Физическое воспитание, как составная часть общей культуры общества, направлена на укрепление здоровья, развитие физических, нравственно-волевых и интеллектуальных способностей с целью гармонического формирования личности и развития активной жизнедеятельности. В данный момент правительство уделяет достаточно много внимания развитию физической культуры в стране: в образовательных стандартах всех уровней «Физическая культура» является обязательной дисциплиной, в школьную программу ввели третий урок физической культуры.
Легкая атлетика является признанной «королевой спорта». Одной из проблем развития скоростных-силовых способностей учащихся 15-16 лет, занимающихся легкой атлетикой, находится в таком положении, когда, несмотря на накопленное большое количество фактического материала по отдельным вопросам и аспектам, все труднее становится систематизировать и обобщать, а, следовательно, и полноценно использовать его в практике.
Основными задачами, стоящие перед физической культурой и спортом, являются не только воспитание физически развитых спортсменов, атлетов, а также воспитание культурных и моральных качеств, которые станут основой для гармоничного развития личности в целом. Важным условием высокой эффективности воспитания скоростно-силовых качеств бегунов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития подростков. Оптимизированные нагрузки и мониторинг функциональных показателей составляют основу для воспитания успешного спортсмена.
В связи с требованиями к уровню развития физической подготовленности учащихся 9-10 классов и результатов сдачи контрольных нормативов по общей физической подготовке 9-х классов, следует отметить, что развитие скоростно-силовых способностей по лёгкой атлетике учащихся 9-х классов требует усиленного внимания. B связи с вышеизложенным, совершенствование методик развития скоростно-силовых способностей в учебном процессе учащихся 9-х классов является актуальным.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных средств и методов развития физической подготовки, призванных обеспечить достижения желаемого результата. Проблема развития и совершенствования физической подготовки у юных спортсменов является весьма актуальной и привлекает постоянное внимание физиологов, педагогов, тренеров и спортсменов. Зачастую построение тренировочного процесса происходит по устаревшим методикам, которые основываются лишь на опыте предыдущих поколений, которое не всегда учитывает индивидуальный подход к атлету. Лишь с недавнего времени в практике все чаще стали использовать научно-методический подход, основанный на знаниях, полученных в ходе анализа и ведения статистики.
Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли такие специалисты как Н. Г. Озолин [14], В. М. Дьячков [6], В. В. Кузнецов [10], Ю. В. Верхошанский [3], Рыбакова Е. О [17], В. Г. Алабин [1] и др.
В связи с тем, что в подростковом возрасте организм человека находится ещё в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Крайне важно знать и понимать с учетом возраста психофизиологические свойства особенно юных спортсменов. Это понимание обеспечит подготовит основу к активной деятельности в условиях изменяющегося современного мира.
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей детей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем [2].
Таким образом, для правильного эффективного развития скоростно-силовых способностей легкоатлетов тренировочный процесс должен строиться исходя из возраста спортсменов. Нахождение закономерностей развития быстроты в определенном возрасте имеет особое значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный показатель, закладывается начало будущих спортивных результатов. Несомненно, существует потребность исследования развития скоростно-силовых качеств у учащихся в возрасте 15-16 лет, занимающихся легкой атлетикой на внеурочных занятиях.
В связи с этим было проведено педагогическое исследование.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 15-16 лет, занимающихся на внеурочных занятиях легкой атлетикой.
Предмет исследования: средства и методы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16 лет на занятиях по лёгкой атлетике.
Цель исследования: определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16 лет, занимающихся легкой атлетикой на внеурочных занятиях. Исходя из поставленной цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию скоростно-силовых способностей.
2. На основе анализа научно-методической литературы показать, как решается проблема скоростно-силовой подготовки у легкоатлетов 15-16 лет.
3. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16 лет, занимающихся легкой атлетикой на внеурочных занятиях.
4. Экспериментально проверить и обосновать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 15-16 лет.
Гипотеза исследования заключается в следующем: разработанная методика по развитию скоростно-силовых способностей для школьников 15-16 лет, основанная на упражнениях с отягощениями и упражнениях в усложненных условиях, будет способствовать более эффективному их развитию, чем традиционно применяемые.
Методы исследования:
• анализ литературных источников;
• педагогическое тестирование;
• педагогический эксперимент;
• метод математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные комплексы упражнений скоростно-силовой направленности можно будет использовать в практической деятельности учителей на уроках физической культуры, тренеров-преподавателей в учебно-тренировочных занятиях и учебно-тренировочных сборах.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы