Тема кризиса образования сегодня, одна из центральных не только в нашем обществе, но и за рубежом. Идея мирового кризиса образовательной системы была сформулирована в 60 годы XX века, после выходы книги Ф.Кумбса «Кризис образования в современном мире», начало которого автор определяет сороковые годы XX века, а главную проблему видит в том, что современная система не успевает адаптироваться к быстрым темпам развития научно-технического прогресса, смена социально-политического строя, ведет к появлению в обществе новых приоритетов. Всё это приводит к понижению значимости ценностей образовательной системы.
О кризисе заговорили лидеры прогрессивных стран. Этой проблеме был посвящен ряд международных конференций. Правительствами государств принимаются документы красной нитью в которых проходит мысль о том, что современное образование должно не только отражать тенденции развития науки, техники, производства, но и соответствовать уровню научно-технического развития начала XXI века.
Актуальность исследования обусловливается тем, что сегодня образование – один из способов становления личности путем получения знаний, умений и навыков, развития творческих способностей через систему таких социальных институтов как: семья, школа, СМИ.
Цель выполнения курсовой работы заключается в анализе кризиса образования в современном обществе и пути его преодоления.
Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить виды и аспекты образования,
- охарактеризовать кризис образования: его историю и определение,
- проанализировать пути преодоления кризиса современного образования,
- выявить плюсы и минусы онлайн-обучения.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело¬века, общества и государства.
Современное цифровое общество характеризуется высокими темпами развития технологий, оказывающих влияние на все сферы деятельности. Система образования наиболее чувствительна к инновациям.
Теоретической основой исследования стали труды таких известных отечественных специалистов, как: Казанская О.В., Леванов В.М., Лепшокова Е.А., Преснякова М., Сандаков Д.Б. и других.
Предмет исследования – образование в современном обществе.
Объект исследования – кризис образования в современном обществе.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: анализ и синтез, дедукции и индукции, системный подход и другие, а также ряд частно-научных методов: методы сравнительного анализа, систематизации и классификации и др.
Теоретическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования ее результатов в процессе обучения. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что на его основе предполагается сделать выводы, предложения, рекомендации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
1.1Виды и аспекты образования
В настоящее время в нашей стране актуальным является осуществление следующего принципа: образование должно быть доступно для всех граждан страны, а его качество должно соответствовать лучшим отечественным и международным образцам. Эта задача в полной мере относится как к общему, так и к профессиональному образованию.
Образование делится на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Общее образование включает в себя [9, С. 15-16]: дошкольное образование, начальное общее образование (с 1 по 4 класс), основное общее образование (с 5 по 9 класс), среднее общее образование (с 10 по 11 класс).
Общее образование ставит акцент на развитие личности, подготовку ребёнка к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук, государственным языком, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Профессиональное образование имеет 2 ступени [10, С. 126]: среднее, высшее, его составляющие: - бакалавриат, - специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации. В исследованиях некоторых ученых образование рассматривается как понятие, включающее следующие аспекты [8]:
1. Образование как ценность выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Читать дальше
Первая проблема, с которой сталкиваются обучающиеся - отсутствие личного общения с преподавателем. Теперь не получится в любое удобное время найти преподавателя, чтобы он объяснил вам непонятную тему, поставил зачет во внеурочное время или проверил домашку. Все общение в строго регламентированное время, и уговорами повлиять на сроки выполнения не получится.
Решение данной проблемы заключается в следующем: придется приучить себя к дисциплине и фиксированию сложных моментов на бумаге. Потом, во время занятия можно задать интересующие вопросы и ничего не упустить.
Следующая проблема - технические проблемы в ходе дистанционного обучения. Система образования не может в один миг решить вопрос связи преподавателя с сотнями студентов по сети для проведения лекции. А что, если один не слышит, а другой не видит? Нужно до автоматизма довести работу технических средств и программ, чего в университетах пока не могут сделать.
