ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1 Понятие и сущность инициативного бюджетирования в муниципальном образовании России 5
1.2 Причины развития инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях России 11
1.3 Примеры практик гражданских инициатив в России 15
Глава 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРАКТИКИ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ 19
2.1 Реализация проектов с помощью проекта «Твой Бюджет» 19
2.2 Не институциональные практики благоустройства 23
2.3 Перспективы, вызовы и реакция общественности 24
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА БЛАГОУСТРОЙСТВА 27
3.1 Развитие культуры соучастия при реализации институциональных и не институциональных проектов 27
3.2 Перспективы развития инициативного бюджетирования в г. Санкт – Петербург 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
АННОТАЦИЯ
Читать дальше
Инициативное бюджетирование – это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части бюджетных средств.
Инициативное бюджетирование реализуется через комплекс различных мер, которые формируются на основанных инициативе граждан практик, нацеленных для разрешения проблем на местном уровне, которые проходят при непосредственном участии граждан.
Такая практика в Российской Федерации обычно связана с решением вопросов и реализацией проектов на местном уровне.
Реализация инициативного бюджетирования на территории субъектов России позволяет добиться положительных системных экономических, социальных эффектов.
В конце 2022 года согласно имеющимся данным 43 субъекта принимали участие в развитии инициативного бюджетирования. В каждом регионе развитие инициативного бюджетирования имеет свои особенности и различия, однако на всей территории Российской Федерации имеется ключевые сходства, так повсеместно имеет место обсуждение вопросов по бюджетированию, в которых принимают участие как представители местного самоуправления, так и граждане, публичная отчетность по реализуемым проектам, серийный процесс реализации.
Актуальность темы работы обусловлена большим коэффициентом повышения эффективности бюджетных средств при осуществлении инициативного бюджетирования, также большим количеством эффектов в социальной сфере, идущих с инициативным бюджетированием, таких как взаимодействие и сотрудничество между гражданами и представителями власти. Все эти причины дают основание предполагать необходимость развития имеющихся практик инициативного бюджетирования и появление следующих, которые будут также базироваться на участии граждан в инициативах, связанных с формированием бюджета.
Гипотеза исследования состоит в том, что инновационная форма общественного обсуждения через участие граждан в работе бюджетной комиссии позволит не только привлечь значительное число граждан к решению проблем мегаполиса, но и повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Цель работы – изучение инициативного бюджетирования в муниципальном образовании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить в Российской Федерации понятие и сущность инициативного бюджетирования;
- изучить в Российской Федерации причины развития инициативного бюджетирования;
- проанализировать в г. Санкт - Петербург состояние инициативного бюджетирования;
- выявить в г. Санкт - Петербург перспективы развития инициативного бюджетирования;
- сравнить инициативное бюджетирование с зарубежным опытом в данной области.
Объектом исследования выступает муниципальное образование г. Санкт - Петербург.
Предметом исследования является инициативное бюджетирование.
Теоретической базой при написании курсовой работы явились материалы учебной и учебно-методической литературы, статьи отечественных экономистов и финансистов по вопросам государственных финансов и бюджетирования.
В работе использовались нормативно-законодательные акты, информационно-справочные системы Интернет.
Информационной основой исследования явились планы бюджетов и отчеты о исполнении бюджетов муниципального образования г. Санкт - Петербург.
Новизна работы состоит в том, что проведено комплексное научное исследование теоретических и практических аспектов инициативного бюджетирования в Российской Федерации, по результатам которого дополнено определение инициативного бюджетирования.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные рекомендации по развитию инициативного бюджетирования в г. Санкт - Петербург могут быть применены властями муниципального образования.
Методологической основой для написания работы послужили методы: логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Читать дальше
Инициативное бюджетирование (ИБ) представляет собой первый этап партисипаторного бюджетирования, запущенный в Российской Федерации, в силу некоторых его особенностей. Среди них можно обозначить следующие: разнообразие практик проекта, распределение бюджетных средств согласно инициативам граждан, проникновение на местном уровне и уровне субъектов в процесс бюджетирования, софинансирвоание со стороны бизнеса и граждан, непосредственное участие в реализации проектов самих граждан.
Таким образом можно сделать вывод, что инициативное бюджетирование - это комплекс практик, основанных исключительно на инициативе со стороны граждан, принимающих участие в решении проблем и вопросов на уровне муниципалитета, в выборе и определении объектов при расходовании бюджетных средств с участием самих граждан, а также дальнейший контроль по реализации проекта.
