Данная работа раскрывает тему «Художественно-конструктивное решение книги».
Рассматриваемая тема является актуальной в современных условиях, так как перед любым современным издательством встает вопроса художественного оформления книги с целью того, чтобы она была востребована и популярна среди потребителей. Многие пользователи, в первую очередь, оценивают книгу именно по ее оформлению, обложке, используемых графических и других элементах.
Особенно данный аспект касается книг для детей, так как в наибольшей степени привлекают графические и рисованные изображения. Поэтому в данной связи является важным аспектом именно дизайн и используемые графические решения, при оформлении книги для детей.
В тоже время является важным параметром то, чтобы книга не представляла угрозу для жизни и здоровья ребенка, не могула нанести ему вред или причинить ущерб. В настоящее время особым спросом у детей и их родителей пользуются книги, направленные на всестороннее развитие и обучение ребенка. К данным изданиям также предъявляются особые требования, с точки зрения художественно-конструктивного решения.
В качестве объекта исследования в данной работе выступает художественно-конструктивное решение книги, которое может быть использовано в современной практике.
Предметом анализа в данной работе выступают особенности и специфика построения художественно-конструктивного решения для книги «Ежик в тумане».
При написании данной работы ставилась цель – разработать художественно-конструктивное решение для детской книги по мотивам мультфильма «Ежик в тумане».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть историю развития художественно-конструктивного решения книги,
Проанализировать основные требования к художественно-конструктивному решению книги,
Провести сравнительный анализ художественно-конструктивного решения книг для детей,
Провести разработку художественно-конструктивного решения книги «Ежик в тумане».
При написании данной работы использовались различные методы и методики изучения, такие как:
описательный метод;
метод анализа;
аналитический метод;
графический метод;
контент-анализ;
метод наблюдения;
метод синтеза;
метод поиска и обработки информации.
При написании данной работы использованы следующие информационные источники
- материалы учебной и справочной литературы,
- данные периодических печатных изданий,
- собственные конструкторские разработки, полученные в ходе изучения материала,
- материалы мультипликационного фильма «Ежик в тумане», на основании которого выполнена работа,
- информация из интернет-источников,
- материалы наблюдений.
Курсовая работа структурно представлена следующими основными разделами:
- введение, где обозначена актуальность рассматриваемого вопроса, выделены объект и предмет исследования, обозначена цель исследования и необходимые для ее решения задачи,
- теоретическая глава, где рассматриваются особенности и специфика дизайна, которые учитываются, при разработке художественно-конструктивного решения книги в современной действительности,
- практическая глава, где проводится разработка художественно-конструктивного решения книги «Ежик в тумане» на основании сравнения и сопоставления имеющихся вариантов, которые могут быть использованы в детской книге,
- заключение, где представлены основные выводы по теме проведенного исследования,
- список использованных источников, который представлен 15 наименованиями,
- приложения, где содержатся вспомогательные материалы по проведенной разработке.
Читать дальше
1.1 История развития художественно-конструктивного решения книги
В миру не даром говорят, что книгу оценивают по обложке. Именно художественно-конструктивное решение книги во многом определяет ее востребованность среди читателей, вне зависимости от возраста. Графическое оформление книги помогает в восприятии информации произведения, а также облегчает запоминаемость.
Однако, внешнему и внутреннему оформлению книг далеко не всегда уделялось такое значительное внимание. В тоже время, графическая составляющая книжного издательства активно использовала достижения научно-технического прогресса в своей деятельности. В настоящее время книжное издательское дело широко развито и активно применяет те или иные возможности смежных областей [2].
Господствующие общественные силы каждой эпохи стремятся воспитать подрастающее поколение в духе своих идей, своих задач, своего миропонимания. Идеология класса в ее упрощенном, приспособленном к пониманию читателя, виде становится содержанием детской книги. Она пропитывает и литературный текст, и формы современного ему изобразительного искусства, привлеченного в детскую книгу, чтобы путем эмоционального воздействия воспитать не только сознание, но и чувства читателя в определенную сторону [5].
Театрально-пышные медные гравюры с чертами барокко, которыми украшен «Телемак» Фенелона (книга, служившая чтением дворянской молодежи всего XVIII в.) и заглавная гравюра к «Сказке о царевиче Хлоре» Екатерины II, как бы воспроизводящая акт современной ей аристократической трагедии, и нравоучительно-аллегорические тексты этих книг, где герои совершают подвиги, повинуясь богам, царям и мудрым наставникам, ведущим их ко благу — все эти формы выросли на стволе миросозерцания, которое прививал молодежи век расцвета абсолютизма.
Читать дальше
2.1 Сравнительный анализ художественно-конструктивного решения книг для детей
Детской книге в XXI в. постоянно приходится доказывать свою значимость и отстаивать свое место в жизни ребенка наравне с компьютером, планшетом и телевизором. Находясь в непрерывной конкуренции за внимание, детская книга активно развивается, охватывает все больший спектр тем, конструкция книги и иллюстрации становятся все более разнообразными и ориентированными на разные вкусы и потребности.