Для вуза перевести всех на дистанционное обучение связано с огромными финансовыми затратами. Кроме оснащения всех преподавателей и студентов нужными техническими средствами и ПО нужно найти и подготовить специальные кадры, которые будут помогать решать проблемы технического характера в процессе обучения.
Решение проблемы заключаются в следующем: использовать уже готовые решения, популярные во всем мире. Можно взять успешный опыт онлайн-школ и курсов. Использовать опробованные средства [5, С. 110-111]:
• для проведения видео-конференций Skype, Zoom – здесь каждый участник может задавать свои вопросы и видеть собеседника;
• инструменты совместной работы над документами Google Classroom и Google Docs;
Читать дальше
Заключение
Кризис будет глубже, если система образования не учитывает изменения, происходящие в экономике. Если систему образования в России сохранить в существующем виде, то кризисы будут снова и снова возникать, а для преодоления их будет требоваться все больше и больше усилий.
В современных условиях в обществе утверждаются два, резко отличающиеся по качеству, типа образования: очень дорогостоящее, доступное только для богатых, массовая школа, дающая утилитарно необходимые знания для квалифицированной рабочей силы.
Кроме того, в период пандемии появилось онлайн–обучение, новая ветка в образовании, которая по–разному может сказаться на обществе. Существует два мнения, либо это тотальный переход к современному обществу, либо это ложный путь, который усугубит мировую ситуацию и приведет к полной деградации.
Очевидно, что отечественное и зарубежное образование находятся в состоянии кризиса, связанного не только с многочисленными глобальными проблемами, но и с проблемами передачи культурного, духовного, нравственного опыта и веры. Для России эта ситуация усугубляется тем, что дважды за прошедшее столетие в нашей стране, рушилась сложившаяся система образования, и мы вновь переоцениваем свои исторические пути, в поисках новых целей, новых образовательных идеалов. Для решения возникающих при этом проблем неизбежно приходится обращаться к базовым философским вопросам.
Таким образом, можно утверждать, что есть множество проблем педагогической теории и практики, а также системы образования, которые невозможно решить без философского осмысления, философской рефлексии, без серьезного теоретического обоснования в общем контексте развития мировой цивилизации в целом и нашей страны в частности.
Читать дальше
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»//СПС консультант Плюс
2 Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному/ О.В. Казанская. – Новосибирск : Изд–во НГТУ, 2019. – № 1 (17). – С. 4–5.
3 Леванов В.М. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID–19: первый опыт глазами студентов/ В.М. Леванов// Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. – 2020. -№ 2. –С.3–9.
4 Лепшокова Е.А. Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А Лепшокова.// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 4 (182). - С. 272-275.
5 Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования : сборник научных статей. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, 2020. - Вып. 19. - С. 109-114.
6 Лепшокова С.М. Роль языка в поликультурном пространстве и его функции / С.М. Лепшокова // Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения) : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2020. - С. 67-71.
7 Перспективы использования дистанционной системы обучения при реализации образовательного процесса дисциплин по физической культуре и спорту / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 4 (182). - С. 3-10.
8 Преснякова М. Учеба в условиях COVID–19: плюсы дистанционного обучения/ М. Преснякова. - [Электронный ресурс]. – URL : https://xn––h1alcbjgh.x––90ais/news/fakty–i–sobytiya/ucheba–v–usloviyah–pandemii–COVID–19–plyusy–distancionnogo–obucheniya (дата обращения 27.02.2024)
9 Сандаков Д.Б. Разрушение образования: кризис или антикризисная программа?/ Д.Б. Сандаков// Научный журнал «Студенческий». -2020. -№ 40(126). –С. 15-29.
10 Смолин О. И. Долгосрочные ориентиры российского образования / О.И. Смолин// Высшее образование для XXI века. Научная конференция 22 — 24 апреля 2004 г. Пленарные заседания. -М.: Изд-во МосГУ, 2004. – 368 с.
11 Стриж Е. Причины, почему онлайн–обучение — это будущее образования. - [Электронный ресурс]. – URL : https://www.pravda.ru/society/1517755–Online_Learning/ (дата обращения 27.02.2024)
Читать дальше