Вопрос эффективности волнует руководителей и экономистов достаточно давно, данный вопрос возникает в различных ситуациях хозяйственной практики. Работа руководителя и экономиста состоит в том, чтобы быть эффективным. От современных руководителей и специалистов требуется правильное выполнение задач, то есть от них ожидают проявления эффективности. На первый взгляд, определение эффективности, результативности является простым делом, но в реальной практике это требует грамотных действий, применения методик и т.п.
По мере того, как экономическое развитие последних лет стало приводить к усилению конкуренции на российском рынке, перед собственниками предприятий встал вопрос о перспективах их дальнейшего роста. Выбор итоговых показателей, способных отражать стабильность, рентабельность деятельности предприятий, является сегодня одной из самых актуальных задач, стоящих перед собственниками и менеджерами предприятий.
Данные обстоятельства обуславливают актуальность исследований, направленных на рассмотрение методик оценки рентабельности при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По этим же причинам актуальной является представленная курсовая работа.
Проблемы оценки рентабельности деятельности предприятий уже длительное время являются предметом повышенного внимания экономистов, финансистов, управленцев. Существует достаточно большое количество публикаций, научных трудов и учебной литературы по различным аспектам исследуемой тематики, среди авторов которых следует выделить Т.Б. Бердникову, В.В. Бочарова, О.В. Губину, П.П. Табурчак, Г.В. Федорову и др.
Однако сложный и противоречивый процесс экономического развития бизнеса в мире и России требует углубления исследований по различным аспектам его функционирования, в т .ч. определения рентабельности как основного показателя финансово-хозяйственной деятельности предприятия в современных условиях.
Объект исследования – предприятие «Новый Книжный Центр». Предмет исследования – совокупность показателей, характеризующих рентабельность предприятия «Новый Книжный Центр».
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению параметров рентабельности конкретного предприятия (ООО «Новый Книжный Центр»). В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть представление о рентабельности предприятия;
выявить основные методы, которые могут быть использованы при расчетах и анализе показателей рентабельности предприятия;
применить методический инструментарий оценки рентабельности предприятия в отношении конкретного хозяйствующего субъекта;
разработать рекомендации по повышению рентабельности деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.
При выполнении курсовой работы применялись следующие методы исследования: анализ, измерение, сравнение, моделирование.
Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по повышению рентабельности деятельности ООО «Новый Книжный Центр».
Структура курсовой работы подчинена логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, две главы, заключение, и список использованных источников. В теоретической части курсовой работы рассмотрены методические аспекты анализа рентабельности деятельности предприятия. В практической части проведена оценка рентабельности деятельности ООО «Новый Книжный Центр» на основе данных бухгалтерской отчетности.
Объем курсовой работы составил 28 страниц, включая 10 формул, 6 таблиц и 3 рисунка.
Читать дальше
1.1. Сущность и характеристики рентабельности деятельности предприятия.
Управление современным предприятием включает реализацию следующих основных функций: планирование, организация, руководство и контроль. В свою очередь реализация указанных функций управления предполагает использование финансовой отчетности, позволяющей объективно оценивать структуру имущества и капитала предприятия, финансовое состояние и рентабельность деятельности предприятия.
Принятие взвешенных финансовых решений руководящим составом предприятия предполагает применение проверенных практикой вариантов классификации затрат и доходов, прибылей и убытков, обязательность учета и анализа влияния факторов внутренней и внешней среды на показатели рентабельности деятельности предприятия, особенностей и различных аспектов налоговой политики. Таким образом, для принятия грамотных финансовых решений, определяющих векторы, направления и мероприятия дальнейшего развития предприятия, требуется проведение финансового анализа.
Расчет и анализ актуальных показателей, коэффициентов проводятся по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также регистрам бухгалтерского учета, на основе которых готовится отчетность [1]. Финансовый анализ, который использует только финансовую отчетность в качестве источника информации, принято считать внешним анализом финансового состояния предприятия. Данный вид анализа чаще всего применяется внешними пользователями информации о деятельности предприятия.
Внутренний финансовый анализ проводится на основе данных финансовой отчетности и дополнительно используется информация, которая содержится в регистрах бухгалтерского учета предприятия.
Финансовое состояние предприятия является одной из ключевых экономических категорий, характеризующих состояние капитала в процессе кругооборота и возможности хозяйствующего субъекта, то есть предприятия, исполнять свои долговые обязательства, обеспечивать саморазвитие на конкретный момент времени.
Читать дальше
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Новый Книжный Центр».
