ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ 5 1.1. Определение и классификация дизартрии 5 1.2. Физиологические основы речевого дыхания 9 1.3. Методы диагностики речевых нарушений при дизартрии 11 Выводы по первой главе 15 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ 17 2.1. Методики коррекции речевого дыхания при дизартрии 17 2.2. Индивидуальный подход в логопедической работе 25 2.3. Анализ эффективности логопедической работы 30 Выводы по второй главе 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ТГПУ

Особенности логопедической работы по развитию речевого дыхания при дизартрии

дипломная работа
Педагогика
54 страниц
89% уникальность
2024 год
2 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Современное общество сталкивается с рядом проблем, связанных с нарушениями речи у детей и взрослых, среди которых особое место занимает дизартрия. Данная патология требует комплексного подхода к коррекции, включая работу над развитием речевого дыхания. Несмотря на значительный интерес к этой проблематике, вопросы, касающиеся особенностей логопедической работы по развитию речевого дыхания при дизартрии, остаются недостаточно исследованными. Дизартрия, как форма нарушения речи, имеет высокую распространенность как у детей, так и у взрослых. Это приводит к серьезным трудностям в социальной адаптации, обучении, профессиональной деятельности и общении. Одним из ключевых аспектов в коррекции дизартрии является работа с речевым дыханием, поскольку именно через правильное функционирование дыхания возможно достижение четкой, понятной и выразительной речи. Важность данного исследования подчеркивается тем, что эффективные методики работы по развитию речевого дыхания могут значительно повысить качество жизни людей с дизартрией. Объектом исследования являются процессы развития и коррекции речевого дыхания у лиц с дизартрией. Предметом исследования выступают особенности логопедической работы по развитию речевого дыхания при дизартрии. Целью исследования является изучение и анализ особенностей логопедической работы по развитию речевого дыхания у лиц с дизартрией с целью определения эффективных методик коррекции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Провести анализ теоретических основ дизартрии и речевого дыхания. 2. Изучить существующие методики коррекции речевого дыхания при дизартрии. 3. Определить принципы индивидуализации логопедической работы с учетом типа и степени дизартрии. 4. Провести анализ эффективности логопедической работы по развитию речевого дыхания и выявить пути ее улучшения. Теоретико-методологическая основа данной работы базируется на современных научных исследованиях в области логопедии, нейрологии и реабилитации, а также на практическом опыте работы специалистов в данной области. Методы исследования. В ходе исследования будет использована комбинация методов анализа научной литературы, сравнительного анализа методик логопедической работы, а также экспертных оценок и анкетирования специалистов в области логопедии и нейрореабилитации. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в повседневной логопедической практике, что способствует улучшению эффективности коррекции речевых нарушений у пациентов с дизартрией. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим основам логопедической работы по развитию речевого дыхания при дизартрии, вторая – практическим аспектам данной работы.
Читать дальше
1.1. Определение и классификация дизартрии Дизартрия представляет собой неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением артикуляции, интонации и ритма речи из-за повреждения нервной системы, контролирующей моторику речевых органов. Это состояние приводит к затрудненному произношению звуков, слов и фраз, что делает речь непонятной и менее выразительной. Дизартрия характеризуется расстройствами формирования системы фонетических средств произношения и образования звуков. В структуре речевого дефекта у детей с дизартрией основное внимание уделяется нарушениям формирования системы фонетических средств языка, необходимых для образования звуковых единиц родного языка [6]. Хотя нарушения звукопроизношения являются грубыми, лексический запас и грамматическая структура речи часто остаются на грани нормы. Эти дети часто испытывают трудности в школьном обучении и освоении письменной речи. У них нередко наблюдаются также нарушения просодической стороны устной речи, такие как отсутствие интонации высказывания, слияние фраз и нарушение темпоритмичной организации речи. Тщательное обследование позволяет выявить природу нарушений и определить форму дизартрии. Родители часто отмечают затруднения в перинатальном периоде, а также недостатки в индивидуальном развитии звукопроизношения. У детей с дизартрией может наблюдаться снижение мышечного тонуса, напряженность корня языка и неравномерные изменения мышечного тонуса различных частей речевого аппарата. Развитие речи у таких детей немного отстает от нормы, и стойкие нарушения звукопроизношения могут быть трудными для коррекции. Для детей с дизартрией характерны различные формы нарушения фонетической стороны речи, включая искажения, замены звуков, сигматизм, ротацизм, лямбдацизм и другие. В частности, нарушения часто проявляются в звуках, связанных с движениями кончика языка, таких как небное «Г», шипящие и свистящие.