Детская книга должна предлагать ребенку другой, отличный и от реального, и от виртуального мир, сложный, интересный, живущий по своим правилам. В такой книге, помимо текстового наполнения и иллюстраций, не менее важен дизайн книги: ее конструкция, бумага, красочность, типографика: все эти элементы создают единое композиционное пространство, вовлекающее читателя в мир книги [7].
Детские книги должны быть с яркой притягивающей обложкой. Для их оформления дизайнеры используют сочные, красочные цвета, крупный шрифт и большое количество иллюстраций.
В зависимости от возраста читателя в книге для детей нужно соблюдать определенное соотношение иллюстраций и текста. Так, в книгах для малышей рекомендуют минимальное количество текста — от 3 до 5 строк, вся остальную площадь на страницах нужно отводить изображениям, которые должны точно иллюстрировать текст. Для детей младшего школьного возраста в книге должно выделяться одинаковое пространство для текста и иллюстраций, так как ребенок уже самостоятельно читает и для него представляют интерес иллюстрации, которые не позволяют перегружать ребенка текстовой информацией. В книгах для детей среднего школьного возраста рекомендуют оставлять небольшое количество иллюстраций — по одной странице на каждые десять страниц текста [8].
Читать дальше
В процессе написания данной работы были решены следующие задачи исследования:
Рассмотрена история развития художественно-конструктивного решения книги,
Проанализированы основные требования к художественно-конструктивному решению книги в современном пространстве, особенно детских произведений,
Проведен сравнительный анализ художественно-конструктивного решения книг для детей,
Проведена разработка художественно-конструктивного решения книги «Ежик в тумане».
Художественно-конструктивное решение книги является важным элементом, который, в том числе, влияет на прибыльность и востребованность книжного издания. Данный аспект касается любого современного произведения. Но в особенности книжек для детей, к которым также предъявляются особые требования с точки зрения безопасности.
Яркая и броская книга всегда привлечет внимание ребенка. В особенности, если в книге используются запоминающиеся образы или образы, к которым можно сделать отсылку или вызвать определенную положительную ассоциацию у пользователя.
Книги для детей должны быть хорошо иллюстрированы. В тоже время рекомендуется использовать яркие и запоминающиеся цвета, чтобы вызвать положительные эмоции у ребенка. В книге должно быть как можно больше изображений, именно благодаря данному аспекту текст в книге в наилучшей степени воспринимается ребенком, а также развивает его воображение и пространственное мышление.
Для практической разработки художественно-конструктивного решения книги было выбрано произведение «Ежик в тумане». По мотивам данного произведения в СССР был выпущен мультипликационный фильм, который популярен и востребован и в настоящее время. Данное произведение заключает в себе большое количество смыслов и аллегорий, которые пытаются найти пользователи.
Одноименный мультфильм популярен и в настоящее время. Он выполнен в определенной графической манере, которая узнаваема у потребителей и в настоящее время.
Для художественно-конструктивного решения книги «Ежик в тумане» была выбрана единая стилистика и манера представления. В процессе написания данной работы были разработаны макеты и эскизы основных иллюстративных материалов, которые служат вспомогательными элементами для восприятия книги «Ежик в тумане».
Оформление выполнено в единой стилистике и сопряжено с непосредственным названием произведения. На всех страницах разработанного издания присутствует легкая дымка. Которая изображает туман. Линии и образы не четкие, а расплывчатые, что делает отсылку на туман, в котором происходит основное действие.
В процессе написания работа разработаны основные художественные образы. Они представлены теми героями, с которыми сталкивается ежик в процессе своего путешествия. Образы легко и однозначно идентифицируемы пользователем.
Читать дальше
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии. - Минск: Харвест, 2020. – 192 с.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. Уч. пособ. – М.: Академия, 2020. – 208 с.
3. Вильямс Р. Дизайн для недизайнеров /Пер с англ. В.Овчинников. – М.: Символ-Плюс, 2021. – 192 с.
4. Вильямс Р. Студия дизайна. /Пер с англ. В.Овчинников, В.Тимохин. – М.: Символ-Плюс, 2020. – 280 с.
5. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. – М.: Европа, 2021. – 320с.
6. Графический дизайн. Современные концепции : учеб. пособие для вузов / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 183 с.
7. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способах восприятия, о языке линий и красок, о воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 2020. – 223с.
8. Кузвесова, Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Л. Кузвесова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 202 с.
9. Кузвесова, Н. Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко : учеб. пособие для СПО / Н. Л. Кузвесова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с.
10. Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа : учебник для вузов / Т. В. Литвина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
11. Основы дизайна и композиции: современные концепции : учеб. пособие для СПО / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 183 с.
12. Павловская, Е. Э. Графический дизайн. Выпускная квалификационная работа : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Э. Павловская, П. Г. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 227 с.
13. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 208 с
14. Шокорова, Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация : учеб. пособие для СПО / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 74 с.
15. Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 74 с.
Читать дальше