-
Новосибирский Государственный педагогический университет

Методические особенности развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16лет, занимающихся на внеурочных занятиях легкой атлетикой

курсовая работа
Спортивные предметы
43 страниц
59% уникальность
2024 год
25 просмотров
Мухаббатхон У.
Эксперт по предмету «Физическая культура»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
3аключение
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ…………………………………...……...………………………………7 1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 15-16 лет…………...………..7 1.2 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств у подростков…………………………………………………………………..………11 1.3 Характеристика скоростно-силовой способности в 15-16 лет………………15 1.4 Характеристика методов и учебных программ по развитию скоростно-силовых качеств…………………………………………………………………….18 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В 15-16 ЛЕТ………………..……..25 2.1 Организация и методы исследования………………………………...……….25 2.2 Применение разработанных средств……………………………...…………..26 ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И АНАЛИЗ РАЗРАБОТАННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ……29 2.2 Анализ проведенного исследования…………………………………………..29 2.3 Результаты исследования и их обсуждение……………………………..……32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...………...…..40
Читать дальше
Физическое воспитание, как составная часть общей культуры общества, направлена на укрепление здоровья, развитие физических, нравственно-волевых и интеллектуальных способностей с целью гармонического формирования личности и развития активной жизнедеятельности. В данный момент правительство уделяет достаточно много внимания развитию физической культуры в стране: в образовательных стандартах всех уровней «Физическая культура» является обязательной дисциплиной, в школьную программу ввели третий урок физической культуры. Легкая атлетика является признанной «королевой спорта». Одной из проблем развития скоростных-силовых способностей учащихся 15-16 лет, занимающихся легкой атлетикой, находится в таком положении, когда, несмотря на накопленное большое количество фактического материала по отдельным вопросам и аспектам, все труднее становится систематизировать и обобщать, а, следовательно, и полноценно использовать его в практике. Основными задачами, стоящие перед физической культурой и спортом, являются не только воспитание физически развитых спортсменов, атлетов, а также воспитание культурных и моральных качеств, которые станут основой для гармоничного развития личности в целом. Важным условием высокой эффективности воспитания скоростно-силовых качеств бегунов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития подростков. Оптимизированные нагрузки и мониторинг функциональных показателей составляют основу для воспитания успешного спортсмена. В связи с требованиями к уровню развития физической подготовленности учащихся 9-10 классов и результатов сдачи контрольных нормативов по общей физической подготовке 9-х классов, следует отметить, что развитие скоростно-силовых способностей по лёгкой атлетике учащихся 9-х классов требует усиленного внимания. B связи с вышеизложенным, совершенствование методик развития скоростно-силовых способностей в учебном процессе учащихся 9-х классов является актуальным. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных средств и методов развития физической подготовки, призванных обеспечить достижения желаемого результата. Проблема развития и совершенствования физической подготовки у юных спортсменов является весьма актуальной и привлекает постоянное внимание физиологов, педагогов, тренеров и спортсменов. Зачастую построение тренировочного процесса происходит по устаревшим методикам, которые основываются лишь на опыте предыдущих поколений, которое не всегда учитывает индивидуальный подход к атлету. Лишь с недавнего времени в практике все чаще стали использовать научно-методический подход, основанный на знаниях, полученных в ходе анализа и ведения статистики. Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли такие специалисты как Н. Г. Озолин [14], В. М. Дьячков [6], В. В. Кузнецов [10], Ю. В. Верхошанский [3], Рыбакова Е. О [17], В. Г. Алабин [1] и др. В связи с тем, что в подростковом возрасте организм человека находится ещё в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Крайне важно знать и понимать с учетом возраста психофизиологические свойства особенно юных спортсменов. Это понимание обеспечит подготовит основу к активной деятельности в условиях изменяющегося современного мира. По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей детей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем [2]. Таким образом, для правильного эффективного развития скоростно-силовых способностей легкоатлетов тренировочный процесс должен строиться исходя из возраста спортсменов. Нахождение закономерностей развития быстроты в определенном возрасте имеет особое значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный показатель, закладывается начало будущих спортивных результатов. Несомненно, существует потребность исследования развития скоростно-силовых качеств у учащихся в возрасте 15-16 лет, занимающихся легкой атлетикой на внеурочных занятиях. В связи с этим было проведено педагогическое исследование. Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 15-16 лет, занимающихся на внеурочных занятиях легкой атлетикой. Предмет исследования: средства и методы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16 лет на занятиях по лёгкой атлетике. Цель исследования: определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16 лет, занимающихся легкой атлетикой на внеурочных занятиях. Исходя из поставленной цели исследования нами были определены следующие задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу по развитию скоростно-силовых способностей. 2. На основе анализа научно-методической литературы показать, как решается проблема скоростно-силовой подготовки у легкоатлетов 15-16 лет. 3. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16 лет, занимающихся легкой атлетикой на внеурочных занятиях. 4. Экспериментально проверить и обосновать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 15-16 лет. Гипотеза исследования заключается в следующем: разработанная методика по развитию скоростно-силовых способностей для школьников 15-16 лет, основанная на упражнениях с отягощениями и упражнениях в усложненных условиях, будет способствовать более эффективному их развитию, чем традиционно применяемые. Методы исследования: • анализ литературных источников; • педагогическое тестирование; • педагогический эксперимент; • метод математической статистики. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные комплексы упражнений скоростно-силовой направленности можно будет использовать в практической деятельности учителей на уроках физической культуры, тренеров-преподавателей в учебно-тренировочных занятиях и учебно-тренировочных сборах. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы
Читать дальше
Рациональное планирование занятий спортом, правильное использование средств и методов развития физических качеств спортсменов в тренировочном процессе возможно лишь при условии знаний анатомо-физиологических особенностей растущего детского организма. Для дачи правильной оценки функционального состояния спортсмена необходимо иметь полную картину представления о течение физиологических процессов и характеризующих их констант. Оценивая функциональное состояние спортсмена, можно дать прогноз о достижение им каких-либо спортивных результатов. Под функциональным состоянием подразумеваются общее состояние здоровья спортсмена, его психические и физиологические данные. Эти факторы обуславливают продуктивность деятельности в области спорта. Характерная особенность юных спортсменов 15-16 лет – это половое созревание организма. Это один из самых трудных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Его основная особенность - половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. На данный период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемым пубертатным скачком роста. До начала ростового скачка форма тела у мальчиков и девочек одинакова. В период полового созревания происходят видимые изменения в строение тела. У мальчиков происходит формирование мужского телосложения, при котором идет активное развитие плечевого пояса, у девочек идет формирование женского тела, где уже отчетливо можно выделить линию талии. Размеры тела увеличиваются наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 13- 14 лет, у мальчиков на 15-16 лет, руки и ноги вытягиваются соразмерно. Значительно возрастает сила мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет [1]. Скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом происходит за счет увеличения толщины мышечных волокон. В скелетных мышцах наблюдается увеличение объема мышечных волокон за счет увеличения объема и числа миофибрилл. В мышцах преобладают медленные волокна окислительного типа, а также нарастает количество митохондрий и миоглобина, тем самым повышается активность окислительных ферментов.
