Комплексный анализ развития социальных пенсий в России и правового регулирования их назначения и выплаты позволили нам сформулировать ряд последовательных выводов.
Пенсионные правоотношения считаются особой формой осуществления права на пенсию, а также одним из видов общественных отношений. Это способ социального взаимодействия, возникающий в обществе в соответствии с законом.
Правоотношения по обеспечению социальными пенсиями - это регламентированные правовыми нормами фактические отношения по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и заинтересованными лицами (семьями), имеющими на них право.
Исходным выводом являлось утверждение о том, что в научной литературе представлено значительное количество разрозненных определений понятия пенсий, их анализ позволяет уточнить рассматриваемую дефиницию следующим образом: социальная пенсия – это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая лицам, достигшим установленного возраста, потерявшим кормильца, инвалидам, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета. В первую очередь понятие социальной пенсии следует закрепить в законодательстве о пенсионном обеспечении, что позволит четко установить перечень общественных отношений, подлежащих правовому регулированию в данном случае, и также внесет вклад в доступность понимания норм пенсионного законодательства для большинства граждан РФ.
Наряду с этим, следует отметить, что:
– главным отличием социальных пенсий от иных видов пенсий и пособий является тот факт, что при ее расчете не учитывается стаж и величина заработка при осуществлении гражданином трудовой деятельности.
– правом на социальную помощь обладают только лица, постоянно проживающие на территории РФ. В случае выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы РФ социальная пенсия не выплачивается.
Изучив историю становления социального пенсионного законодательства, следует сказать, что первые нормы, закрепляющие право граждан на пенсию, были введены при Петре I и касались о военнослужащих морского флота. Длительный путь развития пенсионного законодательства привел к тому, что социальная пенсия стала представлять собой помощь, гарантированную и оказываемую государством в установленных законом размерам, определенным категориям граждан и не зависящую от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов.
Перечень юридических фактов, выступающих основаниями для назначения социальных пенсий, является исчерпывающим и строго определен действующим законодательством. Для получения социальной пенсии претендующие на нее граждане должны собрать определенный пакет документов, которые являются подтверждением его права на такой вид государственной поддержки.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца выплачивается на основании таких юридических фактов, как: потеря физического лица (кормильца); принадлежность к членам его семьи; нетрудоспособность члена семьи; иждивенство члена семьи. Большая часть юридических фактов, свидетельствующая о потере кормильца, предполагается и не требует доказательств.
Большинство граждан, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца, это дети, потерявшие одного или нескольких родителей. Поэтому данный вид социальной пенсии является регулярной денежной выплатой, которая компенсирует заработную плату и иные выплаты кормильца, утраченные в связи с его смертью.
Нетрудоспособность, гражданина, получающего пенсию по случаю потери кормильца, утрата заработной платы последнего не требуют предоставления доказательств. В случае смены места жительства детей, которым была назначена пенсия по случаю потери кормильца, ее выплата по новому месту жительства должна назначаться с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
При анализе законодательства, регулирующего назначение и выплаты социальных пенсий гражданам, обнаружен целый ряд проблем, решение которых позволит повысить эффективность их использования в правоприменительной деятельности, а, следовательно, повысить эффективность данного института в целом и уровень благосостояния отдельных категорий граждан, в частности. К примеру, необходимо пересмотреть размер социальной пенсии по инвалидности, который в настоящее время определяется на основе установленного государством прожиточного минимума и не обеспечивает достойный уровень жизни. необходимо законодательно закрепить понятие «ребенок-инвалид», что позволит защитить его интересы и повысить материальное обеспечение. Вполне обоснованным будет также сокращение сроков рассмотрения документов на назначение социальных пенсий. а также более активное использование электронного документооборота, что позволит уменьшить как количество собираемых в подтверждение своего статуса документов, так и время на их сбор.