Объект исследования – предприятие «Новый Книжный Центр», которое было зарегистрировано 4 октября 2002 г. Предприятие функционирует в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Юридический адрес предприятия: 127322, г. Москва, проезд Огородный, д. 20, стр. 27, помещение 14.
Основные данные и реквизиты предприятия представлены в табл. 2.
Предприятие «Новый Книжный Центр» (ООО) в большей степени на рынке известно под брендом «Читай-город». В настоящее время предприятие «Новый Книжный Центр» («Читай-город») – это самая большая в России сеть книжных магазинов и интернет-магазин. Предприятие входит в объединённую розничную сеть «Читай-город» – «Гоголь-Моголь» – «Буквоед». Руководящее звено исследуемого предприятия в качестве конкурентных преимуществ заявляет следующие положения:
«Мы не просто продаём книги, а разделяем любовь наших покупателей к чтению»;
«Нам знакомо чувство, когда хорошие романы заканчиваются слишком быстро, времени в дороге не хватает, чтобы дочитать главу, а героиня никак не может найти свою любовь»;
«Мы знаем, как быстро летит время в компании с новинкой любимого автора и как сильно хочется растянуть это удовольствие».
Указанные положения размещены на официальном сайте и их можно считать программным заявлением предприятия «Новый Книжный Центр».
Читать дальше
Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе бухгалтерской отчетности в управлении предприятием очень значительна. Показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия, можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала; коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.
Выбор конкретных показателей для финансового анализа определяется задачами, которые являются наиболее актуальными в определенный период времени. Проведенное исследование показало, что практическая ценность оценки и анализа рентабельности заключается в том, что эти показатели позволяют:
сравнить параметры рентабельности отдельных видов услуг (продукции, работ), что дает важную информацию для выбора наиболее оптимального перечня услуг (портфеля продукции);
определить влияние общих затрат (себестоимости, управленческих и коммерческих расходов) на характеристики рентабельности деятельности предприятия;
более грамотно и взвешенно спланировать объем реализации услуг (продукции, работ), который формирует желаемое значение валовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли
В процессе исследования и проведения необходимых расчетов по данным ООО «Новый Книжный Центр» (более известное под брендами «Читай-город», «Гоголь-Моголь» и «Буквоед») были получены следующие основные выводы и предложения:
масштаб деятельности возрастает, что подтверждается ростом выручки, затрат;
финансовые результаты предприятия за последние годы характеризовались отрицательной динамикой (снижались значения прибыли от продаж и чистой прибыли), о чем свидетельствуют данные отчетности и проведенный анализ;
деятельность предприятия является экономически нецелесообразной, что было подтверждено отрицательными значениями показателей рентабельности имущества, собственного и инвестированного капитала на конец 2022 г.
Финансово-экономическое состояние ООО «Новый Книжный Центр» следует признать нестабильным, недостаточным ростом выручки предприятия. Были предложены рекомендации, которые должны способствовать улучшению уровню рентабельности за счет роста выручки более существенными темпами , чем общие затраты (в том числе коммерческие расходы) и чистой прибыли, зависящая не только от продаж, но и контроля над прочими расходами в деятельности предприятия.
Основная рекомендация заключается в обеспечении роста выручки за счет интернет-продаж, реализации книг в электронном формате, что позволит оптимизировать темпы роста коммерческих расходов.
В дальнейшем автором планирует расширить научные изыскания, исследования в выбранной сфере.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 12.12.2023) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/, свободный (дата обращения 22.02.2024)
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/, свободный (дата обращения 22.02.2024)
3. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово– хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 342 с.
4. Бочаров, В.В. Финансовый анализ. Краткий курс [Текст] / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2017. – 168 с.
5. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 608 с.
6. Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум [Текст]: учебное пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 194 с.
7. Табурчак, П.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие для вузов / П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко, Л.А. Овчинникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 352 с.
8. Федорова, Г.В. Учет и анализ банкротств [Текст]: учебник / Г.В. Федорова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 224 с.
9. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 4-изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2018. – 374 с.
10. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст] / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 342 с.
11. Электронные данные с официального сайта ООО «Новый Книжный Центр» [Электронный ресурс] – URL: https://www.chitai-gorod.ru/, свободный (дата обращения 21.02.2024)
12. Электронные официальные данные ООО «Новый Книжный Центр»на сайте ФНС РФ. Открытая база данных ФНС РФ [Электронный ресурс] – URL: https://bo.nalog.ru/organizations-card/4837627, свободный (дата обращения 21.02.2024)
Читать дальше