Читать дальше
Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ Лицей №3 Барабинского района Новосибирской области. В эксперименте принимали участие две группы легкоатлетов с одинаковым уровнем подготовки 15-16 лет (экспериментальная и контрольная) по 7 человек в каждой. Для проведения учебного эксперимента к основным упражнениям был добавлен комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств юных спортсменов. Педагогический эксперимент состоял из трех этапов. На первом этапе проводился анализ литературных источников по проблеме исследования, поставлены цель и задачи исследования. На втором этапе была проведена оценка результатов тестирования группы легкоатлетов в возрасте 15-16 лет в начале эксперимента. В разминку и основную часть занятия экспериментальной группы были введены комплексы специальных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств спортсменов. Третий этап - заключительное тестирование участников эксперимента. На данном этапе осуществлялась обработка и анализ результатов, полученных в ходе исследования. Были подведены итоги и сделаны выводы по окончании педагогического эксперимента, которые в дальнейшем были использованы для написания научной работы. Тренировочный процесс длился по 2 часа 5 раз в неделю. Для решения задач, поставленных в работе, применялись следующие методы: Анализ и обобщение научно-методической литературы. Изучалась и анализировалась научно-педагогическая литература, посвященная проблеме подготовки легкоатлетов 15-16 лет. Были раскрыты основные понятия, рассмотрены особенности развития бега, а также выявлены анатомо-физические особенности развития спортсменов 15-16 лет. Изучены существующие средства и методы развития скоростно-силовых способностей у легкоатлетов, которые послужили базой для проведения педагогического эксперимента. Педагогическое тестирование. Педагогическое тестирование проводилось трижды в течение учебного года. Контрольные упражнения (тесты) применялись в соответствии с запланированной программой для легкоатлетов 15-16 лет.
Читать дальше
В ходе проведенного анкетирования выяснилось, что 60% опрошенных экспертов считают, что для воспитания скоростно-силовых качеств легкоатлетов 15-16 лет целесообразно использовать метод строго регламентированного упражнения, 30%-ми опрошенных было отмечено использование соревновательного метода, и 10% опрошенных отметили игровой метод. В тренировочном процессе воспитания скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 15-16 лет во время выполнения упражнений скоростно-силового характера 60% экспертов указали, что необходимо выполнять 3-4 серии, 30% – 2-3 серии и 10% – 4-5серий. Наиболее эффективным упражнением в ходе тренировки воспитания скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 15-16 лет 50% экспертов выбрали упражнения, выполняемые с отягощениями с максимальной скоростью, 30% экспертов выбрали упражнения с преодолением внешних сопротивлений и 20% экспертов выбрали прыжковые упражнения. На вопрос какие факторы влияют на проявление скоростно-силовых качеств легкоатлетов 15-16 лет, 60% специалистов ответили сила мышц, 20% – состояние ЦНС от подвижности нервных процессов, возбуждение и торможение, 20%выбрали величину энергетических запасов мышц. Данные, полученные в результате исследования, рекомендуем использовать при построении учебно-тренировочного процесса, направленного на воспитание скоростно-силовых способностей легкоатлетов 15-16 лет.
Читать дальше
Тренировочный процесс в любом виде спорта представляет собой процесс высокой сложности, и до недавнего времени успех спортсмена определялся мастерством тренера, его интуицией, умением точно выявить индивидуальные способности своего подопечного и определить необходимые меры влияния объема тренировочных упражнений. Сегодня уже можно говорить о «научном подходе» к планированию тренировочного процесса, где интуитивный подход может быть заменен научно обоснованными действиями, основанными на эмпирических данных, характеризующих физические данные спортсмена. Анализ литературных источников, посвященных проблеме подготовки легкоатлетов, показал, что скоростно-силовая подготовка наряду со скоростно-технической подготовкой занимает особое место в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции. В то же время у специалистов нет единого мнения о том, какие средства скоростно-силовой тренировки наиболее эффективны и в каком сочетании их лучше всего использовать. Как показал анализ литературных источников, прыжковые упражнения и взрывные упражнения со штангой и другими отягощениями являются основными в процессе тренировки и развития силовых возможностей спортсменов [5, 6]. В годы начальной специализации юных спортсменов требуется особая осторожность в поддержании интенсивности тренировочных нагрузок, поскольку в это время происходит интенсивный рост и формирование организма, что связано с активацией естественных пластических, энергетических и регуляторных процессов. что само по себе является значительной нагрузкой для растущего организма. Преобладающим направлением нагрузки в годы начальной специализации должно быть увеличение ее объема без повышения общей интенсивности тренировки. На основе полученных теоретических знаний мы провели педагогический эксперимент, направленный на получение результатов при внедрении комплекса дополнительных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств легкоатлетов 15-16 лет. Таким образом, в ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы: 1. Анализ литературных источников, посвященных проблеме подготовки легкоатлетов 15-16 лет показал, что скоростно-силовая подготовка наряду со скоростно-технической подготовкой занимает особое место в тренировочном процессе легкоатлетов. В то же время у специалистов нет единого мнения о том, какие средства скоростно-силовой тренировки наиболее эффективны и в каком сочетании их лучше всего использовать. В основном речь идет о прыжковых упражнениях и взрывных упражнениях со штангой и другими отягощениями. Как показал анализ литературных источников, именно эти два направления в развитии силовых возможностей легкоатлетов являются основными в процессе их подготовки. 2. В группе легкоатлетов, где упор был сделан на прыжковые средства тренировки, по сравнению с групповой тренировкой по стандартной программе, мы получили более высокий прирост результатов во всех контрольных упражнениях, отражающий уровень подготовленности. 3. Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность используемого комплекса упражнений для повышения уровня развития скоростно-силовых качеств у юных легкоатлетов 15-16 лет.
