Актуальность работы. Развитие артикуляционного аппарата и речевого слуха являются важными аспектами в работе с детским хором. Детский хор не только представляет собой коллектив исполнителей музыкальных произведений, но и является площадкой формирования и развития речи и артикуляции у детей. Речевой слух, совмещенный с пениями и вокализами, позволяет развить в детях не только музыкальное чувство, но и грамотность речи, аккуратное произношение звуков, а также умение правильно передавать эмоции и выразительность во время исполнения песен.
Эта работа имеет практическое значение для педагогов и руководителей детских хоров, а также родителей, которые занимаются развитием речи и музыкальных способностей своих детей. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы в работе с детьми для эффективного развития их артикуляционного аппарата, речевого слуха и музыкальных навыков.
Таким образом, данная работа представляет собой важный вклад в изучение развития артикуляционного аппарата и речевого слуха у детей через работу с детским хором, а также способствует применению практических методов и приемов для достижения оптимальных результатов в развитии и формировании грамотной и эмоционально выразительной речи у детей.
Цель – создать комплекс артикуляционных и дикционных упражнений, которые могут быть включены в хоровое занятие в музыкальной школе.
Объектом исследования является процесс хорового образования младших школьников в музыкальной школе.
Предмет исследования: упражнения, способствующие формированию артикуляционных навыков и речевого слуха у младших школьников.
Гипотеза работы: формирование артикуляционных навыков на хоровых занятиях в музыкальной школе будет эффективным, если выбрать упражнения, подходящие для детского хора.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности артикуляционного развития младших школьников;
2. Выявить упражнения на развитие артикуляции и речевого слуха детей младшего школьного возраста
3. Провести диагностику развитости артикуляционных навыков и речевого слуха у детей младшей группы хора в музыкальной школе;
4. Представить формирующий и контрольный этапы по развитию артикуляционного аппарата и речевого слуха у детей младшей группы хора в музыкальной школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников
Читать дальше
1.1. Особенности артикуляционного развития младших школьников.
Младший школьный возраст – особый период в формировании детского голоса. Исследованию способностей и возможностей детского голоса посвящено много исследований, среди которых особо выделим работы Н. Д. Орловой и Н. Н. Добровольской. Наблюдения Орловой выявили следующие особенности, присущие детскому голосу в период 7-10 лет:
• наименьшая сила голоса на всех нотах диапазона;
• наибольшая неровность вокальных гласных (а, э, и, о, у);
• динамический диапазон невелик: разница между forte и piano подчас минимальна;
• звонкость гласных на различных нотах диапазона заметно меньше, что связано с индивидуальными особенностями произношения разных гласных [17, с. 23-35].
Голосовой аппарат младшего школьника также обладает cпецифическими чертами:
1. отличается хрупкостью;
2. малый размер гортани;
3. тонкость связок;
4. слабое развитие резонаторов;
5. несоответствие между мышцами голосового аппарата и дыхательных органов, которые развивались сильнее [18, с. 31].
Несомненно, в период младшего школьного детства (с 6-7 до 10-11 лет) во многом происходит формирование вокальных способностей ребенка. Многие дети в это время только начинают заниматься пением. В связи с тем, что речевое развитие детей 1-2 классов еще несовершенно, дети подчас не выговаривают какие-либо буквы, все это отражается и на их произношении в пении.
Читать дальше
2.1. Диагностика развитости артикуляционных навыков и речевого слуха у детей младшей группы хора в музыкальной школе.
Диагностика развития артикуляционных навыков и речевого слуха у детей младшей группы хора в музыкальной школе включает следующие методики:
1. Оценка артикуляционных навыков:
1) Просмотр и анализ физических движений артикуляционных органов (губы, язык, челюсти) при произношении звуков и слов.
2) Использование специализированных таблиц и материалов с целью оценки правильности и четкости произношения звуков.
2. Оценка речевого слуха:
1) Аудиоматериалы, включающие различные звуки и мелодии, которые требуется распознать или повторить.
2) Задания на различение и сегментацию звуков в словах и предложениях.
3) Задания на восприятие и исполнение мелодий или ритмических упражнений.
Кроме того, могут также использоваться следующие методики:
1. Интерактивные игры и упражнения:
1) Упражнения, направленные на развитие артикуляционных органов и улучшение их координации.
2) Игры, способствующие развитию слухового восприятия и речевой активности.
2. Индивидуальное наблюдение и анализ:
1) Наблюдение за поведением и речевой активностью каждого ребенка.
2) Фиксация и анализ данных, позволяющих отслеживать прогресс в развитии артикуляционных навыков и речевого слуха.
Читать дальше
Особенности артикуляционного развития младших школьников являются важным аспектом их речевого развития. В этом возрасте ребенок уже достаточно освоил основы произношения звуков, однако могут сохраняться определенные артикуляционные недостатки.
Первая особенность заключается в том, что младшие школьники способны произносить большинство звуков правильно и четко. Однако, у некоторых детей еще могут наблюдаться проблемы с некоторыми специфическими звуками, такими как шипящие, свистящие и носовые звуки. Это может быть связано с недостаточной развитием мышц артикуляторного аппарата или с неправильным образцом произношения, который они воспринимают от своего окружения.
