-
Гуманитарный университет

Библиография как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Психология
25 страниц
75% уникальность
2024 год
14 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
Заключение
Список использованн
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы библиографии как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 5 1.1. Сущность понятий «агрессивность», «агрессивное поведение» в психологической литературе 5 1.2. Понятие, сущность библиографии 9 1.3. Возможности библиографии в коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 11 Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством библиографии 15 2.1. Организация, методы и результаты исследования 15 2.2. Рекомендации педагогам по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством библиографии 20 Заключение 24 Список использованных источников 26 Приложение 28
Читать дальше
Актуальность. В современном обществе все острее встает проблема проявления агрессивного поведения, особенно у детей дошкольного возраста. Практически каждый день мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивного поведения или свидетелями конфликтного общения. В последнее время родители и педагоги организаций дошкольного образования открыто признаются, что ничего не могут сделать, с частыми проявлениями агрессивного поведения у дошкольников, которое в основном направлено детьми как друг к другу, так и к родителям и воспитателям. На важность изучения проблемы агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста указывают исследования как отечественных, так и зарубежных авторов. Предпосылки развития поведенческих отклонений в раннем и дошкольном возрасте в своих исследованиях рассматривали многие педагоги и психологи, такие, как Н.М. Платонова, В.И. Трубникова, М.В. Алфимова, Л. Берковиц, Д.Н. Исаев, С.Н. Ениколопов, Д. Валкер и др. Большое внимание воспитателю детского сада следует уделять проблеме коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в воспитательно-образовательной деятельности. Одним из средств коррекции агрессивности, соответствующим возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, является библиография (далее библиотерапия) одно из средств коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. По мере того, как в дошкольном возрасте восприятие литературных произведений становится более привлекательным и понятным для детей, библиотерапия будет наиболее востребованным и применимым инструментом в работе с детьми старшего дошкольного возраста, проявляющими агрессивное поведение. А так как у детей дошкольного возраста сильно развит механизм идентификации, то можно выделить те сказки, с героев которых они могут брать пример для подражания, присваивать нормы, ценности, вырабатывать механизм сдерживания агрессивного поведения. Библиотерапия одно из перспективных направлений психотерапии, основанное на особом характере психотерапевтического (художественного, педагогического) общения, механизмах художественного творчества и восприятия. Теоретическому анализу библиотерапии посвящен ряд научных трудов отечественных и зарубежных авторов: Ю. Дрешер, А. Кортнер, Р.Р. Калинина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др. Объектом исследования является агрессивное поведение у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования мы обозначили библиографию как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить библиографию как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивное поведение» в психологической литературе. 2.Рассмотреть понятие, сущность библиографии. 3.Обосновать возможности библиографии в коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. 4.Провести исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 5. Предложить рекомендации педагогам по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством библиографии. Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение; эмпирические: наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ данных Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Читать дальше
