Введение 3
Глава 1. Теоретические основы таможенной процедуры переработки в ЕАЭС 5
1.1 Понятие таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления 5
1.2 Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления: содержание и условия помещения товаров 7
1.3 Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления 8
Глава 2. Анализ таможенного контроля таможенной процедуры переработки в ЕАЭС 11
2.1 Порядок помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления 11
2.2 Таможенный контроль за соблюдением условий таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления 13
2.3 Анализ нарушений таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления 15
Глава 3. Проблемы при помещении товаров под таможенную процедуру переработки и пути их решения 17
3.1 Проблемные вопросы таможенного контроля за соблюдением условий таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления 17
3.2 Решения проблем использования таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления 19
3.3 Цифровые технологии как инструмент повышения эффективности контроля таможенной переработки для внутреннего потребления 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение.Таможенные платежи по таможенной процедуре по переработке товаров для внутреннего потребления 28
Читать дальше
Актуальность темы исследования. В современное время имеется множество инструментов, с помощью которых государство реализует свои функции, одной из которых является развитие и регулирование экономики и внешнеэкономических связей и отношений в области торговли. Для Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность является одним из способов пополнения федерального бюджета. Одним из инструментов регулирования и развития экономики являются таможенные процедуры. Каждая из таможенных процедур, конечно же, имеет свое значение для государства, но некоторые из них представляют из себя экономические процедуры. К таким можно отнести таможенные процедуры переработки. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления призвана использовать общепризнанный в международной практике инструмент поддержки импортозамещения. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления – ввоз товаров на таможенную территорию в виде сырья, а затем производственный товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Отечественные предприятия обрабатывающей промышленности осуществляют механизм переработки импортных товаров в тех же экономических условиях, что и иностранные переработчики. Использование такой практики способствует созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых отчислений, благодаря чему экономика страны может успешно развиваться. Экономическая сущность данной таможенной процедуры заключается в том, что ее эффективное применение способствует повышению конкурентоспособности производимой продукции путем переноса производства на территорию России.
Целью работы выступает изучение таможенной процедуры переработка для внутреннего потребления. Исходя из указанной цели, можно определить следующие задачи:
– рассмотреть понятие таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления ;
– изучить таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, а именно: содержание, условия помещения товаров;
– охарактеризовать порядок помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;
– исследовать таможенный контроль за соблюдением условий таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления;
– проанализировать нарушения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления;
– рассмотреть цифровые технологии контроля таможенной переработки для внутреннего потребления;
– выделить проблемные вопросы таможенного контроля за соблюдением условий таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления и пути их решения;
– сформировать направления цифровизации как инструмента повышения эффективности таможенного контроля таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру переработки. Предметом исследования считаются таможенный контроль в таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления.
Методологическую основу исследования составляют диалектический научный метод познания, средства анализа и синтеза, и др.
Эмпирическую базу исследования составили труды русских ученых: И.А. Брулева, А.А. Жарковой, Т.В. Климовой, А.Н. Козырина, и др.
Структура работы содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Читать дальше
В Таможенном Кодексе Евразийского экономического Союза (далее – ТК ЕАЭС) в ст. 2 регламентировано, что таможенная процедура – это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на территории ЕАЭС или за ее пределами [2].
В настоящее время в соответствии с ТК ЕАЭС в разд. 4 установлено 17 видов таможенных процедур, каждая из которых представляет собой систему правовых норм, которая регулирует различные правоотношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Таможенные процедуры – это государственный инструмент, который позволяет выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определяя направление развития внешней торговли и её качественное содержание[9, с. 248].
Переработка для внутреннего потребления – иностранные товары подлежат операциям по переработке для внутреннего потребления для получения продуктов переработки для того, чтобы далее поместить товары под другую таможенную процедуру – выпуск для внутреннего потребления без уплаты платежей при соблюдении всех необходимых условий помещения и использования в соответствии с такой таможенной процедурой (ст. 188 ТК ЕАЭС)[2].