В субъектах Российской Федерации существует три различных типа практик инициативного бюджетирования:
1. Партиципаторное бюджетирование (ПБ) – практика реализуется в Российской Федерации с 2013 г. проектной группой Европейского университета в Санкт-Петербурге при поддержке КГИ (Фонд Кудрина). В настоящий момент практика внедряется в городских поселениях и 13 городах Кировской, Вологодской и Ленинградской областей, данный проект ПБ с 2016 г. запущен также в г. Санкт-Петербурге на территории двух центральных муниципалитетов. ПБ предполагает распределение по определенной процедуре выделенной части городского бюджета при участии специальной комиссии, которая состоит из представителей муниципального образования и самих граждан. Участниками работы комиссий становятся граждане, отобранные в результате жеребьёвке при их непосредственном участии. Каждый участник может выдвинуть на обсуждение проекты в разных сферах жизни города. Обязательным является: вовлечение граждан в общественное обсуждение через встречи с экспертами, обучение основам бюджетного процесса; заинтересованное участие представителей администрации в заседаниях комиссий; подведение итогов и отчет о расходовании бюджета доступные любому жителю.
2. Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка и практики, появившиеся на ее основе. Запущена в 2007 г. и реализуется в субъектах Российской Федерации: Республиках Северная Осетия-Алания (реализация приостановлена) и Башкортостан, Хабаровском и Ставропольском краях, Еврейском АО, Нижегородской, Тверской и Кировской областях. Самостоятельно подобные ППМИ практики реализует значительное число субъектов РФ: Республика Карелия, Республика Коми, Ульяновская, Вологодская области и другие. К важнейшим особенностям практики относятся заинтересовывание и тем приобщение граждан, интеграция в правовую, бюджетную и национальную административную системы, техническое сопровождение и консультирование представителей российских региональных и местных властей. Практика изначально была ориентирована на сельские поселения, но в последние годы в Тверской области, Республике Башкортостан внедряется «городской компонент». Данные проекты реализуются на средства бюджетов из регионов, обязательным условием является софинансировании местного бизнеса, населения, и муниципалитетов.
3. «Народный бюджет» («Народная инициатива», «Народные инициативы») – практики, предполагающие участие граждан в решении бюджетных вопросов, запущенные партией «Единая Россия» и Общероссийским народным фронтом в 2010-2011 г. и самостоятельно развиваемые в ряде российских регионов. Первоначально ориентированные на формирование бюджетной повестки с участием населения, в настоящий момент представляют синтез различных подходов инициативного бюджетирования и содержат произвольный набор действий по учету мнению граждан. Наиболее успешной можно считать программу из Тульской области «Народный бюджет».
Читать дальше
Планомерная работа правительства, Минфина России, финансовых органов на местах с целью повышения уровня открытости имеющейся информации о формировании и последующем исполнении бюджета привела к созданию наиболее устойчивых целевых аудиторий, которые в свою очередь заинтересованы в получении необходимой информации: депутаты различных уровней, чиновники, студенты профильных специальностей.
Однако подавляющее большинство российских граждан по-прежнему не проявляют большого интереса к популяризации главного финансового документа.
Это говорит о том, что система открытости бюджетной информации является необходимым, однако, но недостаточным условием для ее восприятия населением. Публикуемые цифры не дают возможности в полной мере оценить, каких именно результатов могут достичь органы власти при расходовании средств из бюджета, как могут меняться параметры бюджета и в какой степени эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Сложившуюся ситуацию можно изменить путем вовлечения населения в бюджетный процесс.
Обустройство общественного пространства, в котором сегодня российские граждане принимают мало участия, требует внимания с их стороны. Ни у кого не вызывает споров тезис и о том, что в случае активной позиции территориального общественного самоуправления увеличивается сопричастность людей к делам по обустройству среды своего обитания.
Вовлеченность граждан в бюджетные инициативы автоматически приводит к росту заинтересованности в бюджетной информации, повышает эффективность формы предоставления информации, но самое главное — порождает сопричастность граждан к решению злободневных задач.
В 2016 году Ленинградская область включилась в число регионов, развивающих инициативное бюджетирование.
Читать дальше
В России существуют различные формы взаимодействия государства и бизнеса, но часто они носят нецивилизованный характер, и в том числе криминальный, и являются неэффективными. Поэтому необходимо развивать цивилизованные формы взаимодействия государства и бизнеса, которые были бы эффективны и взаимовыгодны.
