Актуальность темы исследования. Наказание в виде лишения свободы является универсальным и наиболее эффективным средством предупреждения преступлений по сравнению с другими видами уголовных наказаний. Социальная направленность лишения свободы отражает те цели, которые ставит перед ним общество и закрепляет закон. Лишение свободы выступает одним из центральных элементов пенитенциарной системы, выполняющей профилактические и социализаторские функции. Оно как наиболее суровое наказание влечет за собой ограничение и временное приостановление ряда основных прав личности, что вытекает из целей наказания. Ограничение прав и свобод в связи с лишением свободы носит вынужденный характер, так как без этого невозможно применение средств исправительного воздействия, да и самого наказания.
Исполнение лишения свободы представляет собой сложный уголовно- исполнительный (карательно-исполнительный) процесс, включающий в себя комплекс правовых и организационных институтов, форм, средств, способов, обеспечивающих изоляцию осужденных от внешнего мира, сопутствующих этому правоогранчений, мер принуждения, безопасности и мер исправительного воздействия. Законодатель не дает четкого определения степени исправления осужденных, не проводит их градации и не говорит о порядке их применения при определении исправимости осужденных. Сложившееся положение является серьезным пробелом в законодательстве. Следует законодательно закрепить степени исправления осужденных в порядке их возрастания и сформулировать требования, предъявляемые к каждой из них, и закрепить порядок их определения.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации содержит систему прогрессивных элементов отбывания наказания, которая включает в себя изменение условий отбывания наказания, замену наказания более мягким наказанием, условно-досрочное освобождение. Продвижению по лестнице прогрессивной системы отбывания наказания должны соответствовать определенные степени исправления. В соответствии со степенью исправления следует определять основания изменения условий отбывания наказания и досрочного освобождения от него. Современное уголовно-исполнительное законодательство отказалось от этой идеи, хотя зафиксировало некоторые требования в отдельных нормах.
Актуальность исследования обусловлена тем, что наказание в виде лишения свободы как специфический элемент карательной системы, выполняющий свойственные ему функции, представляет собой радикальное уголовно-правовое средство борьбы с преступностью. Лишение свободы, являясь одним из элементов пенитенциарной системы государства, закрепляется правовыми нормами и функционирует на основе права.
Степень изученности темы в трудах исследователей. Вопросы применения наказаний всегда привлекали внимание учёных. В отечественной литературе начинают встречаться все более значимые и комплексные работы, в частности, А.В. Бабушкина, М.А. Галагузовой, Н.Н. Мельниковой, О.Г. Перминова, Н.М. Платоновой, В.И. Селиверстова, В.М. Трубникова, М.В. Фирсова. Особенно значимыми считаю труды В.К. Дуюнова.
Объектом исследования являются общественные отношения в области применения лишения свободы как вида уголовного наказания.
Предмет исследования – совокупность правовых норм, регулирующих порядок назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы.
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебной практики проанализировать и определить сущность и особенности назначения наказания в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть понятие и виды лишения свободы;
- рассмотреть общие правила назначения наказания в виде лишения свободы;
- исследовать порядок назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок;
- охарактеризовать пожизненное лишение свободы и особенности исполнения наказаний в виде лишения свободы;
- проанализировать проблемы назначения наказаний, связанных с лишением свободы.
Методологической основой исследования является диалектический метод, системный подход к познанию общественных явлений. Среди общенаучных методов, используемых при написании работы, следует также отметить анализ, синтез, сравнение и др.
Теоретической основой стали труды Ременсона А.Л., Уткина В.А. Ольховика Н.В. Антонян Е.А. Непонящей Т.В., Кима В.В., Макаренко А.С., Карповой Н.С., Смирнова Л.Б., Савина С.В. Южанина В.Е. Зубовой А.О. и др.
Правовую основу исследования составили действующие положения Конституции Российской Федерации. Уголовного кодекса РФ, Уголовного процессуального кодекса РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Структура курсовой работы предопределена целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, пять параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.