Введение 4
1 Теоретические аспекты системы мотивации персонала организации 6
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования персонала организации 6
1.2 Основные теории мотивации и их применение на практике 8
1.3 Основные виды стимулирования труда 12
2 Оценка системы мотивации персонала предприятия ООО «Лента» 16
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Лента» 16
2.2 Анализ кадрового состава предприятия ООО «Лента» 18
2.3 Разработка предложений по совершенствованию системы мотивации 21
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение А – Преимущества и недостатки методов материального стимулирования 31
Приложение Б – Миссия и ценности предприятия «Лента» 33
Приложение В – Организационная структура предприятия (торговой сети) «Лента» 34
Приложение Г – Ключевые факторы оценки должности 35
Приложение Д – Система KPI для оценки труда сотрудников магазина 37
Читать дальше
Усиление конкурентной борьбы на большинстве рынков национальной экономики объясняет повышенное внимание владельцев и руководящего звена организаций к поиску и определению современных подходов и форм соперничества, обеспечивающих устойчивое положение на рынке и поступательное стабильное развитие. Одним из важных направлений такого развития является совершенствование системы и практики мотивации труда сотрудников.
Специалисты и исследователи достаточно давно занимаются поиском и формированием методологии мотивации труда персонала организаций, включающей применение различных подходов и совокупности инструментов стимулирования. Однако, трансформация мировой экономики и преобразования в национальной экономике России, новые вызовы в современных условиях свидетельствуют о том, что не все актуальные аспекты систем мотивации труда исследованы и представлены в профильных публикациях не в достаточной степени.
Указанные обстоятельства объясняют актуальность проблематики исследования и выбранную тему курсовой работы.
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию мотивации персонала ООО «Лента». Указанная цель обусловливает необходимость выполнения ряда конкретных задач, к основным из которых относятся следующие:
обобщить и систематизировать основные научные, методические положения мотивации труда персонала;
определить виды мотивации и стимулирования труда сотрудников и раскрыть их содержание;
охарактеризовать организационно-экономические параметры ООО «Лента»;
проанализировать кадровый состав ООО «Лента»;
разработать комплекс мероприятий по совершенствованию мотивации труда персонала, направленных на повышение эффективности управления персоналом ООО «Лента».
Объект исследования – ООО «Лента», функционирующее в сфере розничной торговли. Предмет исследования – механизм мотивации и стимулирования труда персонала ООО «Лента».
Выполнение курсовой работы было основано на применение различных способов, методов и приемов научных исследований. Можно отметить такие основные методы, как анализ, синтез, сравнение и моделирование.
Практическая значимость работы определяется разработками актуальных мероприятий по мотивации труда сотрудников, которые могут применяться в хозяйственной деятельности современных организаций.
Информационная база отражена совокупностью различных материалов и публикаций:
учебники, пособия и монографии по выбранной тематике;
статьи и результаты исследований, представленные в периодических изданиях, а также сборники статей, выпускаемых по итогам тематических научно-практических конференций;
отчетность предприятия (ООО «Лента»), которая доступна в официальных источниках.
Структура курсовой работы подчинена характеру и последовательности поставленных задач и представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Читать дальше
Социально-экономические преобразования, протекающие в последние годы в России, существенным образом повысили интерес к широкому спектру вопросов и аспектов управления персоналом, в т. ч. мотивации персонала. Мотивацию персонала можно рассматривать в качестве отдельного и важного неотъемлемого элемента системы управления персоналом, отражающего ключевые ценности организации и ее отношение к своим работникам [5, c. 98].
Мотивация труда персонала и различные ее аспекты исследуется на протяжении уже длительного периода времени. Исследователи и специалисты рассматривают мотивацию труда персонала, как совокупность инструментов и способов, обеспечивающих повышение уровня производительности труда сотрудников.
Исследование теоретических основ мотивации позволяет выделить два ключевых понятия – «мотив» и «стимул». Мотивы чаще всего рассматриваются в качестве совокупность разных психических движущих сил, определяющих поведение, поступки и действия людей. Основой мотивов выступают потребности человека, его интересы, склонности, убеждения и пр. Таким образом, мотив обуславливает выполнение человеком конкретных действием, реализацией определенных шагов. Кроме того, мотив позволяет найти ответ на такие важные вопросы «что нужно сделать» и «как это надо сделать» [11, c. 68].
О.С. Виханский и А.И. Наумов подчеркивают, что мотив отличается «персональным» характером, который в свою очередь находится в зависимости от различных факторов, разделяемые на внешние и внутренние (по отношению к конкретному человеку) [2, c. 285]. Кроме того, на мотив оказывает влияние действий других людей, выполняемых параллельно с ним мотивов. Исследователи указывают, что мотивы не только приводят к побуждению человека к конкретным шагам и действия, но и предопределяют способы, используя которые эти действия будут выполнены. Глубокое понимание мотивов обеспечивает менеджеров и специалистов в сфере управления персоналом информацией о движущих причинах, которыми достаточно часто руководствуется человек в своей деятельности.
Читать дальше
Предприятие в современных условиях развивает несколько форматов гипермаркетов с низкими ценами, которые отличаются маркетинговой и ценовой политикой, а также ассортиментом продукции местных производителей.
Заявленные миссия и ценности предприятия «Лента» представлены в приложении Б.
