-
УрГГУ

Формирование представлений о временах года через различные техники рисования

дипломная работа
Методика преподавания
40 страниц
37% уникальность
2024 год
21 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Методика преподавания рисования»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ 6 1.1. Характеристика различных техник рисования 6 1.2. Особенности формирования представлений о временах года у детей дошкольного возраста 11 1.3. Методы, приемы формирования формирование представлений о временах года через различные техники рисования 15 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ 21 2.1. Выявление исходного уровня формировании представлений о временах года через различные техники рисования 21 2.2. Проектирование работы по формированию представлений о временах года через различные техники рисования 28 3.3. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39 ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Читать дальше
Актуальность исследования определяется тем, что формирование представлений о временах года у детей дошкольного возраста происходит, как правило, в предметной среде – дома, в дошкольных учреждениях. Для этого педагогами и родителями используются преимущественно наглядные материалы, игры, стихи, художественные произведения и.т.д. Между тем представляется, что использования продуктивной деятельности как средства формирования представлений о временах года у детей дошкольного возраста будет не менее эффективно. Помимо этого, актуальность исследования обусловлена еще и необходимостью формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных отношениях и свойствах окружающего мира. Если систематическое обучение отсутствует, то у ребенка формируются собственные теории и представления об окружающем мире, появляются случайные аналогии и фантастические конструкции. На протяжении всей жизни у человека развиваются представления об основных свойствах окружающего мира, однако наиболее активное их развитие наблюдается в дошкольном возрасте. Представления детей дошкольного возраста о важных явлениях общества и природы взаимосвязаны: развитие и обогащение одного из этих явлений ведет к значительным положительным изменениям в развитии других. Формирование представлений о временах года детей дошкольного возраста относится к особой группе представлений – о цикличности событий и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволит ему отражать объективную повторяемость изменений в окружающем мире, устанавливать между ними взаимосвязь, прослеживать последовательность событий этим и обусловлена тема дипломной работы «Формирование представлений о временах года через различные техники рисования». В дошкольном возрасте процесс развития представлений о времени, пространстве, покое и движении и т.д. способствует образованию начальных форм категориального строя мышления. Большую часть познавательного опыта дошкольников составляют чувственные представления, поэтому именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования у детей диалектичной картины мира. Однако проблема заключается в том, что представления детей дошкольного возраста о времени в целом и о временах года в частности не всегда соответствуют реальным изменениям окружающего мира, хотя для этого у детей имеются все предпосылки. Обзор литературы и источников: изучением формирования у дошкольников временных представлений занимались такие исследователи, как Л.В. Гильманова, Е.Н. Лебеденко, А.М. Леушина, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, Р. Чуднова, Е.И. Щербакова и др. Основные направления теоретических и практических разработок по выбранной теме: наиболее эффективное средство для формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность, так как она вызывает положительные эмоции, создает неординарное видение замысла, а также формирует способность к быстрому «вхождению» в образ. Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Е.А. Флерина и др. отмечают, что рисование является одним из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, оно связано с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка. Объект исследования: формирование представлений о временах года у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирование представлений о временах года через различные техники рисования. Цель исследования: изучить формирование представлений о временах года через различные техники рисования. Задачи исследования: – охарактеризовать различные техники рисования; – обосновать особенности формирования представлений о временах года у детей дошкольного возраста; – рассмотреть методы, приемы формирования формирование представлений о временах года через различные техники рисования; – выявить исходный уровень сформированности представлений о временах года; – разработать и апробировать проект по формированию представлений о временах года через различные техники рисования. Теоретическая значимость исследования дано теоретическое обоснование особенностям формирования представлений о временах года у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы родителями и педагогами дошкольных учреждений для формирования представлений о временах года у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Методы исследования: – теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение. – эмпирические: беседа, опрос, анкетирование количественный и качественный анализ данных. База исследования: МДОУ №34 «Ромашка». Структура работы. Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, приложения
Читать дальше
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декорирование. Основная задача обучения рисованию - помочь детям понять окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и научить приемам изображения. При этом реализуется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в творчестве. выразительные изображения различных предметов средствами, доступными для данного возраста [9, 37]. Рисование – искусство изображения на плоскости реально существующих или воображаемых предметов, обозначения их формы линиями и различной степени освещенности этих форм путем более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. В системе народного образования дошкольников большое место отводится рисованию, которое важно для всестороннего развития личности. Рисуя, у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности и умение самостоятельно создавать что-то прекрасное доступными средствами. Ребенок не создает образ, основываясь только на том, что он непосредственно воспринимает. Рисование как одна из продуктивных форм деятельности имеет свои особенности, требует овладения особым способом действия и оказывает весьма специфическое влияние на общее развитие ребенка. Истоки изобразительной деятельности относятся к раннему детству [10, 37]. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и на свободных занятиях для детей педагогам зачастую сложно найти множество вариантов занятий по конкретным темам. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблонов, стереотипов, установленных раз и навсегда правил, и тем не менее на практике мы часто сталкиваемся именно с такой ситуацией («Дерево рисуется снизу вверх, потому что, оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Т.С. Комарова писала, что основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений [20, 25].