Политический институт — достаточно сложный феномен, который является незаменимой структурной единицей важнейших общественных сфер. Это обусловливает необходимость всестороннего междисциплинарного подхода к его исследованию.
В таких странах, как Россия, культуры соучастия не признаются в качестве культурных агентов; они имеют самый низкий культурный капитал в глазах широкой общественности, и многие их действия незаконны с точки зрения законодательства об охране авторских прав. Но они стали мощными культурными агентами для общества как средства коммуникации и оказывают существенную поддержку тем, кто ею интересуется.
Термин «обратная связь» в социально-гуманитарное знание он пришел из точных наук. Однако к настоящему моменту в научной среде сформировался ряд подходов, характеризующих обратную связь в социально-гуманитарном знании. Общим для них является то, что обратная связь наличествует во всех типах систем, в том числе социальных. При этом обратная связь понимается как воздействие управляемой подсистемы на управляющую.
В демократическом обществе одним из основных каналов обратной связи являются выборы. Они имеют ряд особенностей в этом качестве: во-первых, они являются каналом, инсинуированным управляющей подсистемой, во-вторых, они являются каналом обратной связи, который предусматривает периодичность и обязательность для системы управления и вовлечения в культуру соучастия.
Вопрос о способах и методах взаимодействия управляющих и управляемых в политической системе также разрабатывается в рамках огромного числа подходов. С одной стороны, эти группы противопоставлены, с другой — ни одна из них не может существовать без наличия другой. Управляющие вносят организованность в сложную политическую систему, задают ориентиры для ее развития, создают баланс между группами внутри управляемых, имеющих разные интересы. Строго говоря, они несут в себе функционал политической элиты
Читать дальше
По результатам выполнения данной работы были достигнуты поставленные цели и выполнены поставленные задачи.
В ходе выполнения работы были изучены понятие и сущность инициативного бюджетирования в РФ, рассмотрены причины развития инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях РФ, изучены лучшие практики инициативного бюджетирования в субъектах России за 2017 год, также была дана характеристика текущего состояния инициативного бюджетирования в г. Санкт - Петербург и рассмотрены основные перспективы развития инициативного бюджетирования в г. Санкт - Петербург.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Наблюдавшаяся в 2022-2023 г. динамика роста большинства показателей региональных и местных программ позволяет говорить о необходимости не только управленческого, но и консультационного сопровождения на региональном уровне в форме специально организованного проектного центра.
2. В г. Санкт – Петербург в рамках инициативного бюджетирования реализуется проект «Твой бюджет», направленный на определение и решение органами местного самоуправления социально значимых проблем местного значения с привлечением к этой работе граждан.
Цели данного проекта - развитие эффективности системы взаимодействия органов местного самоуправления и общества в сфере благоустройства.
Среди причин возникновения инициативного бюджетирования в муниципальном образовании г. Санкт – Петербург можно выделить основные причины:
Большие возможности инициативного бюджетирования для развития инфраструктуры муниципального образования.
Вовлечение граждан в решение муниципальных вопросов, связанных с развитием территорий муниципального образования.
Актуальное состояние законодательства в рамках правового регулирования инициативного бюджетирования в РФ.
Эффекты инициативного бюджетирования
Разработанная и действенная система мер, направленных на формирование и развитие институциональной инфраструктуры инициативного бюджетирования.
Благополучный опыт реализации программ инициативного бюджетирования в других регионах РФ, повлекшие за собой повышения уровня социально-экономического развития муниципального образования.
3. Для целей дальнейшего развития инициативного бюджетирования в регионе можно Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации:
1) Продолжить мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации проектов в рамках программы инициативного бюджетирования, направленных на развитие инфраструктуры муниципальных образований и благоустройство их территорий;
2) Разработать по результатам анализа данных указанного мониторинга методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан по подготовке и реализации проектов инициативного бюджетирования;
3) Организовать распространение лучших региональных (муниципальных) практик реализации указанных проектов.
Таким образом подтвердилась гипотеза данной работы, о том, что внедрение граждан в принятие бюджетных решений, позволит увеличить сознательный выбор и повысить эффективность расходования средств из бюджета.
На основании вышеизложенного можно рекомендовать субъектам Российской Федерации:
1) продолжить внедрение и развитие практики и методологии инициативного бюджетирования на своих территориях;
2) в качестве показателя, характеризующего результативность и эффективность инициативного бюджетирования и стратегий развития регионов использовать показатель «Включенность граждан в реализацию общественно-полезных проектов».
