В условиях динамичного развития Российской Федерации и укрепления основ местного управления, особое внимание уделяется вопросу точного определения границ полномочий между уровнями властной иерархии. Эта задача становится особенно значимой для обширных административных единиц, например, для Пермского края. Здесь уникальность управленческих процессов, обусловленная историческими, экономическими и культурными факторами, предполагает необходимость специализированного подхода к распределению властных функций от центрального правительства к местным органам власти. Это исследование ценно тем, что ищет способы совершенствования взаимодействий между центральными и региональными уровнями власти для повышения качества управления и обеспечения защиты прав граждан. Основная задача - оптимизация распределения ответственности между государственными органами и местным самоуправлением. Это имеет важное значение для устранения противоречий и недочетов в законодательной системе, стоя в авангарде исследований органов власти и самоуправления.
Объект работы – органы государственной власти и местного самоуправления в городе Перми и Пермском крае.
Предмет работы – законодательное и нормативное регулирование разграничения полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления, а также практика их взаимодействия и делегирования полномочий на примере города Перми и Пермского края.
Цель работы – анализ проблем разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, выявление основных проблем и противоречий в этой сфере на примере города Перми и Пермского края, а также разработка предложений и рекомендаций по оптимизации взаимодействия между различными уровнями власти.
Задачи:
1. Изучить реформу местного самоуправления и влияние федерального законодательства на её процессы, включая анализ ключевых изменений и их последствий для организации местного управления.
2. Рассмотреть проблемы, связанные с делегированием полномочий между разными уровнями власти, выявить законодательные коллизии и оценить их влияние на эффективность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Определить роль муниципалитетов в выполнении государственных задач, проанализировать практические аспекты их участия в реализации общегосударственных функций и оценить эффективность такого участия.
4. Исследовать развитие региональных законов и их вклад в улучшение законодательной базы в контексте разграничения полномочий, предложить пути совершенствования нормативно-правовой регуляции для оптимизации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления.
Для изучения и оценки текущего состояния законодательства, касающегося деления полномочий, ключевую роль играют нормативные акты. Важнейшие из них - «Европейская хартия местного самоуправления», Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и др., обеспечивают фундамент для юридического исследования и позволяют провести сравнительный анализ регулятивных стандартов.
Болдырев исследует конституционно-экономические аспекты публичной власти, что помогает понять теоретические основы функционирования государственной машины в России. Павликова и Ефремов анализируют проблемы нормативно-правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий, что непосредственно относится к теме курсовой работы.
Магдесян затрагивает проблемы конституционно-правового разграничения полномочий в контексте формирования правовой культуры среди молодежи, что важно для понимания восприятия и осознания данных вопросов будущими поколениями.
Талина и Шипицын рассматривают проблемы разграничения предметов ведения и полномочий с точки зрения эффективности управления и местного самоуправления, что дает практический взгляд на вопросы взаимодействия различных уровней власти. Демисенова обращает внимание на проблемы распределения полномочий между государственной властью и местным самоуправлением, что дополняет тему курсовой работы конкретными примерами и аналитическим обзором существующих проблем.
Методология исследования данной курсовой работы предусматривает комплексный подход, включающий как общенаучные методы анализа, так и специальные методы, адаптированные к специфике изучаемой проблематики. Среди общенаучных методов особое внимание уделяется анализу и синтезу, что позволяет детализировать различные аспекты разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления и в то же время объединять их в единую концептуальную схему. Исторический метод применяется для изучения эволюции данных взаимоотношений, а сравнительно-правовой метод – для анализа различий и сходств в регулировании данных вопросов в Перми и Пермском крае по сравнению с другими регионами и за рубежом. Специальные методы включают юридический анализ нормативно-правовых актов и документальных материалов, а также использование методов кейс-стади для глубокого изучения конкретных практик и ситуаций, что обеспечивает практическую направленность работы и ее актуальность.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается развитие местного самоуправления в Российской Федерации, вторая глава посвящена укреплению законодательной базы и оптимизации управления.
Читать дальше
На референдуме 12 декабря 1993 года в России был предпринят решающий шаг к укреплению автономии местных сообществ. Избиратели поддержали изменения, дающие местным органам власти полномочия для самостоятельного управления своими вопросами в рамках, не затрагивающих федеральные функции. Этот момент стал вехой в установлении прав местных властей на независимое регулирование внутренних аспектов жизни общин без прямого влияния центрального правительства. В 2008 году внесенные в Конституцию поправки еще больше укрепили статус местного самоуправления, ясно определив его функции и позицию в иерархии государственного управления. Благодаря этим юридическим нововведениям местные органы получили возможность расширения своих полномочий при наличии соответствующих ресурсов для их реализации, что подчеркивает важность обеспечения их финансовой и законодательной поддержки со стороны федерального центра.
Федеральный закон №131-ФЗ , принятый 6 октября 2003 года, пролил свет на процедуру делегирования полномочий местным властям, подчеркнув значимость четкого разделения обязанностей между разными уровнями власти. Закон определяет, что делегирование должно проходить на основании специальных законодательных актов, которые уточняют права и обязанности всех сторон.
