Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время управление
с помощью проектных технологий обширно используется органами исполнительной власти Российской Федерации для реализации своих полномочий. Символический старт внедрения проектной системы управления был задан на расширенном совещании Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации в 2005 году. С тех пор данное направление активно используется для обеспечения социально-экономического развития страны.
Реализуемые проекты представляют собой взаимосвязанные мероприятия основной задачей которых является достижение национальных целей. Их реализация, должна осуществляться в строго определенные сроки, согласно выделенным и согласованным средствам бюджета, при обеспечении контроля, реализуемых этапов, на разных уровнях государственного управления.
Таким образом проектный подход, направленный на обеспечение стратегического прорыва страны, заслуживает отдельной темы исследования, как и социальная сфера, становление, которой заявлено среди основных задач, поставленных для достижения целей национального развития России.
Понятие «социальная сфера» можно встретить в словарях различных научных областей знаний, таких как экономика, финансы, философия экология человека, профессиональное образование, ювенология. Определение этого понятия может отличаться в разных источниках, но для решения стратегических задач страны наиболее актуальным является раскрытие понятия социальной сферы, как совокупности отраслей, предприятий или организаций, связанных прямо и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят такие услуги, как образование, здравоохранение, культура, общественное питание, физическая культура, обслуживание коммунальное, социальное, пассажирский транспорт, связь [37]. Все эти услуги предоставляются населению, а именно человеку, важной составляющей жизни, которого является удовлетворение его основных потребностей, что невозможно без развитой социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура представляет собой комплекс предприятий, организаций, учреждений, созданных в рамках формирования комфортной среды и качественной жизнедеятельности населения.
Следует отметить, что число объектов социальной инфраструктуры зависит от наиболее распространенных видов деятельности населения конкретного субъекта РФ. Такие особенности могут быть связаны с различиями природных условий, культурного наследия, общим уровнем развития региона и его отдельных отраслей. Так, например, в центральных регионах больше внимания уделяется развитию высшего образования и научно-исследовательской деятельности. Есть отраслевые регионы где акцент сделан на развитии профессионального образования и подготовки кадров для различных производств. Соответственно проектная документация, направленная на в развитие социальной инфраструктуры в таких регионах будет отличаться. Имеющиеся ресурсы будут распределяться согласно проблемной области жизни населения соответствующего региона.
Объект исследования - проектный подход, как инструмент государственного управления при развитии социальной инфраструктуры. Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие применение проектного подхода, в частности паспортов проектов при планировании мероприятий, направленных на совершенствование социальной инфраструктуры региона.
Цель работы - разработка паспорта проекта развития социальной инфраструктуры в муниципальном образовании городского округа Сыктывкар.
Задачи, решение которых необходимо для достижения цели работы:
- формирование содержания паспорта проекта;
- определение этапов и контрольных точек реализации мероприятий;
- распределение средств бюджета на реализацию запланированных мероприятий;
- прикрепление органов исполнительной власти субъекта РФ, ответственных за реализацию и своевременное исполнение мероприятий и использование бюджетных средств;
- определение ожидаемых результатов реализации проектного подхода в государственном управлении развития социальной инфраструктуры муниципальном образовании городского округа «Сыктывкар».
Практическая значимость полученных в ходе исследования результатов, может быть интересна для совершенствования системы организации государственного управления в области развития социальной инфраструктуры.
Работа состоит из трех глав (третья глава - решение практической задачи в формате паспорта проекта).
В первой главе рассматриваются правовые основания развития социальной инфраструктуры в Российской Федерации. Исследуются нормативные правовые акты, регулирующие работу органов исполнительной власти в данной сфере. Отдельное внимание будет обращено на нормативные правовые акты, регулирующие процесс подготовки паспортов проектов развития социальной инфраструктуры, что важно для подготовки собственного паспорта проекта.
Во второй главе будет произведен анализ основных направлений развития социальной инфраструктуры в МО ГО «Сыктывкар» таких как: образование, здравоохранение, социальное обслуживание, физическая культура и массовый спорт. А также рассмотрены основные результаты работы, проведенной в регионе, по данному направлению на конец 2023 года.