Актуальность темы работы обусловлено тем, что решение острых вопросов социально-экономического развития охватывает прогресс общества как в социальном, так и в экономическом аспектах и представляет собой стремление к повышению качества жизни, благосостояния и возможностей всех членов общества.
Решая экономические, социальные и экологические проблемы комплексно, общество может достичь результатов устойчивого развития, способствующих процветанию, справедливости и устойчивости . Благодаря эффективной политике, инвестициям и партнерствам мы можем работать над созданием более инклюзивного и устойчивого мира для всех.
Целью работы является разработка проекта по решению острых вопросов социально-экономического развития (на примере Республики Карелия).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность социально-экономического развития;
рассмотреть нормативно-правовую основу социально-экономического развития регионов в РФ;
рассмотреть программно-целевой метод как основной механизм решения вопросов социально-экономического развития;
дать краткую социально-экономическую характеристику Республики Карелия;
выполнить разработку паспорта проекта и характеристика его особенностей;
провести оценку социально-экономической эффективности проекта и рисков, связанных с его реализацией.
Объектом работы является Республика Карелия.
Предметом работы является разработка проекта социально-экономического развития.
Теоретическая основа разработки темы курсовой работы – это работы по проблеме антикризисного управления следующих авторов: Абдуллиной А. Р., Алиевой С. Э., Ларионова Н. И., Брагина А. Н. и др., а также труды в сфере управления проектами Ильиной О. Н., Тихомировой О. Г. и др., в сфере развития деятельности местной администрации Карачурина Р.Р., Сауренко Ю.А. и др.
Методы исследований, которые применялись обработке материала курсовой работы: анализа, синтеза, сравнения, индукции и дедукции.
Читать дальше
Социально-экономическое развитие – это многогранная концепция, которая охватывает прогресс общества как в социальном, так и в экономическом аспектах. Это стремление к повышению качества жизни, благосостояния и возможностей всех членов общества .
Проанализируем основные компоненты социально-экономического развития.
Экономический рост является основополагающим компонентом социально-экономического развития, поскольку он обеспечивает необходимые ресурсы для повышения уровня жизни . Он включает в себя повышение производительности труда, развитие предпринимательства и инноваций для создания рабочих мест и возможностей получения дохода .
Социальное равенство – это обеспечение честности и справедливости в распределении ресурсов и возможностей в обществе . Оно предполагает устранение неравенства, основанного на таких факторах, как доход, пол, этническая принадлежность и географическое положение. Политика, способствующая социальному равенству, включает прогрессивное налогообложение, доступ к образованию и здравоохранению, а также программы позитивных действий.
Человеческое развитие направлено на расширение возможностей и повышение благосостояния людей, что включает в себя доступ к качественному образованию, здравоохранению, жилью и питанию, а также защиту прав и свобод человека. Инвестиции в человеческий капитал необходимы для обеспечения долгосрочного социально-экономического развития.
Читать дальше
Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. 8 июня 1920 года Советское Правительство приняло декрет об образовании Карельской автономной области, которую назвали Карельской Трудовой Коммуной. В 1923 году она была преобразована в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, а в 1940 г. – в Карело-Финскую ССР. В течение 1956-1991 гг. – Карельская АССР, с 13 ноября 1991 г. – Республика Карелия. Площадь Карелии – 180,5 тыс. кв. км (1,0% территории Российской Федерации). Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км .
С запада на восток по широте г. Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге – с Ленинградской и Вологодской областями, на севере – с Мурманской, на востоке – с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии и имеет протяженность в 798 км. Расстояние от административного центра республики – г. Петрозаводска до Москвы составляет 925 км., до Санкт-Петербурга – 401 км., до Мурманска – 1050 км., до Хельсинки – 703 км.
Административно-территориальное деление Республики Карелия представлено в приложении.
Экономика Республики Карелия основывается на переработке местных видов природных ресурсов (лес и недра), использовании туристско-рекреационного потенциала и выгодного экономико-географического приграничного положения.
Читать дальше
В работе на основании проведенного исследования сделан ряд выводов и обобщений.
Социально-экономическое развитие – это устойчивое повышение благосостояния отдельных людей, сообществ и государств. Оно включает в себя повышение экономического процветания, социального равенства и экологической устойчивости. В отличие от экономического развития, которое в первую очередь сосредоточено на росте ВВП и уровня доходов, социально-экономическое развитие использует более широкий подход, учитывая различные социальные показатели, такие как образование, здравоохранение, инфраструктура и сохранение окружающей среды.
