Искусство управления мотивацией персонала позволяет лидеру достигать целей и задач в бизнесе, стимулируя подчиненных. Современный бизнес требует от менеджера знания основных методов стимулирования подчиненных, использования материальных и нематериальных видов мотивации, понимания принципов мотивационного управления . Основная цель мотивационного процесса – максимально использовать имеющуюся рабочую силу, что может повысить общую производительность и прибыльность компании.
Особенностью управления персоналом на современном этапе развития является возрастающая роль личности сотрудника. Это меняет баланс между стимулами и потребностями, на котором основана система стимулирования. В настоящее время для мотивации сотрудников организации активно используются методы материальной и нефинансовой компенсации.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами: проблема социально-экономической мотивации труда сотрудников до конца не исследована. В современных организациях менеджеры не уделяют должного внимания системе мотивации сотрудников к работе. Полностью удовлетворенные условиями труда сотрудники - один из важнейших факторов эффективной работы компании.
Степень научной разработанности проблемы. Традиционно внимание исследователей привлекает анализ процесса мотивации как формирования внутренних побудительных сил к труду, сложное взаимодействие потребностей, ценностей и интересов личности в трудовой сфере, опосредствующих восприятие стимулов к труду. В данной области разработаны философские, психологические, социологические подходы, которые отражены, в том числе, в трудах В.К. Вилюнаса, А.Г. Здравомыслова, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, В.А. Туева, В.А. Ядова и др.
Мотивация как функция управления, как процесс воздействия на формирование мотива рассматривается А.П. Егоршиным, А.А. Радугиным, Л.К. Слуцким, Я. Эйдельманом и др. Есть и попытки формирования комплексного представления о мотивации, которые представлены в работах Г.Г. Озерникова, Д.А. Сафьянова, Ш.Ш. Исраилова и др.
Зарубежные подходы к пониманию мотивации представлены многочисленными теориями мотивации, как содержательными, рассматривающими соотношение и классификацию потребностей (К. Альдерфер, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд, А. Маслоу), так и процессуальными, объясняющими механизм восприятия внешних воздействий (С. Адаме, В. Врум, Э. Лоулер, Д. МакГрегор, Л. Портер).
Общетеоретические и практические аспекты состояния и развития системы управления мотивацией труда нашли свое отражение в работах И.А. Баткаевой, В.И. Верховина, В.Р. Веснина, В.В. Дятлова, А.П. Егоршина, П.В. Журавлева, С.Б. Каверина, А.Я. Кибанова, Ю.Г. Одегова, И.П. Пономарева, Н.С. Пряжникова, Э.А. Уткина, В.А. Шаховой и др.
Целью исследования является изучение понятия и сущности мотивации персонала. Для достижения этой цели в работе был обозначен ряд задач:
- изучить систему управления персоналом организации;
- выявить сущности и функций трудовой мотивации;
- изучить теории мотивации и их значения в практике управления мотивацией;
- проанализировать мотивацию трудовой деятельности в ООО «ПКФ АГРО»;
- дать рекомендации по совершенствованию мотивации трудовой деятельности в ООО «ПКФ АГРО»;
- дать оценку социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования ООО «ПКФ АГРО» (г. Казань).
Предмет исследования мотивация персонала в ООО «ПКФ АГРО».
Эмпирическая база исследования представлена:
- анализом локальных нормативных актов, регулирующих деятельность предприятия ООО «ПКФ АГРО»;
- анализом финансового положения ООО «ПКФ АГРО»;
- анализом проведенного автором опроса среди сотрудников ООО «ПКФ АГРО».
В качестве инструментов исследования использовались оценочные методы специалистов по математической статистике, психологический метод социологии и управленческой диагностики.
Информационную основу исследования составили нормативные и законодательные акты Российской Федерации, научные работы зарубежных и отечественных экономистов в области управления персоналом, данные статистических органов, исследований и разработок, сведения об исследуемой организации, личные исследования, методическая литература по мотивации персонала, Интернет.
Практическая значимость работы заключается в определении научных, методических и практических рекомендаций и определяется выполнением современных задач и потребностей организаций в совершенствовании деятельности по управлению персоналом, повышении мотивации персонала и, как следствие, их эффективности, что позволяет их применять на практике.
Цель и задачи исследования определили структуру работы. В состав работы входят введение, две главы основного содержания, заключение, список использованных источников.