Так как предприятие «Лента» позиционирует себя как сеть магазинов для покупателей среднего класса и ниже среднего, то в ассортименте значительную долю занимают товары собственных торговых марок, цена которых значительно ниже, чем у аналогичного товара известных брендов. Однако большую часть ассортимента составляют товары ведущих марок. Во многом ассортимент гипермаркета и супермаркета зависит размера их площади и места их нахождения. Каждый день в магазинах проводятся акции на определенные товарные позиции, так же бывают акции «Товар недели», «Сезонные акции» и др.
Администрация магазинов неоднократно проводит опросы посетителей, с целью узнать все ли устраивает их в работе магазина, в ассортименте, что бы они хотели видеть на полках гипермаркета или супермаркета, и, если есть замечания, стараются быстро их исправить. Однако у гипермаркетов и супермаркетов есть и ряд проблем, основная из которых, это нехватка работников торгового зала. Все таки, так как торговый зал очень большой, то не всегда работники торгового зала успевают поддерживать порядок в магазине: в зале достаточно часто стоят паллеты с товаром, нет ценников на товары, а также общее перемешивание местами товаров на полке. В результате покупатели либо не могут найти нужный им товар, либо не знают его цену, либо добраться до него не реально.
Охрана гипермаркетов и супермаркетов осуществляется частным охранным предприятием, с которым у компании заключен договор. В часы работы гипермаркетов и супермаркетов на территории магазина всегда находятся от 4 до 12 сотрудников службы безопасности. Начальник смены следит за обстановкой в зале через систему видеонаблюдения, один из охранников дежурит на главном входе в гипермаркет или супермаркет, ряд охранников около касс, ряд охранников – на служебном входе (проверяют сотрудников магазина, торговых представителей при выходе, наблюдает за приемкой товара и списанием). Кроме того, в обязанности охраны входит сопровождение кассира от торгового зала до помещения главной кассы и обязательное присутствие при сдаче инкассации.
Читать дальше
Кратко сформулируем основные выводы проведенного исследования и результаты выполнения курсовой работы.
Среди большого спектра факторов, обеспечивающих экономический рост в реалиях современного периода, можно выделить такой важный фактор, как достаточный трудовой потенциал, характеризующий качественный и количественный состав персонала и инновационные процессы, протекающие при его формировании. По этой причине существенно возрастает роль формирования системы мотивации трудовой деятельности персонала, что продиктовано необходимостью совершенствования процесса реализации кадровой работы в условиях возрастания уровня конкуренции и обострения дефицита трудовых ресурсов.
Мотивация труда персонала на сегодняшний день – это важнейшая часть системы управления персоналом большинства современных предприятий, отражающей основные ценности предприятия и отношение к своим сотрудникам. В целях обеспечения условий для успешного функционирования, руководители и профильные специалисты формируют и внедряют различные элементы системы мотивации, которые коррелируют с использованием прогрессивных технологий и приемов управления.
В рамках курсовой работы были исследованы многие вопросы, связанные с работой предприятия «Лента» на уровне отдельно взятого магазина (г. Новороссийск). Результатом исследований стали рекомендации по внедрению и применению актуальных методик в систему мотивации труда персонала, связанных с разработкой системы грейдов и KPI по должностям магазина. Предложения связаны с оптимизацией мер материального стимулирования, а именно определения оклада и фактического размера премиальной части в оплате труда.
В дальнейшем автор планируют расширить и углубить изыскания в избранной сфере исследования.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СПС «Консультант Плюс». – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения 09.02.2024 г.)
2. Виханский О.С. Основы менеджмента: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 656 с.
3. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРАМ, 2023. – 440 с.
4. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 1584 c.
5. Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 398 с.
6. Лобанова Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 553 с.
7. Лукьянова Н.А. Мотивационный менеджмент: учебное пособие. – [Электронный ресурс]. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2023. – 280 с.
8. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 451 с.
9. Менеджмент: учебник для вузов / Ю. В. Кузнецов [и др.]; под редакцией Ю. В. Кузнецова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 448 с.
10. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / Е.А. Родионова, В.И. Доминяк, Г. Жушман, М.А. Экземпляров; под редакцией Е.А. Родионовой. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 279 с.
11. Одегов Ю.Г. Управление персоналом: Учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 467 с.
12. Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 365 с.
13. Пугачев В.П. Управление персоналом организации: учебник и практикум для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 402 с.
14. Смирнова Е.Е. Управление персоналом: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. – 76 с.
15. Соломанидина Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – [Электронный ресурс]. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 323 с.
16. Управление персоналом: учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева [и др.]; под ред. К.В. Воденко. – 5-е изд. – М.: Дашков и К, 2023. – 374 с.
17. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А.А. Литвинюк [и др.]; под ред. А.А. Литвинюка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 498 с.
18. Чуланова О. Л. Компетентностный подход в управлении персоналом: схемы, таблицы, практика применения: учеб. пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 116 с.
19. Отчетность и данные торгового предприятия ООО «Лента». – [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.list-org.com/company/202156 (дата обращения 09.02.2024 г.)
20. Официальный сайт торгового предприятия ООО «Лента» // «lenta.com». ‒ [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://lenta.com (дата обращения 07.02.2024 г.)
Читать дальше