Современное российское общество подвержено постоянным изменениям, которые в последнее время привели к обострению социальных проблем. К их числу относятся преступность, бедность, межнациональные конфликты, безработица и многие другие. Эти социальные изменения способствуют развитию различных форм девиантного поведения, включая делинквентное. Большие изменения, которые происходят во всех сферах общества, сказываются на молодом поколении, которое не всегда адаптируется к существующим нормам и ценностям. В современном мире у детей появляются новые мотивы деятельности и новые идеалы, которые не всегда соответствуют признанным социальным нормам. Это приводит к популяризации антисоциального поведения среди подростков, и именно они становятся основной группой, проявляющей делинквентное поведение.
Проблема делинквентного поведения среди молодежи является одной из наиболее острых и актуальных в современном обществе. Ее решение требует комплексного подхода и сотрудничества различных социальных институтов. Кроме того, ведется активный поиск и применение социальных, педагогических, психологических и медицинских мер реабилитации для тех, кто начал нарушать социальные нормы поведения. Проблема делинквентного поведения среди молодежи имеет серьезные последствия для общества в целом и для индивидуумов, проявляющих это поведение. Поэтому необходимо объединение усилий, чтобы разработать эффективные меры для решения этой проблемы и обеспечить социальное восстановление и переориентацию молодежи на правильный жизненный путь. Таким образом, можно утверждать, что тема данного реферата является актуальной.
Целью данной работы является раскрытие сущности и содержания понятия «делинквентное поведение», определение факторов его формирования и предполагаемых путей предупреждения.
Объект исследования: общество.
Предмет исследования: делинквентное поведение в обществе.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– провести теоретический анализ делинквентного поведения;
– провести анализ литературы с целью определить факторы формирования делинквентного поведения;
– определить профилактические меры предупреждения делинквентного поведения;
– проанализировать конкретные примеры «делинквентного поведения».
Теоретической базой исследования, являются труды отечественных исследователей: А.А. Сафонова, В.С. Безруковой, А. В. Нефедовой, Г.Г. Федоровой, Е.В. Гартвик, С.И. Тарасовой, Е.Ю. Дубовик, М.Н. Мирсагатовой, И.А. Васильевой, Н.В. Степаненко, Н.А. Козловой, З. М., Е. Ю. Горбатковой, Г. Р. Мануйловой, Л.А. Сорокиной, Л.Г. Буйнова, Ю. К. Бахтина, Р. С. Толповой.
Структура работы: реферат состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1. Сущность понятия «делинквентное поведение»
В настоящее время, термин «делинквентное поведение» активно используется в исследованиях. Ученые предлагают несколько вариаций этого понятия, таких как «девиантное», «антисоциальное», «асоциальное», «аддиктивное», «дезадаптивное», «деструктивное», «криминальное», «преступное». Подростки, проявляющие указанное поведение, обычно классифицируются как «делинквенты». [9].
Изучение понятия «делинквентное поведение» начинается с обращения к различным определениям, представленным в авторитетных словарях. Так, например, в ювенологическом терминологическом словаре, «делинквентное поведение» рассматривается как одна из форм девиантного поведения, которая включает в себя действия, нарушающие юридические нормы и имеющие незаконный характер. [12].
В энциклопедическом словаре, посвященном психологии и педагогике, обнаруживается следующая дефиниция изучаемого термина – «делинквентное поведение» – это нарушение установленных норм поведения, которое в самых экстремальных проявлениях может даже стать объектом уголовного преследования. В большинстве случаев, такое поведение начинается еще в детстве, например, через прогулы уроков. [14].
В соответствии с определением из энциклопедического словаря педагога, делинквентное поведение относится к действиям, осуществляемым человеком, которые противоречат и нарушают правовые принципы общественной жизни и несовместимы с существующим законодательством. Особое внимание уделяется тому факту, что такое поведение демонстрируется правонарушителем или преступником. [2].
Читать дальше
2.1. Пути предупреждения делинквентного поведения
Вопросы, связанные с исследованием делинквентного поведения, вызывают широкую заинтересованность ученых. Для эффективной борьбы с этим явлением применяются не только общественно-административные и уголовные меры наказания, но также и комплексные подходы в сфере медицины, психологии и социально-педагогической поддержки молодежи [5].
Стоит отметить, что оценка и коррекция психологического состояния играют важную роль в сохранении здоровья, что, в свою очередь, способствует формированию осознанного отношения к собственному здоровью и благополучию окружающих, и, в конечном итоге, приводит к сокращению противоправного поведения, например, таких как жестокость в отношении животных, моральное и физическое насилие, драки и другие проявления хулиганства в отношении окружающих и их благополучия [10].