Тем не менее, существуют критические замечания относительно текущей практики распределения полномочий, особенно когда делегирование осуществляется без должного законодательного оформления. Это ставит под сомнение законность и целесообразность таких решений, делая процесс управления более сложным и требующим дополнительной доработки для гарантирования его эффективности.
Наблюдается сложность в законодательной базе, позволяющей субъектам федерации передавать муниципалитетам полномочия, выходящие за рамки их прямых обязанностей. Это затрудняет осуществление таких инициатив без четкого следования федеральному законодательству. Существующая неопределенность в федеральных законах касательно условий и ограничений передачи полномочий приводит к двусмысленности в процессе их делегирования .
Читать дальше
Вопрос о том, как передать муниципалитетам определенные полномочия, особенно касающиеся формирования административных комиссий, продолжает быть актуальным. Конституция Российской Федерации распределяет административное законодательство как совместную зону ответственности федерального и регионального уровней. Согласно закону, регионы несут ответственность за административные правонарушения, регламентированные на местном и региональном уровнях. Кодекс об административных правонарушениях дает регионам возможность создавать органы для рассмотрения таких нарушений, в том числе административные комиссии. Административная ответственность включает в себя определение нарушений и назначение штрафов, что подразумевает, что создание административных комиссий является частью полномочий, предоставленных регионам. Однако Кодекс не предусматривает возможность для регионов делегировать эту функцию муниципалитетам, делая такую передачу невозможной. Несмотря на широкий спектр интерпретации административной ответственности, включая регулирование деятельности административных комиссий, возможность их передачи муниципалитетам отсутствует .
Другая часть федерального законодательства утверждает, что административная ответственность — это исключительно региональная обязанность, которую нельзя передавать муниципалитетам. Тем не менее, в ряде регионов, включая Пермский край, происходит передача прав на создание административных комиссий на местный уровень. В случаях, когда такие передачи легитимизированы местными законами, они могут быть оспорены в суде за противоречие федеральному законодательству. Пока не зафиксировано аннулирований региональных законов, разрешающих муниципалитетам формировать административные комиссии, несмотря на потенциальное несоответствие федеральным нормам. Эта проблема связана также с передачей полномочий муниципалитетам в области лицензирования, включая розничную продажу алкоголя. Федеральное законодательство не уточняет возможность такой передачи полномочий напрямую от федерального к региональному уровню. Тем не менее, некоторые регионы, например Пермская область, передали эти полномочия на местный уровень, несмотря на возможную устарелость соответствующих региональных законов .
Читать дальше
Изучение данной проблематики обогатило понимание трудностей и нестыковок, присутствующих в нынешнем законодательном корпусе, выявив при этом пути к их преодолению.
Исследование выявило, что проведенные реформы местного самоуправления и модификации в федеральных законах, направленные на повышение самостоятельности местных властей, стали значимым шагом к передаче власти на более низкий уровень. Однако, хотя законодательство создает рамки, на практике процесс делегирования полномочий зачастую приводит к правовым несоответствиям и неясности по вопросам ответственности и финансирования. Это выделяет важность продолжения усовершенствования законодательной базы для достижения более четкого и результативного разделения властных полномочий.
Важным аспектом эффективного распределения власти является не просто корректировка законодательства, но и создание условий, под которыми муниципалитеты получат все необходимые ресурсы для выполнения возложенных на них задач. Это означает обеспечение финансами, доступом к информации и возможностями для образовательных программ.
Подводя итог, можно сказать, что разрешение проблем разделения полномочий между центральными и местными властями, особенно в контексте Перми и Пермского края, требует скоординированных действий на всех уровнях управления. Необходимо синхронизировать усилия для устранения существующих несоответствий и барьеров, укрепить правовую базу и, в конечном итоге, способствовать повышению эффективности государственного управления и улучшению качества жизни граждан.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, N 36, ст. 4466
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
4. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755,
Специальная литература
5. Болдырев, О. Ю. Публичная власть в России: конституционно-экономические проблемы / О. Ю. Болдырев // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 11. – С. 8-14
6. Демисенова, А. С. Проблемы распределения полномочий между государственной властью и местным самоуправлением / А. С. Демисенова // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 ноября 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 37-40
7. Магдесян, С. С. Проблемы конституционно-правового разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления / С. С. Магдесян // Межотраслевые проблемы формирования правовой культуры в молодежной среде : сборник научных статей V межвузовской студенческой научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 11 марта 2022 года. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «ДГТУ-ПРИНТ», 2022. – С. 65-68
8. Павликова, Д. Н. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления: проблемы нормативно - правового регулирования / Д. Н. Павликова, А. В. Ефремов // КОНЦЕПЦИЯ “ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ” КАК НОВАЯ ФОРМА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 15 октября 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2020. – С. 67-72
9. Талина, М. А. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления / М. А. Талина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. – № 9(62). – С. 102-104
10. Шипицын, Р. О. Проблема эффективного разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления / Р. О. Шипицын // Студенческий вестник. – 2021. – № 12-2(157). – С. 74-76.
Читать дальше