Читать дальше
Цель констатирующего эксперимента: выявить исходный сформированности представлений о временах года через различные техники рисования. В исследовании участвовали 10 детей старшей группы 5–6 лет, посещающие МБДОУ детского сада №34 «Ромашка» и воспитатели. Этапы исследования. На первом этапе – констатирующем–провели анкетирование среди воспитателей старшей группы, сделали анализ предметно–пространственной среды группы, далее провели диагностику детей для того, чтобы выявить уровень сформированности представлений о временах года у детей 5–6 лет, чтобы в дальнейшем спроектировать работу посредством различных техник рисования и улучшить экологические представления. На втором этапе – формирующем – спроектировали работу по формированию представлений о временах года у детей 5–6 лет через различные техники рисования. На третьем этапе – контрольном – провели повторную диагностику уровня формирования представлений о временах года у детей с целью определения уровня представления детей и сравнения результатов, полученных во время констатирующего и контрольного этапов. Для решения первой задачи констатирующего эксперимента мы провели анкетирование педагогов, целью которого было выявление круга проблем, с которыми сталкиваются воспитатели в работе с детьми по развитию представлений о временах года, и состояние работы по проблеме в ДОУ. В анкетировании приняли участие 4 педагога. Им были заданы следующие вопросы: 1. Часто ли планируете занятия по развитию представлений о временах года? – Педагоги единогласно ответили: 1 раз в квартал – согласно смене времени года по календарю. 2. Какие методы и приемы Вы используете в своей практике для развития представлений о временах года у детей Вашей группы? – Педагоги перечислили различные методы и приемы развития представлений о временах года у детей. 100% воспитателей назвали – беседа, чтение художественной литературы, показ картин, иллюстраций; 50% – игровые ситуации, наблюдение в природе (на улице); 20% – вопросы проблемного характера, моделирование. 3. Есть ли в Вашей группе уголок природы и ведется ли работа в нем по развитию представлений о временах года? – Педагоги единогласно заявили о наличии уголка природы и календаря погоды. Лишь 50% воспитателей отметили последовательную систематическую ежедневную работу в данном уголке в часы утреннего приема детей, задания выполняются полностью самостоятельно детьми; 40% – работа ведется либо в утренние часы, либо после сна, т.е. бессистемно, эпизодически, проводится беседа с детьми, но педагог сам заполняет календари погоды и природы; 10% – чаще всего педагог сам все отметит.