В рамках социально-педагогических мер для предотвращения делинквентного поведения проводится анализ окружающей среды, где возникают различные проявления данного поведения. Кроме того, разрабатываются методы и стратегии предотвращения такого поведения. Мы поддерживаем точку зрения Ю. К. Бахтина относительно определения возможных путей предупреждения делинквентного поведения и предлагаем более детально рассмотреть возрастные периоды и способы предотвращения данного поведения на каждом из них. Следует отметить, что именно в детстве закладываются основы, которые определяют вероятность проявления делинквентного поведения.
Важно, чтобы дети дошкольного и школьного возраста имели положительные образцы поведения в своей жизни, так как они стремятся подражать людям, окружающим их. Однако также важно дать ребенку свободу выбора, чтобы он мог найти себе наставника, помогающего ему избегать неправильного поведения. Часто такая деятельность организуется в форме игры или творческой активности.
Читать дальше
Проведя анализ разнообразной литературы и учитывая различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что делинквентное поведение означает отклонение от общественно принятых норм, что влечет за собой нарушение правил, подразумевающих наказание согласно закону. После определения понятия «делинквентное поведение», мы выявили факторы, которые способствуют его формированию, включая:
– cоциально-психологические факторы, которые связаны с взаимодействием между семьей, обществом и психическим развитием подростка;
– микросоциальные факторы, которые относятся к ближайшему окружению подростка;
– макросоциальные факторы, которые предоставляют подростку образцы для подражания.
Имея представление о сущности делинквентного поведения и определив его формирующие факторы, мы предложили ряд способов предотвращения его проявлений. Во-первых, важно проанализировать социальную обстановку и окружение, в котором ребенок находится, создать благоприятные условия для его развития и здоровья в образовательной среде, установить положительные примеры и активно включить ребенка во внеклассные мероприятия. Рассмотрев несколько примеров делинквентного поведения и его проявлений, мы пришли к выводу, что это явление очень разнообразно и предполагает различные виды наказаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что для предотвращения проявления делинквентного поведения необходимо тщательно проанализировать социальную обстановку, в которой ребенок находится, и создать благоприятные условия для его развития и здоровья в образовательной среде. Важно также устанавливать положительные примеры и активно включать ребенка во внеклассные мероприятия. Исследование примеров делинквентного поведения и его проявлений позволяет увидеть, что основным направлением должна быть работа по предотвращению такого поведения, а не только его наказание. Это поможет создать условия, в которых подросток сможет развиваться и интегрироваться в общество без отклонений от норм.
Читать дальше
1. Бахтин, Ю. К. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности / Ю. К. Бахтин, Р. С. Толпова. / Педагогика высшей школы. – 2019. – № 3.1 (6.1). – С. 35-38
2. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. [Электронный ресурс] / В.С Безрукова // Энциклопедический словарь педагога. – 2019 – URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/spiritual-culture/index.htm (дата обращения 24.02.2024)
3. Васильева, И.А., Степаненко, Н.В., Козлова, Н.А. Биогенетические предпосылки делинквентного поведения // И.А. Васильева, Н.В. Степаненко, Н.А. Козлова /Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 6. – С. 154–163
4. Гартвик, Е.В. Соотношение модели психического и делинквентного поведения у подростков // Е.В. Гартвик / Вестник Костромского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 73–82.
5. Горбаткова, Е.Ю. О социально-педагогических условиях профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних / Е.Ю. Горбаткова, Г.Р. Мануйлова. / Молодой ученый. – 2021. – № 4 (64). – С. 896-898
6. Кравцов, А.А. Основные направления предупреждения делинквентного поведения / А.А. Кравцов, Н.В. Фомина // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 4. – С. 153-160.
7. Мирсагатова М.Н. Факторы риска девиантного поведения и их влияние на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // М.Н. Мирсагатова /Социальная педагогика. – 2021. – № 4. – С. 89–98
8. Осипов, А.В. Криминологическое исследование делинквентного поведения / А.В. Осипов // Научно-теоретический журнал.2021. – № 4 (28). – С. 137–142.
9. Сафонов А. А. Классификация видов отклоняющегося поведения и различие между его типами// А.А. Сафонов / МНКО. – 2020. – №6 (85). – С. 234 – 236
10. Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения // Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов / Профилактическая и клиническая медицина. – 2019. – № 3 (46). – С. 59-60
11. Тарасова С.И., Дубовик Е.Ю. Исследование эмоционального неблагополучия подростков, оставшихся без попечения родителей // С.И. Тарасова, Е.Ю. Дубовик / Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 6. – С. 1–12
12. Терминологический ювенологический словарь/Под науч. ред. д-ра экон. наук, акад. РАЕН, проф. Е.Г. Слуцкого. [Электронный ресурс]. – М.: 2021. URL: https://rus-juvenology-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 24.02.2024)
13. Федорова Г.Г. Делинквентное поведение несовершеннолетних и пути его профилактики // Г.Г. Федорова / Социальная педагогика. – 2019. – №4–5. – С. 61–70
14. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Под науч. ред. А.А. Вербицкого. / [Электронный ресурс] URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/index.htm (дата обращения 24.02.2024).
Читать дальше