Важнейшей особенностью программно-целевого подхода является упор на общественную подотчетность и прозрачность. Чтобы завоевать общественное доверие и поддержку, правительства должны четко и открыто сообщать о своих экономических целях и прогрессе. Это включает в себя предоставление регулярных отчетов о состоянии программ. Поддерживая прозрачность, правительства могут способствовать более широкому участию граждан и снизить риск коррупции или неэффективного управления экономическим регулированием.
Рассмотрен программно-целевой подход в МУ «ЦЕНТР СПОРТА» на примере «Программы совершенствования развития управлением физической культуры и спорта МУ «ЦЕНТР СПОРТА» на 2024-2024 гг.», а также выполнена оценка эффективности применения программно-целевого подхода.
Планируемый размер расходования средств «Программы совершенствования развития управлением физической культуры и спорта МУ «ЦЕНТР СПОРТА» на 2024-2025 гг.» составляет 1300 тыс. руб.
По результатам реализации рассмотренной программы будут достигнуты следующие результаты:
проведено исследование маркетинговой среды;
повышен уровень доходов от платных услуг;
улучшена материально-техническая база.
Каждый вложенный в «Программу совершенствования развития управлением физической культуры и спорта в МУ «ЦЕНТР СПОРТА» на 2024-2024 гг.» принесет 106,49% совокупного дохода, а срок окупаемости составит 342,75 дней.
Читать дальше
1. Конституция РФ [Электронный ресурс] / Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» / Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» / Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
4. Указ Президента РФ от 16 января 2017 года № 13 / Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
5. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 года № 633 / Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
6. Стратегия национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400) / Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
7. Абдуллина, А. Р. Методы в области антикризисного управления / А. Р. Абдуллина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 27. – С. 625-629.
8. Алиева, С. Э. Антикризисное управление рисками в организации / С. Э. Алиева // Вестник научных конференций. – 2020. – № 3-2(55). – С. 23-25.
9. Антикризисное управление : Учебник / И. К. Ларионов, Н. И. Брагин, А. Н. Герасин [и др.]. – 2-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 380 с.
10. Антикризисное управление : Учебник / Н. И. Брагин, А. Н. Герасин, О. Н. Герасина [и др.]. – 3-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 380 с.
11. Антикризисное управление как основа формирования механизма устойчивого развития бизнеса : монография / под ред. А.Н. Ряховской, С.Е. Кована. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 169 с.
12. Антикризисное управление организацией : учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин, В.А. Трифонов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 143 с.
13. Антикризисное управление социально-экономическими системами : монография / А. В. Борщева, Д. А. Ермилина, М. С. Санталова, И. В. Соклакова ; под. ред. М. С. Санталовой. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2021. — 236 с.
14. Антикризисное управление : учебник и практикум для вузов / Н. Д. Корягин [и др.] ; под редакцией Н. Д. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 367 с.
15. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / А. З. Бобылева [и др.] ; под общей редакцией А. З. Бобылевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 279 с.
16. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. З. Бобылева [и др.] ; под общей редакцией А. З. Бобылевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 284 с.
17. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, 2020. – 112 c.
18. Бережная, Е.В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. – М.: Инфра-М, 2021. – 384 c.
19. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра, 2020. – 576 с.
20. Карачурин, Р.Р. Современные проблемы развития деятельности местной администрации и пути их решения / Р.Р. Карачурин // NovaInfo.Ru. - 2024. - № 41. - С. 228-232.
21. Официальный сайт МУ «Центр Спорта». https://www.rusprofile.ru/id/2957350 (дата обращения 7.03.2024)
22. Официальный сайт Республики Карелии. https://gov.karelia.ru/ (дата обращения 7.03.2024)
23. Сауренко, Ю.А. Совершенствование системы муниципального управления как важнейший фактор успешного социально-экономического развития / Ю.А. Сауренко // Kant: Экономика и управление. - 2017. - № 1. - С. 54-56.
24. Тихомирова, О. Г. Управление проектами. Практикум. Учебное пособие / О.Г. Тихомирова. - М.: ИНФРА-М, 2024. - 276 c.
25. Шевчук С.С., Трофимов М.С. Место и роль местной администрации в структуре органов местного самоуправления по законодательству Российской Федерации / С.С. Шевчук, М.С. Трофимов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 2. - С. 95-101.
Читать дальше