Актуальность. В современном обществе все острее встает проблема проявления агрессивного поведения, особенно у детей дошкольного возраста. Практически каждый день мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивного поведения или свидетелями конфликтного общения. В последнее время родители и педагоги организаций дошкольного образования открыто признаются, что ничего не могут сделать, с частыми проявлениями агрессивного поведения у дошкольников, которое в основном направлено детьми как друг к другу, так и к родителям и воспитателям. На важность изучения проблемы агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста указывают исследования как отечественных, так и зарубежных авторов. Предпосылки развития поведенческих отклонений в раннем и дошкольном возрасте в своих исследованиях рассматривали многие педагоги и психологи, такие, как Н.М. Платонова, В.И. Трубникова, М.В. Алфимова, Л. Берковиц, Д.Н. Исаев, С.Н. Ениколопов, Д. Валкер и др. Большое внимание воспитателю детского сада следует уделять проблеме коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в воспитательно-образовательной деятельности. Одним из средств коррекции агрессивности, соответствующим возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, является библиография (далее библиотерапия) одно из средств коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. По мере того, как в дошкольном возрасте восприятие литературных произведений становится более привлекательным и понятным для детей, библиотерапия будет наиболее востребованным и применимым инструментом в работе с детьми старшего дошкольного возраста, проявляющими агрессивное поведение. А так как у детей дошкольного возраста сильно развит механизм идентификации, то можно выделить те сказки, с героев которых они могут брать пример для подражания, присваивать нормы, ценности, вырабатывать механизм сдерживания агрессивного поведения. Библиотерапия одно из перспективных направлений психотерапии, основанное на особом характере психотерапевтического (художественного, педагогического) общения, механизмах художественного творчества и восприятия. Теоретическому анализу библиотерапии посвящен ряд научных трудов отечественных и зарубежных авторов: Ю. Дрешер, А. Кортнер, Р.Р. Калинина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др. Объектом исследования является агрессивное поведение у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования мы обозначили библиографию как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить библиографию как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивное поведение» в психологической литературе. 2.Рассмотреть понятие, сущность библиографии. 3.Обосновать возможности библиографии в коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. 4.Провести исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 5. Предложить рекомендации педагогам по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством библиографии. Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение; эмпирические: наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ данных Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Читать дальше
В экспериментальной работе дети в возрасте 6-7 лет, их родители и воспитатели, работающие с данной группой детей. Всего в исследовании участвовало 5 детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления агрессивности у ребенка использовалась специальная экспресс-анкета для родителей, разработанная К.К Лютовой, Г.Б. Мониной «Признаки агрессивности». Анкета представляет из себя таблицу с перечисленными признаками агрессивности, где родители должны отметить наличие либо отсутствие каждого признака у своего ребенка. Кроме анкетирования родителей, мы провели наблюдение за поведением детей. Цель: изучить агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение – метод, применяемый при изучении внешних проявлений агрессии, с помощью которого можно составить представление о ребенке, а также определить особенности агрессивности у дошкольника. В работе использовалось неучастное наблюдение, позволяющее наблюдать за детьми в разных видах деятельности, фиксировать наблюдаемые явления. В протоколе наблюдений за детьми отмечались следующие показатели агрессивности: 1. Чаще всего ребенок не обладает самообладанием. 2. Часто происходят споры со взрослыми и сверстниками на занятиях и в свободной деятельности. 3. В группе отказывается следовать правилам. 4. Намеренно скучает, не участвует в совместных играх с детьми. 5. О других детей в своих ошибках. 6. Ребенок проявляет злобу и агрессию, отказывается от просьбы что-либо сделать. 7. Завидует и бывает мстит своим сверстникам в играх 8. Быстро и агрессивно реагирует на различные действия других людей (детей и взрослых), которые часто его раздражают.
Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить библиографию как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, данная цель предусматривала решение ряда последовательных задач. В рамках первой задачи изучено понятие «агрессивное поведение». Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные физически и психически неблагоприятные жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. д. Психологически агрессивное поведение является одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности, самозащитой и ростом. самооценка, уровень требовательности, поддержание и усиление контроля над окружающей средой, что чрезвычайно важно для человека. Анализ психолого-педагогических исследований первого десятилетия XXI века показал, что агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста как проблема изучается в контексте социальной психологии, в русле коммуникативного взаимодействия. Именно поэтому исследовательская активность в образовательной среде и создание дошкольной организации; личные качества руководителя и преподавателей. Есть исследования, в которых формы и компоненты агрессии и агрессивного поведения «встраиваются» в рамки других понятий, например, ассертивность (способность быть уверенным в себе), что позволяет разрабатывать средства коррекции агрессивного поведения и сопровождения позитивных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста. Для раскрытия второй задачи изучили сущность библиографии. Биюблиография (библиотерапия) – это метод, который может использоваться не только как лечение, но и как воспитание с помощью книг. Тем самым библиотерапия имеет отношение и к медицине, и к педагогике. В основе библиотерапии лежит практическая деятельность в сфере воздействия книги за счет правильно подобранного материала для чтения, а также методы и формы работы с читателями, требующими особого ухода. Библиотерапия очень эффективна при работе с детьми, воображение которых активно способствует его терапевтическому эффекту. Библиотерапия отличается от обычного чтения тем, что концентрирует внимание на определенных эмоциональных состояниях и чертах личности. При чтении произведений с целью профилактики и коррекции расстройств личности у детей используют книги разных жанров (рассказы, стихи, сказки), учитывая три правила: во-первых, книга должна быть доступна по содержанию; во-вторых, герой должен быть понятен; в-третьих, ситуация в жизни ребенка и в жизни героя книги должна быть схожей. Для решения третьей задачи обоснованы возможности библиографии в коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Она учит оценивать моральные установки, объясняет вредные последствия тех или иных действий и поступков, отучает от нежелательного поведения и реакций, учит распознавать угрозы и грамотно защищаться от них. В основе влияния детской литературы на психику ребенка лежит процесс его идентификации с положительным героем. Такая идентификация стимулирует нравственное развитие и позволяет принять желаемые модели социального поведения. Ребенок пытается понять мотивы поступков персонажей. Это помогает ему оценить и справиться со своим поведением. Проанализировав полученные в результате анкетирования и наблюдения данные, мы сделали вывод о характере агрессивного поведения старших дошкольников. Проявление агрессивности носит физический характер, дошкольники совершают агрессивные действия, направленные против себя, а также против окружающих. По результатам исследования предложены рекомендации педагогам по коррекции агрессивного поведения детей посредством библиографии. Таким образом, цель, задачи решены в полном объеме
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращение 20.02.2024) 2. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова // Вопросы психологии. 2022. №6. С. 5–38. – ISSN 0042-8779. – Текст : непосредственный. 3. Абызов, Р.М. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников / Р.М. Абызов, Ижевск: 2011. – 160 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль./ Л. Берковиц. Санкт-Петербург: Прайм – Еврознак, 2012. – 512 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 5. Венгер, Л. А. Психология: учебник для вузов / Л. А. Венгер, Москва: Академия, 2013. – 446 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 6. Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию / И.В. Вачков. Моква: Генезис, 2015. – 228 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 7. Гаспарова, Е. М. Агрессивные дети / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. 2013. № 8. С. 9–54. – ISSN 0042-8779. – Текст : непосредственный. 8. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. 2014. №1. С. 1–46. – ISSN 0042-8779. – Текст : непосредственный. 9. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. Москва: НПО «МОДЭК», 2022. – 166 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 10. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психологов / С. Д. Забрамная. Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 132 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Москва : Речь, 2018. – 320 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 12. Кузьмин, Д.А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция / Д.А. Кузьмин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. – №5. С. 9-64. – ISSN 0042-8779. – Текст : непосредственный. 13. Первова, И.Л. Асоциальное поведение несовершеннолетних: социально-психологический анализ: Дис.докт наук. / И.Л. Первова. Санкт-Петербург, 2010. – 170 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 14. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. М.: Наука, 2020. – 130 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 15. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. 2013. №6. С.5–40. – ISSN 0042-8779. – Текст : непосредственный. 16. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. Минск: 2016. – 192 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 17. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность. 100 ответов на родительские Почему? / С. Ю. Чижова. Ярославль: Академия развития, 2011. – 160 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 18. Фрейд, З. Сочинения. Строки биографии. О сновидении VIII / З. Фрейд – Москва: Эксмо, 2012. – 212 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Антитеррористическая защищенность объектов ЖКХ
Количество страниц:
51
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Развитие выразительности речи младших школьников средствами изобразительного искусства
Количество страниц:
31
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Продукция из нефти и газа и её эволюция
Количество страниц:
32
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image