Проблемы сбалансированности бюджетов являются актуальными в связи с тем, что они оказывают непосредственное влияние на экономическую стабильность и социальное благополучие страны. Несбалансированный бюджет может привести к инфляции, снижению инвестиций, росту безработицы и другим негативным последствиям.
Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Однако на практике обеспечение сбалансированности бюджетов сталкивается с рядом проблем, связанных с неравномерностью экономического развития регионов, зависимостью от цен на энергоресурсы, коррупцией и другими факторами.
Поэтому для обеспечения стабильности и устойчивого развития экономики необходимо разрабатывать и внедрять меры по решению проблем сбалансированности бюджетов на всех уровнях - федеральном, региональном и местном.
Цель работы – изучить проблему сбалансированности бюджетов.
Задачи:
- изучить понятие сбалансированности бюджетов;
- определить принцип сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- рассмотреть динамический анализ основных показателей государственного бюджета РФ;
- раскрыть сбалансированность бюджета как условие обеспечения бюджетной устойчивости.
Объект исследования: проблемы сбалансированности бюджетов.
Предмет исследования: факторы, влияющие на сбалансированность бюджетов, методы и инструменты для обеспечения бюджетной сбалансированности, а также последствия несбалансированности бюджетов для экономики и государственного управления.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: метод познания, включающий принципы объективности, системности, историзма, а методами исследования – методы индукции, дедукции. Использованы также общенаучные методы анализа и синтеза.
Степень разработанности: для написания работы были использованы работы в области бюджета, таких как М. А. Чаплыгина, Е. В. Исаева, И. К. Тапхарова, Н. С. Мазуренко и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Читать дальше
В общей системе управления бюджетным процессом на каждом уровне власти используется такое базовое понятие как сбалансированность бюджета. Одной из главных целей деятельности органов государственной власти, так и органов местного самоуправления является формирование сбалансированного бюджета.
Чтобы изучить сущность данного понятия нужно исследовать правовые основы сбалансированности бюджетов. В частности, статьей 33 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что сбалансированность бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы государства, где объем расходов бюджета не должен превышать объем доходов бюджета .
Кроме того, вопросы сбалансированности бюджета широко рассматриваются в научной литературе. Так, ключевое значение указанного принципа и указывает, что в случае, если не придерживаться указанного принципа, система управления бюджетным процессом будет формальна.
Основой для устойчивой работы органов государственной власти и органов местного самоуправления служит надлежащий уровень бюджетной сбалансированности.
Кроме того, преобладающее значение данный принцип имеет при совершенствовании бюджетной системы, а также для поддержания стабильности государственной экономики на макроэкономическом уровне.
Рассматриваемый принцип имеет свою сложившуюся историю взглядов. Так, до конца 20 века превалировало мнение, что бюджет в его лучшем виде должен всегда быть сбалансированным. Позже стали преобладать научные взгляды Дж. Кейна, которые заключались в том, что существование незначительного дефицита бюджета может оказать плодотворный эффект на развитие внутригосударственной экономики.
Читать дальше
Динамический анализ основных показателей государственного бюджета Российской Федерации предполагает рассмотрение изменений этих показателей с течением времени. Это включает в себя исследование таких аспектов, как доходы, расходы, дефицит или профицит бюджета.
Для проведения динамического анализа необходимо иметь доступ к историческим данным о бюджете, которые могут быть получены из официальных источников, таких как Министерство финансов России или Росстат .
После получения данных необходимо провести анализ, чтобы выявить тенденции и закономерности в изменениях бюджета. Это может включать в себя статистические методы, такие как корреляционный анализ, регрессионный анализ или анализ временных рядов.
Результаты динамического анализа могут помочь выявить потенциальные проблемы в бюджетной политике, а также определить возможности для улучшения эффективности использования бюджетных средств. Это может привести к более эффективному управлению государственным бюджетом и улучшению экономической ситуации в стране.
Государственный бюджет Российской Федерации – это система экономических отношений, которая объединяет государственные бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на основании государственного устройства и функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читать дальше
Проблемы сбалансированности бюджетов являются одним из ключевых вопросов экономической политики любого государства. От того, насколько эффективно решаются эти проблемы, во многом зависит стабильность и развитие национальной экономики.
В ходе работы были рассмотрены теоретические основы формирования и исполнения бюджетов, а также факторы, влияющие на их сбалансированность.
В частности, были проанализированы внутренние и внешние источники финансирования бюджетного дефицита, а также инструменты снижения долговой нагрузки, такие как рефинансирование, конверсия и секьюритизация долга.
Также были изучены проблемы сбалансированности региональных и местных бюджетов, связанные с неравномерным распределением доходов и расходов между территориями, что приводит к необходимости межбюджетного регулирования и оказания финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.
Однако, несмотря на все усилия, предпринимаемые государством для обеспечения сбалансированности бюджетов, остаются нерешенные проблемы.
Это и нестабильность мировых цен на сырьевые товары, и неравномерное распределение доходов среди населения, и коррупция, которая снижает эффективность использования бюджетных средств.
Для решения этих проблем необходимо продолжать работу по совершенствованию бюджетного законодательства, развитию инструментов управления государственными финансами, а также созданию условий для роста экономики и повышения уровня жизни населения. Только так можно обеспечить долгосрочную стабильность и устойчивое развитие нашей страны.
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
2. Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 05.12.2022 N 466-ФЗ
4. Богославцева Л. В., Туаршева М. И. Финансовая устойчивость бюджета карачаево-черкесской республики: проблемы и пути решения //Укрепление финансового суверенитета в условиях современных вызовов и угроз: от повышения уровня финансовой грамотности к обеспечению финансовой безопасности государства. – 2023. – С. 155-158.
5. Бодрягова А. Н., Бенько Е. В. Принципы функционирования бюджетной системы России //.За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. – 2021. – С. 82-84.
6. Мазуренко, Н. С. Принцип сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской федерации / Н. С. Мазуренко // Трибуна ученого. – 2020. – № 6. – С. 528-532.
7. Попова Г. В., Иосифиди М. И. Сбалансированность бюджета как условие обеспечения бюджетной устойчивости //ББК 65.261 С 56. – 2023. – С. 111.
8. Тапхарова, И. К. О некоторых вопросах сбалансированности бюджетов / И. К. Тапхарова // Трибуна ученого. – 2020. – № 10. – С. 279-283
9. Токолова А. Ю. Принципы бюджетной системы по законодательству Российской Федерации //Научно-практические исследования. – 2020. – №. 6-5. – С. 42-44.
10. Чаплыгина, М. А. Динамический анализ основных показателей государственного бюджета Российской Федерации / М. А. Чаплыгина, Е. В. Исаева // Исследования молодых ученых, 2023. – С. 205-209
Читать дальше