Читать дальше
Таким образом, автором ставилась цель изучить формирование представлений о временах года через различные техники рисования, в рамках данной цели были решены следующие задачи. Дана характеристика различным техникам рисования. Рисование – одно из самых интересных изобразительных видов деятельности для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. В изобразительном же искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. К традиционным техникам изобразительной деятельности относят те, которые чаще всего применяются в детских учреждениях. Обоснованы особенности формирования представлений о временах года у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о временах года рассматривается в нескольких направлениях: формирование элементарных математических представлений, социальных представлений и формирование экологических представлений. Проанализированы методы, приемы формирования формирование представлений о временах года через различные техники рисования. Наиболее эффективным средством для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность. Роль изобразительной деятельности в развитии представлений о временах года состоит в планировании, регуляции, контроле за деятельностью рисования, в дополнении рисунка и объяснении его связи с действительностью, в обобщении наглядно представленного материала. В рамках констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика сформированности представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень сформированности представлений о временах года у детей составил 30%, средний - 40% и низкий - 30%. Далее приступили к следующему этапу, формирующему, который заключался в проектировании работы по формированию представлений о временах года у детей 5–6 лет через различные техники рисования. Проведя формирующий этап опытно-экспериментального исследования, провели третий этап – контрольный. Значение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы заключается в проверке улучшения знаний по вопросам, вызвавшим затруднения у детей. Диагностика на выявление представлений о временах года проводилась, также, как и на констатирующем этапе (методика С. Н. Николаевой). Данный этап показал, что высокий уровень сформированности представлений о временах года у 50% детей, средний – у 50%, низкий уровень отсутствует. В итоге исследования по результатам диагностики представления детей о временах года увеличились. Дети испытывали затруднения при ответе на вопросы, но уже на контрольном этапе диагностирования их представления о временах года стали выше. Полученные результаты исследования являются основой для дальнейшей работы по данной проблеме. Качественное усвоение данных представлений позволяет старшим дошкольникам глубже проникнуть в смысл окружающей их действительности и способствует зарождению полноценной картины мира. Таким образом, цель достигнута задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск: НГУ, 2023. – 120 с. 2. Барковская, О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания: учебное пособие для студентов СПО/ О. М. Баркровская. – Москва: Просвещение, 2023. – 382с. 3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В.Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2021. – 120 с. 4. Васюкова, Г.В. Учите детей наблюдать природу / Г.В. Васюкова. – Минск, 2022. – 120 с. 5. Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию дошкольников / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание. – 2023. – № 7. – С. 9– 43. 6. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста: книга для воспитателей / Е.Н. Водовозова.– Санкт-Петербург: Речь, 2018. – 130 с. 7. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. Москва: АСТ, 2016. – 120 с. 8. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2022. – № 11. – С. 32–38. 9. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. – 2018. – № 4. – С. 5–49. 10. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева – Москва: Инфра, 2020. – 120 с. 11. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд–во Нижне–варт. гуманит. ун–та, 2012. – 326 с. 12. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова – Москва: Скрипторий, 2017. – 80 с. 13. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2023. – № 1. С.5–44 14. Жарова, Н.А. Консультация для воспитателей на тему «Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада» / Н.А. Жарова – Москва: Педагогика, 2019. – 50 с. 15. Звонова, Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Е.В. Звонова // Вестник Российского нового университета. – 2018. – № 1. – С. 3–58. 16. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию: из опыта работы / Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2019. – №5. – С. 10–64. 17. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с. 18. Казакова, Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Е.М. Седова Т.Г. Казакова. и др. – Москва: Сфера, 2015. – 140 с. 19. Кириенко, В.И. Способности к изобразительной деятельности / В.И. Кириенко – Москва: Просвещение, 2017. – 120 с. 20. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова – Москва: АСТ, 2019. – 140 с. 21. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студ. пед. институтов / В.Б. Косминская – Москва: Просвещение, 2007. – 253 с. 22. Кочеткова, Н.А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования / Н.А.Кочеткова. – Москва: Педагогика, 2018. – 90 с. 23. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – Москва: Просвещение, 2018. – 139 с. 24. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий / А.В. Никитина – Санкт–Петербург: Питер, 2018. – 150 с. 25. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. – Москва: Просвещение, 2016. – 208 с. 26. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина – Москва: Академия, 2018. – 352 с. 27. Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp–content/uploads/2014/02/Ot–rojdenia–do–shkoli.pdf (дата обращение 16.02.2024)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Альтруизм как базовый механизм развития нравственного сознания личности.
Количество страниц:
12
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Этика
дипломная работа
Анализ деятельности фармацевтических работников при рецептурном отпуске лекарственных средств в аптечных организациях
Количество страниц:
40
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Фармакология
курсовая работа
Анализ конкурентов на рынке труда
Количество страниц:
28
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Маркетинг
реферат
Правовые меры охраны земель от загрязнения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Финансово-аналитическая экспертиза АО
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Судебно -бухгалтерская экспертиза

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image