В ТК ЕАЭС обозначаются такие категории товаров при использовании таможенной процедуры переработки:
– товары, перемещенные для выполнения процедуры таможенной переработки (также здесь представлены сами иностранные товары, и те комплектующие, расходные материалы, сырье и другие средства, применимые для выполнения переработки);
– продукты, образованные с помощью переработки;
– отходы таможенной переработки (иными словами побочные продукты, приобретение которых не считалось целью указанной процедуры);
– остатки (товары, первоначально предполагавшиеся как подлежащие процедуре, однако не примененные в ее рамках)[8,c.136].
Читать дальше
Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления может включать несколько этапов, включая декларирование, таможенную инспекцию, определение таможенной стоимости товаров, а также их классификацию[10, c.16]. Порядок помещения товаров под таможенную процедуру переработки в общем виде выглядит следующим образом: предоставление всей необходимой документации в таможенный орган, рассмотрение таможенным органом предоставленных сведений, в случае необходимости проведение экспертизы, передача таможенным органом решения (разрешение или отказ), предоставление декларации с указанной процедурой, проведение операции по переработке товаров. Не только для таможенной процедуры переработки вне таможенной, но и для переработки для внутреннего потребления, непременно присутствие документа об условиях переработки товаров для внутреннего потребления. Указанный документ включает необходимые данные о лицах, наименовании и классификации товара, документов, подтверждающие проведение внешнеэкономической сделки, нормах выхода продуктов переработки, идентификации товаров, вероятности последующего коммерческого применения[14, c.102].
С использованием электронного декларирования товаров процесс расчета таможенных пошлин стал существенно легче. Декларанту требуется только правильно установить код товара по ЕТН ВЭД, а программа, в соответствии с имеющимся кодом устанавливает ставку и автоматически рассчитывает сумму пошлин, которые требуется уплатить. Все такие сведения указываются в графе 47 «исчисление платежей» декларации на товары. Кроме того, необходимо указать, что графа 47 заполняется независимо для любого товара. Любой платеж фиксируется в графе самостоятельной строкой, с отметкой кода вида платежа, устанавливаемого согласно классификатору видов налогов, сборов и других платежей, взимание которых возлагается на таможенные органы. Если для расчета и уплаты таможенной пошлины при электронном декларировании графа 47 формируется для любого самостоятельного товара, тогда таможенный сбор отмечается в графе 47 декларации на товары, лишь у первого товара, с отметкой код вида платежа – 1010[15, c. 65].
Читать дальше
При перемещении товаров декларант зачастую сталкиваются с определёнными сложностями. Так для них существуют некоторые проблемы связанные с использование таможенной процедуры переработки. Первой и одной из основных на сегодняшний день проблемой помещения товаров под рассматриваемую таможенную процедуру остается выбор способа возможности идентификации иностранных товаров в продуктах переработки и определение такого показателя, как норма выхода продуктов переработки. Таможенным кодексом ЕАЭС (ст. 167) определены способы идентификации иностранных товаров в продуктах переработки[2].
У таможенных органов зачастую отсутствуют стимулы применения «иных» способов идентификации, таких как таможенный контроль, ввиду высоких временных и административных затрат при их использовании, а также необходимости наличия специфических знаний проверяющего o представленных документов, в которых содержатся подробные сведения об использовании иностранных товаров в технологическом процессе, а также сведения о технологии производства продуктов переработки[13, c.276].
Второй проблемой процедуры переработки товаров является определение нормы выхода продуктов переработки. Лицо, получающее документ об условиях переработки товаров, обладает правом определять нормы выхода продуктов переработки, основываясь на фактических условиях производственного процесса. Однако на практике таможенными органами учитываются экспертные заключения, «основанные на конкретном технологическом процессе переработки товаров», а не нормы выхода продуктов переработки, установленные участником ВЭД. Получение и предоставление такого заключения требует от компаний дополнительных финансовых и временных затрат.
Читать дальше
В результате проведённого исследования можем сделать следующие выводы.
Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления является одной из важнейших экономических таможенных процедур. Необходимо отметить, что экономическое значение данной процедуры состоит в повышении конкурентоспособности национальной промышленности, поскольку возможность беспошлинного ввоза и использования иностранного сырья и комплектующих влечет за собой расширение сфер деятельности имеющихся производств, а также перемещение производственной деятельности на таможенную территорию. С 2014 года Правительством РФ был взят курс на импортозамещение. Исходя из этого, применение данной таможенной процедуры может способствовать развитию отечественного производства путем создания на территории России готовой продукции из иностранных комплектующих и сырья.