Читать дальше
2.1. Методики коррекции речевого дыхания при дизартрии На сегодняшний день существуют различные методики, которые используются в логопедической работе для работы над речевым дыханием детей, имеющих речевые нарушения, в том числе дизартрию. Одной из распространенных методик по коррекции речевого дыхания является система работы, описанная в пособии «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи», авторами которой являются Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова [22]. Работа по развитию дыхательной функции и речевого дыхания включает 5 этапов, которые проводятся в строгой последовательности [30]. 1 этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания. Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудо-брюшному типу дыхания. 2 этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания. Цель: дальнейшее развитие сократительной активности мышцы диафрагмы и развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей. 3 этап. Развитие фонационного выдоха. В качестве цели этого этапа можно обозначить развитие фонационного выдоха. 4 этап. Развитие речевого дыхания. Цель: собственно развитие речевого дыхания. Как отмечают авторы, этот этап является базовым. Он тесно связан с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Так дети обучаются в процессе выдоха сначала произносить слоги, отдельные слова, а потом фразы из двух, а затем их трех-четырех слов, короткие стихотворения.
Читать дальше
В ходе исследования были рассмотрены теоретические основы логопедической работы по развитию речевого дыхания у лиц с дизартрией, включая определение и классификацию дизартрии, физиологические основы речевого дыхания и методы диагностики речевых нарушений при дизартрии. Были рассмотрены практические аспекты работы с этой категорией детей, включая методики коррекции, индивидуальный подход и анализ эффективности работы. Целью исследования было рассмотрение особенностей логопедической работы по развитию речевого дыхания при дизартрии. В ходе работы было показано, что эффективная коррекция речевого дыхания у детей с дизартрией возможна при условии комплексного подхода и использования индивидуализированных методик. Рабочая гипотеза о том, что систематическая логопедическая работа способствует улучшению речевого дыхания у детей с дизартрией, подтвердилась на основе анализа литературы и практического опыта. Для дальнейшего исследования в этой области рекомендуется углубленный анализ эффективности различных методик коррекции речевого дыхания, а также исследование влияния дополнительных факторов, таких как возраст ребенка, степень тяжести дизартрии и прочих индивидуальных характеристик. Исследование подтвердило значимость и необходимость систематической логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей с дизартрией. Результаты работы могут служить основой для дальнейших исследований в этой области и улучшения практической работы с этой категорией детей.
Читать дальше
1. Андреева, С.В. Развитие произвольного дыхания у детей с дизартрией в условиях детского сада / С.В. Андреева // Вестник педагогики и психологии. – 2021. – № 2. – С. 36-42. 2. Беляков, П.И. Влияние возраста на эффективность коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией / П.И. Беляков // Возрастная и педагогическая психология. – 2022. – № 3. – С. 72-78. 3. Богданова, Н.В. Взаимодействие логопеда с родителями детей с дизартрией в процессе коррекции / Н.В. Богданова // Логопедическая практика. – 2018. – № 4. – С. 30-35. 4. Васильева, М.Д. Использование инновационных методик в коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией / М.Д. Васильева // Инновации в образовании. – 2018. – № 6. – С. 15-20. 5. Герасимова, О.С. Развитие речи у детей с дизартрией в условиях школы: опыт и проблемы / О.С. Герасимова // Школьный логопед. – 2019. – № 1. – С. 18-25. 6. Горбунова, М.А. Особенности логопедической диагностики дизартрии у детей младшего школьного возраста / М.А. Горбунова // Журнал практической психологии. – 2018. – № 1. – С. 72-78. 7. Григорьева, Ю.М. Психологические аспекты логопедической работы с детьми с дизартрией / Ю.М. Григорьева // Психология и образование. – 2019. – № 5. – С. 82-88. 8. Гусева, Т.