Читать дальше
1. Абашева М.П. Урбанизм и урбанисты в российских сетевых изданиях 2020-х годов: монография / М.П. Абашева. - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2020. 145 с.
2. Арнштейн Ш. Лестница гражданского участия // Американская ассоциация планирования / Пер. с англ. Д. Киселев. 2019. T. 35. № 4. P. 216–224 с.
3. Вагин О.В., Гаврилюк Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование в Российской Федерации: лучшие практики и направления развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансы. 2017. № 4. 155 с.
4. Вагин В.В. Инициативное бюджетирование в Российской Федерации: основные особенности и результаты // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. №5.120-122 с.
5. Вагин О. В. Факторы и возможности развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансы 2017. № 1. 103–113 с.
6. Василенко, С.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник / С.А. Василенко. - М.:Просвет, 2017. - 497 c.
7. Васильев, А.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для студентов/ А.П. Васильев. - М.: ДАС, 2016. - 359 c.
8. Врублевской Л.В., и Романовского М.В. «Бюджетная система Российской Федерации»: Учебник для Вузов / под ред. - М.: Просвет, 2018. – 840 с.
9. Выдрин И.Д. Муниципальное право России. - М.: Юрайт, 2016. 155 с.
10. Гаврилюк О.О. Зарубежные тренды в сфере инициативного бюджетирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 118-125.
11. Грэхэм С., Трифт Н. Неисправность: ремонтировать, поддерживать работу и понимать // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2014. № 2. С. 147–174.
12. Киракосян С.А., Одначев П.С. О формировании концепции добрососедства в российском жилищном праве // Право и политика. 2021. № 6. С. 45–57.
13. Лисина М., Семененко М., Федотова Д. Делай сам/а: практики низовых гражданских инициатив. М.: Перо, 2017. 155 с.
14. Лайдон М. Гарсия Э. Тактический урбанизм. Краткосрочные действия — долгосрочные перемены / Пер. с англ. Л. Сумм, А. Огнева. М.: Strelka Press, 2019. 155 с.
15. Паченков О., Воронкова Л. «Новый городской активизм» и «публичная политика» в России (на примере Санкт-Петербурга) // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 2. С. 253–268.
16. Пискунов М.О., Раков Т.Н. Коммунистический труд? Субботник между позднесоветским ритуалом и экологической практикой // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (69). С. 113–120.
17. Полищук Л. Ждать начальства или скинуться самим: социальный капитал в жизни города // Стимулы. Парадоксы. Провалы. Город глазами экономистов / Под ред. В. Аузана. М.: Stelka Press. 2015. С. 112–135.
18. Schaffer B. Access: a theory of corruption and bureaucracy // Public administration and development. Chichester etc. 2021. Vol. 6. N 4. 155 S.
19. Schneider E. Die nationalistische und die kommunistischen Frakzionen der russlandischen Staatsdume. – Koln: Bundesinst fur ostwiss. u. intern. Studien, 2022. – 34 S.
20.Schneider E. Die russiche Staatsdumawahl 2018. – Koln: BIOst, 2022. –40 S.
21. Schrameck O. Fonction publique de l'Etat: Influences politiques et garanties juridiques // Actualite jur. Droit administratif. P. 2020. A. 50. N 6. 155 S.
22. Sedgwick J.L. Of centennials and bicentennials: Reflections on the foundations of American public administration // Administration and soc. Beverly Hills; L. 2021. Vol. 19. N 3. 155 S.
23. Положение Санкт–Петербурга о проекте «Твой бюджет–2016». Режим доступа: https://gu.spb.ru/news/ob–oprose–komiteta–finansov (дата обращения: 06.03.2024).
24. Твой бюджет: Результаты анализа бюджетных инициатив жителей Санкт-Петербурга // Официальный сайт государственных услуг Санкт-Петербурга. Режим доступа: https://gu.spb.ru/news/rezultaty-analiza-byudzhetnykh-initsiativ-zhiteley (дата обращения 06.03.2024).
25. Твой бюджет. Центральный район. Режим доступа: https://vk.com/tb_centr (дата обращения 06.03.2024).
26. Твой бюджет. Василеостровский район. Режим доступа: https://vk.com/tb_vo (дата обращения 06.03.2024).
27. Старт проекта «Твой бюджет — 2017» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. Режим доступа: https://gov.spb.ru/gov/otrasl/finance/news/113034/ (дата обращения 06.03.2024).
28. Царенко, А. С. Управление проектами / А. С. Царенко. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2023. — 236 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/310193 (дата обращения: 06.03.2024).
Читать дальше