Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр 5 1.1. Проблема музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической науке 5 1.2. Особенности музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста 10 Глава 2. Методические особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр 16 2.1. Музыкально-дидактические игры – понятие и их виды 16 2.2. Музыкально дидактические игры как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста 20 2.3. Анализ опыта работы музыкального руководителя 24 Заключение 30 Список литературы 31
БГУ
1 курс

Особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

курсовая работа
Педагогика
32 страниц
36% уникальность
2024 год
13 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность обусловлена тем, что чувство музыкально-ритмические способности – это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у него определённых музыкальных способностей, но и для гармоничного существования в социуме. Без развитого чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено. Приоритет формирования культуры личности ребёнка (развитие чувства ритма – это составная часть музыкальной культуры) четко представлен в ФГОС дошкольного образования. Музыкально-ритмические способности – являются синтетическим видом деятельности – это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В дошкольном возрасте к показателям развитости музыкально-ритмических способностей относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Воспитывая у детей музыкально-ритмические способности, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, как и в настоящее время, проблеме развития музыкальных способностей уделялось много внимания. Но существовали различные точки зрения. Большое внимание природе способностей уделяли такие психологи, педагоги, и музыковеды, как: С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Выготский, И.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и другие. В их исследованиях указывается, что способности, материальной основой которых является особые свойства нервной системы, вырабатывающиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему. Известными педагогами – музыкантами (Н.А. Метлов, О.П. Радынова) доказано, что ритм благотворно влияет на многие области развития ребёнка – физическую, интеллектуально–познавательную, изобразительную, речевую. Кроме того, деятельность по развитию музыкально-ритмических способностей помогает педагогам развивать такие качества ребёнка, как: любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, овладения различными способами общения. Объект исследования: музыкально-ритмические способности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр. Цель исследования: изучить особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр. Задачи исследования: 1.Изучить проблему музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической науке. 2.Обосновать особенности музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста. 3.Рассмотреть музыкально дидактические игры как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста. 4.Проанализировать опыт работы музыкального руководителя. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Читать дальше
Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из главных задач музыкального развития детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы [14, с.26]. Прежде чем приступить к рассмотрению развития музыкально-ритмических способностей становимся на анализе терминов «способности». По мнению Р.С. Немова под «способностями» в строгом смысле этого слова понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. По его утверждению, знания, умения и навыки сами по себе не могут рассматриваться как способности человека, точно так же, как то, что дано человеку от природы, не может считаться способностями. Это лишь предпосылки к развитию способностей. Он считает, что есть способности от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений и навыков. Есть так же музыкальные, художественно-изобразительные, литературные, театральные, математические, организаторские и множество других способностей [13, с.36]. По определению В.Д. Шадрикова способности – это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [20, с.17].
Читать дальше
2.1. Музыкально-дидактические игры – понятие и их виды В современной дошкольной музыкальной педагогике среди игр, которые организуются взрослым и внедряются с образовательными и воспитательными целями, особое место занимают музыкально дидактические и игры, направленные на отражение характера музыки и ее сенсорных особенностей посредством движения. Такие игры относят к типу дидактических, поскольку движение рассматривается в качестве одного из средств музыкального воспитания [8, с. 33]. Музыкально дидактические игры – это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Музыкально дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, игровые действия, правила. Музыкально–дидактическая игра считается одним из эффективных средств музыкально–сенсорного развития детей дошкольного возраста. Особенную ценность игры приобретают тогда, когда они используются в самостоятельной деятельности детей. Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно–эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления и разнообразных знаний. У дошкольников всего этого еще нет. Поэтому необходимо научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства. Именно с этой целью используются музыкально-дидактические средства, которые, оказывая комплексное воздействие на ребенка, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом [7, с. 46].
Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, данная цель предполагала решение следующих задач. Изучена проблема музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической науке. Музыкально-ритмические способности развиваются, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Обоснованы особенности музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Музыкально-эстетические способности как эстетическое качество личности развиваются на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возраста. Именно в этот период формируются основы эмоциональной культуры. Рассмотрены музыкально дидактические игры как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Основными целями применения музыкально–дидактических игр являются формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме; научить разбираться в соотношении звуков по высоте; развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха; побуждение их к самостоятельным действиям. Проанализирован опыт работы музыкального руководителя. Музыкальный руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте, в воспитатель двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку движениям детей, работает над движением, помогает. Задачи теоретического исследования решены в полном объёме, цель достигнута.
Читать дальше
1. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой [Текст] / А.Д.Артоболевская. – М.: Советский композитор, 2019. – 107 с. 2. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Н.А. Ветлугина, А. В. Кенеман – М.: Просвещение, 20143. – 255 с. 3. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр [Текст] / Н.А. Ветлугина М., 2015. – 149 с. 4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. – М.: Академия, 2015. –320 с. 5. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей [Текст] / А.Н. Зимина – М.: Сфера, 2015. – 139 с. 6. Ильина, Г.А. О формировании музыкальных представлений у дошкольников [Текст] / Г.А.Ильина // Вопросы психологии. – 1. – №5. 2019 – С. 15–53. 7. Комисарова, Л.Н., Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов [Текст] / Комисарова Л. Н., Костина Э.П. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с. 8. Кононова, Н.Г. Музыкально–дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя [Текст] / Н.Г.Кононова – М.: Просвещение, 2015. – 96 с. 9. Костина, Э.П. Музыкально–дидактические игры как средство музыкального воспитания детей. [Текст] / Э.П. Костина – М.: Сфера, 2023. – 198 с. 10. Костина, Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] / Э.П. Костина Линка-пресс,2018. – 129 с. 11. Кулешова, С. А. Марш в музыке, движении, сказке. [Текст] / С. А. Кулешова //Музыкальный руководитель. – №4. – 2021. – С.11–32. 12. Новиков, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. [Текст] / Г.П. Новиков – М.: Академия, 2014. – 287 с. 13. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2018. – 390 с. 14. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст] / В.И. Петрушин. М.: Наука, 2018. – 149 с. 15. Радынова, О.П. теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. [Текст] / О.П. Радынова, Л. Н.Комиссарова Дубна: Феникс+, 2015. – 352с. 16. Роот, З.Я. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З.Я. Роот. – СПб.: Детство–пресс, 2014. – 150 с. 17. Тютюнникова, Т.Э. Просто, легко. Весело [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. – №5. – 2019. – С.4–47. 18. Тарасова, К.В. Воспроизведение звукового ритма дошкольного возраста [Текст] К.В. Тарасова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 2019. – 2. – С.11 – 43. 19. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. [Текст] / Б. М. Теплов М., 2013. – 128 с. 20. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2017. – 315 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Невменяемость в отечественном уголовном праве: понятие, критерии и юридические последствия.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
Образ современной молодежи в российских СМИ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Отношение к добровольной бездетности в современном обществе
Количество страниц:
25
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Социология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image