Вторая особенность связана с усилением речевых навыков младших школьников. Они становятся более свободными в самовыражении и активно используют речь в общении. Это позволяет им попрактиковаться в произношении различных звуков и улучшить свои артикуляционные навыки.
Третья особенность состоит в развитии умения правильно артикулировать сложные группы звуков, такие как спряженные согласные или сочетания звуков разного типа (согласные и гласные). Это требует от младших школьников более глубокого понимания механизмов артикуляции и контроля над своим речевым аппаратом.
Четвертая особенность артикуляционного развития связана с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Некоторые дети могут испытывать трудности в произношении определенных звуков из-за наличия анатомических особенностей, например, аномалий в строении челюстей или зубов. В таких случаях необходима коррекционная работа с логопедом для устранения данных проблем и развития правильной артикуляции.
В целом, артикуляционное развитие младших школьников является сложным процессом, требующим постоянных усилий и практики. Однако, в большинстве случаев, с возрастом ребенок достигает достаточной гибкости и мастерства в артикуляционных навыках, что позволяет ему говорить правильно и ясно.
Процедура диагностирования нацелена на выявление развитости артикуляционного аппарата и дикции, которые замерялись определенными заданиями, выполняемыми детьми (задания взяты из книг Н. М. Трубниковой и В. П. Морозова). Оценка выполнения упражнений производилась по трехбалльной системе как на констатирующем, так и на итоговом этапах.
Сравнительный анализ констатирующей и итогового этапов показал следующее:
В целом, вся группа младших школьников продемонстрировала положительную динамику в развитии артикуляционных и дикционных навыков. На итоговом этапе исследования дети продемонстрировали средний и высокий уровни этих навыков.
Из семи детей в группе шесть человек улучшили свои результаты и перешли на более высокий уровень. Четверо детей улучшили свои результаты с низкого на средний уровень, а двое детей перешли среднего на высокий уровень. Один ребенок же показал улучшение в рамках своего текущего уровня.
Все предложенные упражнения могут быть использованы для дальнейшего развития артикуляционных и дикционных навыков детей. При необходимости можно усложнять задания, чтобы обеспечить постепенное совершенствование речевых навыков у детей.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, а гипотеза – доказана.
Читать дальше
Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика: учебное пособие. М., 2021. 50 с.
2. Арнонкур Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки / пер. по изд.: Nikolaus Harnoncourt, «Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis», 2015. 204 с.
3. Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). – Санкт-Петербург, 2021. – 199 с.
4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре / К. П. Виноградов. –М.: Музыка, 2017. – 104 с.
5. Вопросы церковно-певческого образования / сост. Л. В. Вовчук; под общ. ред. Е. И. Шевелевой. 3-е изд., испр. и доп. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, 2022. – 79 с.
6. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том I. Сущность, система и история. – М.: Православный Свято- Тихоновский Богословский институт, 2014. – 498 с.
7. Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Учебное пособие. –Минск: ТетраСистемс, 2013. – 288 с.
8. Гордина М. В. История фонетических исследований: от античности до возникновения фонологической теории, 2013. – 336 с.
9. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. – М.: Русский язык, 2016. – 1096 с.
10. Денисова Г. С. Нравственные аспекты древнерусского духовного певческого искусства / Г. С. Денисова; Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски: материалы третьей всерос. науч.-практ. конф. 22-23 апр. 2010 г., г. Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т муз. и худож. образования; отв. ред. К. П. Матвеева. – Екатеринбург, 2010. – С. 35-37.
11. Дионисий Галикарнасский. О соединении слов. Античные риторики. – М., МГУ, 2018. – 236 с.
12. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. – М.: Государственное музыкальное издательство, 2017. – 108 с.
13. Добровольская Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н. Добровольская, Н. Орлова. – М.: Музыка, 2022. – 32 с.
14. Емельянов В. В. Развитие голоса: Координация и тренинг / В. В. Емельянов. 4-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2014. – 192 с.
15. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
16. Звегинцев В. А. История арабского языкознания: краткий очерк. – М.: КомКнига, 2017. – 80 с.
17. Интернет-версия справочников «Психология — идея, ученые, труды» и «Психология 2000» [Электронный ресурс], URL: http://psi.webzone.ru/about.htm
18. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. –Екатеринбург: Диамант, 2022. – 320 с.
19. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М.: Музыка, 2019. – 299 с.
20. Крунтяева Т. С., Молокова Н. В., Ступель А. М. Словарь музыкальных иностранных терминов. 3-е изд. – М.: Музыка, 2022. – 136 с.
21. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2014. – 72 с.
22. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 2020. – 688 с.
23. Менабени-Шамшинова А. Г. Певческое голосообразование: пособие для муз. фак. пед. ин-тов / А. Г. Менабени-Шамшинова. – М., 2018. –133 с.
24. Морозов В. П. Тайны вокальной речи / В. П. Морозов. – М.: Наука, 2017. – 204 с.
Читать дальше