Читать дальше
1. Алабин В. Г. Многолетняя подготовка легкоатлета [Текст] / В. Г. Алабин. - Минск: Высшая школа, 1984. - 207 с. 2. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания / – М.: Просвещение, 1990. — 287 с. ISBN 5-09-001807-3 3. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с. 4. Дворкин Л. С., Хабаров А. А., Евтушенко С. Ф. Методика силовой подготовки школьников 13-15 лет с учетом их соматической зрелости // Теория и практика физической культуры. 1999, № 3, с. 34-35. 5. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. Для студ. Высш. Учеб, заведений. —— 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 608 с. 6. Дьячков В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов (педагогические проблемы управления) [Текст] / В. М. Дьячков - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 231 с. 7. Елистратов Д. Г. Физиология спорта. Медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов [Текст] / Д. Г. Елистратов, А. Н. Поликарпочкин. – М.: Спорт, 2019. – 168 с. 8. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург, 2004. – 118с. 9. Зельдович Т.,Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1964.-48с. 10. Книга тренера по легкой атлетике [Текст] / Л.С. Хоменкова. – М.: ФиС, 1989. – 436 с. 11. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. – М.: сов. Россия, 1975. – 208 с. 12. Кузнецов B.C. Техника бега на короткие дистанции: обучающая программа [Текст] / В. С. Кузнецов. -М.: ГЦОЛИФК, 1986. - 27 с. 13. Лайзане С.Я. Физическое воспитание школьников / С.Я. Лайзане. – М.: Просвещение, 2018. 268 с. 14. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя [Текст] / В. И. Лях. – М.: ООО ―Фирма ―Издательство АСТ‖, 1998. – 272 с. 15. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания [Тескт] / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. – М.: Физкультура и спорт, 2019. –380 с. 16. Миндиашвили Д.Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов ( теория и практика): авторе…д-ра пед. Наук. – СПб,- 1996., 434 с. 17. Мухин О. Бег на короткие дистанции: особенности техники движения рук [Текст] / О. Мухин. // Легкая атлетика. – 2020. - №5/6 – С. 24-26. 18. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки [Текст] / Н. Г. Озолин. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 479 с. 19. Психология нравственного и физического воспитания : избр. Психол. Тр. / П. Ф. Лесгафт ; [авт. Вступ. Ст. и сост. М. П. Иванова] ; Акад. Пед. И соц. Наук, Моск. Психол.-соц. Ин-т. – М. : Ин-т практ. Психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. – 410 с. : ил. – (Психологи Отечества : избр. Психол. Тр. : в 70 т. / гл. ред. Д. И. Фельдштейн). – Библиогр.: с. 407–408. – [88.8(аб) Л 50].
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Управление социальной сферой муниципального образования на примере ГБУ МСП
Количество страниц:
72
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Оценка экономической эффективности деятельности предприятия на примере АО «Завод железобетонных конструкций № 1»
Количество страниц:
28
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Эмоциональный компонент рекламного сообщения как инструмент влияния на сознание аудитории
Количество страниц:
35
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология рекламы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image