в управлении финансовыми потоками.
Главная задача ОГБСУ «Областного имущественного казначейства» заключается в управлении имуществом областного значения. Организация осуществляет все этапы управления государственной собственностью, начиная с ее приобретения и консервации до распределения и реализации. Казначейство активно сотрудничает с государственными органами, предприятиями и общественными организациями для оптимизации процесса управления имуществом.
Читать дальше
3.1 Разработка методики оценки эффективности применения инструментов нематериальной мотивации на предприятии
На основе выделенных проблем, можно выделить цель третьего раздела: разработать мероприятия по совершенствованию системы нематериальной мотивации сотрудников, которые включают в себя :
1. Социальную поддержку,
2. Санаторно-курортное лечение,
3. Зону отдыха.
Рассмотрим подробнее:
Мероприятие 1 – Социальная поддержка.
Внедрение социальной поддержки как вида нематериальной мотивации может существенно помочь сотрудникам компании. Социальная поддержка предполагает предоставление сотрудникам различных льгот и преимуществ, направленных на улучшение их благосостояния и комфорта.
Во-первых, социальная поддержка помогает сотрудникам быстрее адаптироваться к новым условиям работы и достигать высоких результатов благодаря созданию благоприятной рабочей атмосферы.
Во-вторых, социальная поддержка является эффективным инструментом привлечения и удержания талантливых специалистов, которые могут внести значительный вклад в развитие компании.
В-третьих, социальная поддержка позволяет сотрудникам чувствовать себя ценными и важными для компании, что повышает их мотивацию и производительность.
Важно отметить, что социальная поддержка должна быть адаптирована под индивидуальные потребности и интересы каждого сотрудника. Необходимо учитывать возраст, семейное положение, образование и другие факторы при разработке социальных льгот.
Таким образом, внедрение социальной поддержки в качестве нематериальной мотивации помогает сотрудникам чувствовать себя уверенными и ценными, что положительно сказывается на их работе и общей атмосфере в коллективе
Читать дальше
В современных условиях развития организаций все большее значение приобретает нематериальная мотивация в управлении персоналом. ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» проявляет особое внимание к созданию внутренней психологической атмосферы, которая стимулирует сотрудников к более результативной деятельности.
В ходе исследования стало очевидным, что ключевым инструментом нематериальной мотивации в ОГБСУ является поощрение и признание достижений сотрудников. Здесь активно применяются различные формы поощрения, включая публичные благодарности, награды и премии. Такой подход создает положительные эмоции и укрепляет чувство рабочей гордости у сотрудников, что положительно влияет на их мотивацию и результативность работы.
Еще одним важным аспектом нематериальной мотивации в ОГБСУ является приоритет политики развития сотрудников. Организация предоставляет широкие возможности для повышения квалификации и профессионального роста, а также поддерживает их участие в различных проектах и инициативах. Это способствует росту компетенций сотрудников, укрепляет их уверенность в себе и придает им чувство значимости, что влияет на повышение мотивации и степени вовлеченности в работу.
Также важное значение для нематериальной мотивации в ОГБСУ имеет эффективная коммуникация с персоналом. Руководство уделяет внимание активному обмену информацией и созданию условий для принятия участия сотрудников в процессе принятия решений. Это не только способствует выработке общей стратегии развития организации, но и демонстрирует заботу о мнении и интересах персонала, что положительно влияет на их мотивацию и вовлеченность.
По результатам внедрения мероприятий, предложенных в третьем разделе, ожидается увеличение выручки на 15%. На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
в организации мотивации персонала необходимо делать упор не только на материальное стимулирование, но и на нематериальные, главное правильно распределить систему стимулирования;
правильно сформированная система нематериальной мотивации поможет в организации работы персонала и увлечении финансовых результатов;
нематериальная система мотивации эффективна при удерживании ценных кадров и развитии персонала организации.
Таким образом, использование инструментов нематериальной мотивации является важной составляющей управления персоналом в ОГБСУ «Областное имущественное казначейство». Поощрение и признание достижений, приоритет развития сотрудников и эффективная коммуникация с персоналом являются ключевыми компонентами успешной нематериальной мотивации. Их использование способствует созданию положительной рабочей атмосферы, повышению мотивации, результативности работы и содействует достижению целей организации.
Читать дальше
1. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент. Учебник и практикум / Е.П. Голубков. - М.: Юрайт, 2021. - 292 c.
2. Кутырев, Б. П. Трудовая дисциплина / Б.П. Кутырев. - М.: Новосибирское книжное издательство, 2022. - 120 c.
3. Разработка и принятие решения в управлении инновациями / И.Л. Туккель и др. - М.: БХВ-Петербург, 2023. - 352 c.
4. Иванова, С. 50 советов по нематериальной мотивации / С. Иванова. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 141 c.
5. Баженова, Е.В. Мотивация и стимулирование на пути к успеху фирмы / Е.В. Баженова. - М.: АСТ, 2009. - 889 c.
6. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 304 c.
7. Минько, Э. В. Менеджмент качества / Э.В. Минько, А.Э. Минько. - М.: Питер, 2023. - 272 c.
8. Морозова, Е.Н. Тренинг развития ресурсов руководителя / Е.Н. Морозова. - М.: Речь, 2022. - 781 c.
9. Лукичева, Л. И. Управленческие решения / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев. - М.: Омега-Л, 2022. - 384 c.
10. Роберт, О. Бринкерхофф Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет / Роберт О. Бринкерхофф. - М.: Гиппо, 2022. - 224 c.
Читать дальше