Актуальность обусловлена тем, что чувство музыкально-ритмические способности – это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у него определённых музыкальных способностей, но и для гармоничного существования в социуме. Без развитого чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено. Приоритет формирования культуры личности ребёнка (развитие чувства ритма – это составная часть музыкальной культуры) четко представлен в ФГОС дошкольного образования.
Музыкально-ритмические способности – являются синтетическим видом деятельности – это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В дошкольном возрасте к показателям развитости музыкально-ритмических способностей относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Воспитывая у детей музыкально-ритмические способности, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, как и в настоящее время, проблеме развития музыкальных способностей уделялось много внимания. Но существовали различные точки зрения. Большое внимание природе способностей уделяли такие психологи, педагоги, и музыковеды, как: С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Выготский, И.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и другие. В их исследованиях указывается, что способности, материальной основой которых является особые свойства нервной системы, вырабатывающиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему. Известными педагогами – музыкантами (Н.А. Метлов, О.П. Радынова) доказано, что ритм благотворно влияет на многие области развития ребёнка – физическую, интеллектуально–познавательную, изобразительную, речевую. Кроме того, деятельность по развитию музыкально-ритмических способностей помогает педагогам развивать такие качества ребёнка, как: любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, овладения различными способами общения.
Объект исследования: музыкально-ритмические способности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Цель исследования: изучить особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической науке.
2.Обосновать особенности музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3.Рассмотреть музыкально дидактические игры как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4.Проанализировать опыт работы музыкального руководителя.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Читать дальше
Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из главных задач музыкального развития детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы [14, с.26].
Прежде чем приступить к рассмотрению развития музыкально-ритмических способностей становимся на анализе терминов «способности».
По мнению Р.С. Немова под «способностями» в строгом смысле этого слова понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. По его утверждению, знания, умения и навыки сами по себе не могут рассматриваться как способности человека, точно так же, как то, что дано человеку от природы, не может считаться способностями. Это лишь предпосылки к развитию способностей. Он считает, что есть способности от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений и навыков. Есть так же музыкальные, художественно-изобразительные, литературные, театральные, математические, организаторские и множество других способностей [13, с.36].
По определению В.Д. Шадрикова способности – это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [20, с.17].
Читать дальше
2.1. Музыкально-дидактические игры – понятие и их виды
В современной дошкольной музыкальной педагогике среди игр, которые организуются взрослым и внедряются с образовательными и воспитательными целями, особое место занимают музыкально дидактические и игры, направленные на отражение характера музыки и ее сенсорных особенностей посредством движения. Такие игры относят к типу дидактических, поскольку движение рассматривается в качестве одного из средств музыкального воспитания [8, с. 33].
Музыкально дидактические игры – это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Музыкально дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, игровые действия, правила.
Музыкально–дидактическая игра считается одним из эффективных средств музыкально–сенсорного развития детей дошкольного возраста. Особенную ценность игры приобретают тогда, когда они используются в самостоятельной деятельности детей. Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно–эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления и разнообразных знаний. У дошкольников всего этого еще нет. Поэтому необходимо научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства. Именно с этой целью используются музыкально-дидактические средства, которые, оказывая комплексное воздействие на ребенка, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом [7, с. 46].
Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, данная цель предполагала решение следующих задач.
Изучена проблема музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической науке. Музыкально-ритмические способности развиваются, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
Обоснованы особенности музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Музыкально-эстетические способности как эстетическое качество личности развиваются на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возраста. Именно в этот период формируются основы эмоциональной культуры.
Рассмотрены музыкально дидактические игры как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Основными целями применения музыкально–дидактических игр являются формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме; научить разбираться в соотношении звуков по высоте; развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха; побуждение их к самостоятельным действиям.
Проанализирован опыт работы музыкального руководителя. Музыкальный руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте, в воспитатель двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку движениям детей, работает над движением, помогает.
Задачи теоретического исследования решены в полном объёме, цель достигнута.
Читать дальше
1. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой [Текст] / А.Д.Артоболевская. – М.: Советский композитор, 2019. – 107 с.
2. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Н.А. Ветлугина, А. В. Кенеман – М.: Просвещение, 20143. – 255 с.
3. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр [Текст] / Н.А. Ветлугина М., 2015. – 149 с.
4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. – М.: Академия, 2015. –320 с.
5. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей [Текст] / А.Н. Зимина – М.: Сфера, 2015. – 139 с.
6. Ильина, Г.А. О формировании музыкальных представлений у дошкольников [Текст] / Г.А.Ильина // Вопросы психологии. – 1. – №5. 2019 – С. 15–53.
7. Комисарова, Л.Н., Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов [Текст] / Комисарова Л. Н., Костина Э.П. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.
8. Кононова, Н.Г. Музыкально–дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя [Текст] / Н.Г.Кононова – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
9. Костина, Э.П. Музыкально–дидактические игры как средство музыкального воспитания детей. [Текст] / Э.П. Костина – М.: Сфера, 2023. – 198 с.
10. Костина, Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] / Э.П. Костина Линка-пресс,2018. – 129 с.
11. Кулешова, С. А. Марш в музыке, движении, сказке. [Текст] / С. А. Кулешова //Музыкальный руководитель. – №4. – 2021. – С.11–32.
12. Новиков, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. [Текст] / Г.П. Новиков – М.: Академия, 2014. – 287 с.
13. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2018. – 390 с.
14. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст] / В.И. Петрушин. М.: Наука, 2018. – 149 с.
15. Радынова, О.П. теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. [Текст] / О.П. Радынова, Л. Н.Комиссарова Дубна: Феникс+, 2015. – 352с.
16. Роот, З.Я. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З.Я. Роот. – СПб.: Детство–пресс, 2014. – 150 с.
17. Тютюнникова, Т.Э. Просто, легко. Весело [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. – №5. – 2019. – С.4–47.
18. Тарасова, К.В. Воспроизведение звукового ритма дошкольного возраста [Текст] К.В. Тарасова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 2019. – 2. – С.11 – 43.
19. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. [Текст] / Б. М. Теплов М., 2013. – 128 с.
20. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2017. – 315 с.
Читать дальше