Одной из главных задач нормативно-правового регулирования таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления является обеспечение соблюдения принципов таможенного контроля, таких как прозрачность, необходимость, предсказуемость и некоррупционность. Кроме того, регулирование направлено на обеспечение справедливой конкуренции на рынке, защиту прав и интересов потребителей, а также поддержку развития отечественной экономики.
Также следует указать, что для процедуры переработки для внутреннего потребления установлены порядок их выполнения, сроки, расчет и уплата таможенных платежей. Кроме того, обозначены операции, которое возможно производить с товарами, а также список товаров. Таможенный контроль таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления включает в себя ряд процедур, направленных на обеспечение соблюдения законодательства и международных договоров в области таможенного дела. До начала процедуры переработки декларант должен предоставить на таможню документы, подтверждающие возможность ее осуществления, а также информацию о планируемых операциях и их условиях. Таможенные органы проверяют соответствие заявленных операций требованиям законодательства, а также оценивают возможность их выполнения на территории страны. После проверки документов и подтверждения законности декларирования, товары выпускаются для переработки на внутренний рынок. Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением условий переработки, установленных в декларации, и ведут учет перемещаемых товаров. По окончании установленного срока переработки декларант оформляет завершение процедуры, предоставляет отчет о выполнении операций и возвращает товары на территорию страны происхождения.
Существуют определенные проблемы, которые связаны с использованием таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Так, проблемы вызваны несовершенством законодательной базы, особенности таможенного контроля и проведение процедуры идентификации. Все указанные проблемы нуждаются в решении так важно разработать единую для всех стран-участников ЕАЭС нормативно-правовую базу касательно всех операции производимых при таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления также важно учесть критерии идентификации разных товаров при формировании методических материалов для таможенного контроля. Одним из направлений повышения эффективности использования таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления считается цифровизация, которая связан с применением новых технологий таможенного контроля и программ, призванных упростить операции для участника ВЭД.
Читать дальше
1. Международная конвенция об упрощении гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (ред. от 26.06.1999) // СПС «Консультант Плюс».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) // СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) //СПС «Консультант Плюс».
4. Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 N 565 (ред. от 26.04.2022) «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления» // СПС «Консультант Плюс».
5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 5н «Об утверждении порядка выдачи разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления, отзыва и аннулирования, восстановления разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления, формы заявления на переработку товаров для внутреннего потребления и порядка ее заполнения, формы разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления и порядка ее заполнения, формы заявления о внесении изменений в разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления, формы отказа таможенного органа во внесении изменений в разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления» // СПС «Консультант Плюс».
6. Алексеева А.С. Сравнительный анализ системы уплаты таможенных платежей в различных таможенных процедурах // В сборнике: Устойчивое развитие региона: проблемы и тенденции. Материалы международной научно-практической конференции. Липецк, 2022. С. 712-714.
7. Брулев И.А., Дзирун И.А. Анализ применения форм обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-1 (87). С. 115-118.
8. Жаркова А.А., Недорезова О.Ю. Особенности применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления // В сборнике: Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития. Уфа, 2023. С. 135-139.
9. Климова Т.В., Руднева З.С. Влияние таможенных процедур переработки на экономику Российской Федерации в условиях неопределенности // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела. Сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 2023. С. 248-253.
10. Козырин А.Н., Ялбулганов А.А. Фискальные последствия таможенных процедур переработки // В сборнике: Таможенные споры. Банковские и страховые споры. Материалы Всероссийских научно-практических конференций. Москва, 2021. С. 15-28.
11. Лановенко И.В. Применение информационных технологий при взаимодействий таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-2 (87). С. 112-115.
12. Никулина А.С. Таможенный контроль и оценка страновых рисков // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 4-2 (86). С. 57-61.
13. Оболонский В.Н. Перспективы применения таможенных процедур переработки товаров // Международный научный студенческий журнал. 2021. № 12. С. 276-278.
14. Основы таможенного дела: учебник для вузов / А.П. Джабиев. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 392 с.
Читать дальше