И. Организация логопедической работы с детьми с дизартрией в условиях школы: практические аспекты / Т.И. Гусева // Школьная логопедия. – 2023. – № 2. – С. 30-36. 9. Дорофеев, А.С. Роль педагогов в коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией: опыт и проблемы / А.С. Дорофеев // Современная педагогика. – 2019. – № 3. – С. 62-68. 10. Жукова, И.В. Сравнительный анализ методов коррекции дизартрии у дошкольников / И.В. Жукова // Вестник практической психологии образования. – 2021. – № 1. – С. 50-55. 11. Захарова, Н.А. Работа с родителями детей с дизартрией: практические аспекты / Н.А. Захарова // Журнал семейной медицины. – 2018. – № 2. – С. 94-99. 12. Иванова, Е.Н. Особенности диагностики и коррекции дизартрии у дошкольников / Е.Н. Иванова // Логопедия. – 2019. – № 2. – С. 45-50. 13. Карпов, В.Г. Психолого-педагогические аспекты коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией / В.Г. Карпов // Журнал специальной психологии. – 2018. – № 3. – С. 76-81. 14. Козлова, В.А. Особенности логопедической работы с детьми с дизартрией в условиях детского сада / В.А. Козлова // Дошкольное образование. – 2020. – № 7. – С. 55-60. 15. Красильникова, Г.М. Практические аспекты оценки и коррекции дизартрии у детей с нарушениями речи / Г.М. Красильникова // Логопедический журнал. – 2020. – № 2. – С. 50-55. 16. Кузнецова, А.С. Индивидуальный подход в работе с детьми, страдающими дизартрией / А.С. Кузнецова // Вестник логопеда. – 2021. – № 3. – С. 12-18. 17. Ларина, К.В. Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией в процессе коррекционно-развивающей работы / К.В. Ларина // Логопедическая практика. – 2018. – № 3. – С. 20-25. 18. Максимова, И.А. Структура и содержание программы коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией / И.А. Максимова // Развитие речи. – 2022. – № 3. – С. 42-48. 19. Михайлова, Т.П. Эффективность логопедической коррекции у детей с дизартрией: анализ практики / Т.П. Михайлова // Практическая логопедия. – 2022. – № 2. – С. 36-41. 20. Морозова, Е.И. Анализ эффективности методик коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией / Е.И. Морозова // Психолого-педагогический журнал. – 2021. – № 6. – С. 40-46. 21. Николаева, Л.И. Роль семьи в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста / Л.И. Николаева // Семейная психология и педагогика. – 2023. – № 4. – С. 28-34. 22. Носова, О.П. Проблемы диагностики и коррекции дизартрии у детей с речевыми нарушениями / О.П. Носова // Российский журнал логопедии и специальной психологии. – 2019. – № 4. – С. 58-64. 23. Петрова, О.А. Методы коррекции речевого дыхания при дизартрии: опыт и перспективы / О.А. Петрова // Современная логопедия. – 2018. – № 4. – С. 22-28. 24. Попова, Е.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у детей с дизартрией в условиях детского сада / Е.А. Попова // Развитие образования. – 2020. – № 5. – С. 38-45. 25. Селезнева, Л.П. Оценка эффективности коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией / Л.П. Селезнева // Психология обучения. – 2023. – № 5. – С. 16-22. 26. Сидорова, Н.В. Физиологические аспекты речевого дыхания у детей с дизартрией / Н.В. Сидорова // Журнал психологии и педагогики. – 2020. – № 1. – С. 65-70. 27. Смирнов, Г.В. Инновационные подходы в коррекции дизартрии у дошкольников / Г.В. Смирнов // Педагогика и психология образования. – 2023. – № 4. – С. 16-22. 28. Соколова, Н.С. Разработка и апробация комплексной программы коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией / Н.С. Соколова // Логопедическая наука и практика. – 2020. – № 1. – С. 14-20. 29. Тимофеева, О.Е. Методические аспекты коррекции дизартрии у детей с сопутствующими нарушениями речи / О.Е. Тимофеева // Логопедические исследования. – 2019. – № 2. – С. 28-34. 30. Щербакова, Е.И. Влияние психоэмоционального состояния на эффективность коррекции дизартрии у дошкольников / Е.И. Щербакова // Психологическая наука и образование. – 2022. – № 6. – С. 48-54.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и приравненных к ним предметам
Количество страниц:
28
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Субъекты права
Количество страниц:
27
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image