В настоящее время формирование регулятивных умений у младших школьников является одной из основных задач образовательного процесса. Использование проблемно-поискового метода предоставляет уникальную возможность создать ситуации, которые требуют от детей принятия решений, планирования, контроля и самоконтроля. Открытость задач, активная самостоятельная работа учеников и их вовлеченность в процесс решения задач позволяют им развивать важные умения, такие как анализ, синтез, классификация, поиск и выбор информации.
Исследования показывают, что младшие школьники особенно восприимчивы к проблемно-поисковому методу обучения. Они активно включаются в решение различных познавательных задач, развивая свои познавательные, коммуникативные и творческие способности. При этом эти умения и навыки становятся для них регулятивными, то есть способствуют саморегуляции и контролю над собственной деятельностью. Использование проблемно-поискового метода требует особых компетенций у учителя. Он должен организовать ученикам благоприятную образовательную среду, в которой они могут свободно высказывать свои идеи, анализировать их, строить аргументацию и приходить к собственным выводам.
Актуальность исследования использования проблемно-поискового метода в формировании регулятивных умений у младших школьников заключается в его значимости для эффективного развития ключевых навыков и умений у учащихся на ранних ступенях образования. Проблемно-поисковый метод представляет собой систему педагогических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности школьника, развитие его самостоятельности и творческого мышления.
Использование проблемно-поискового метода в образовательном процессе значительно повышает активность учащихся, способствует развитию их познавательных способностей и формированию ключевых регулятивных умений. Внедрение данного метода позволяет детям осваивать не только новые знания, но и научиться их применять на практике, самостоятельно анализировать их и использовать в решении различных проблемных ситуаций.
Объектом исследования является организация образовательного процесса в начальной школе.
Предмет исследования - изучение педагогического опыта работы учителя в начальной школе Гончаровой Антонины Фёдоровны по использованию проблемно-поискового метода как средства формирования регулятивных УУД младших школьников.
Цель исследования - проанализировать опыт работы учителя в начальной школе Гончаровой Антонины Фёдоровны по использованию проблемно-поискового метода как средства формирования регулятивных УУД младших школьников.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности формирования регулятивных УУД младших школьников в педагогической литературе.
2) Изучить методические рекомендации по использованию проблемно-поискового метода как средства формирования регулятивных УУД младших школьников.
3) Охарактеризовать базу исследования.
4) Изучить опыт работы учителя начальных классов Гончаровой Антонины Фёдоровны по использованию проблемно-поискового метода как средства формирования регулятивных УУД младших школьников.
Теоретическим обоснованием базы исследования стали научные работы таких авторов, как: В. Б. Лебединцев, В. А. Антохина, А. А. Кузнецов, Е. А. Коконова, Г. В. Бурменская раскрывающие средства формирования регулятивных УУД младших школьников.
Методы исследования: общетеоретическое исследование психолого-преподавательской литературы и анализ деятельности учителя начальных классов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 имени генерал-майора, наказного атамана черноморского казачьего войска Алексея Даниловича Безкровного. 3 «Б» класс.
Классный руководитель: Гончарова Антонина Фёдоровна.
Курсовая работа состоит из: содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1. Особенности формирования регулятивных УУД младших школьников.
В рамках образовательного процесса одной из приоритетных целей для педагога является формирование у детей определенных компетенций, которые станут неотъемлемой частью их жизни. Главенствующими среди этих компетенций являются самостоятельность, способность принимать решения, коммуникативные навыки и гибкость в повседневной жизни. Роль педагога в осуществлении этой задачи заключается в развитии у подрастающего поколения навыков применения знаний, а также создании условий для самостоятельного открытия новых знаний. Педагог должен помогать ученикам выработать умение делать собственные выводы и оценки, а также научить их применять полученные знания в новых, незнакомых ситуациях.
Процессы, способствующие развитию личности в системе образования, должны обеспечиваться посредством формирования универсальных учебных действий (УУД), выступающих в данном случае в качестве инвариантной основы образовательного и воспитательного процессов. Успешное освоение обучающимися универсальными учебными действиями может гарантировать наличие у них способности к саморазвитию и самосовершенствованию, такими средствами как сознательные и активные способы усвоения необходимого социального опыта. УУД представляют учащимся возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения, включая «универсальное» умение учиться.
«Универсальные учебные действия» — это понятие, которое можно трактовать в двух основных значениях. В узком смысле оно означает объединение способов действий, позволяющих ученику независимо осваивать новейшие знания. В широком смысле «универсальные учебные действия» рассматриваются как способность обучающихся эффективно саморазвиваться и самосовершенствоваться, активно присваивая новейший социальный опыт
Читать дальше
2.1. Характеристика образовательной организации.
В качестве базы исследования нами была выбрана образовательная организация МАОУ СОШ № 35 имени А. Д. Безкровного город-курорт Анапа.
Полное юридическое название организации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 имени генерал-майора, наказного атамана черноморского казачьего войска Алексея Даниловича Безкровного.
Организация расположена по адресу: 353445, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Спортивная, д. 35В.
Учредитель - Управление образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Директор школы – Позднеева Людмила Петровна.
Заместитель директора по воспитательной работе – Ильина Наталья Сергеевна.
Заместитель директора по учебно-методической работе – Тихонова Анита Борисовна.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе – Вербицкая Дарья Михайловна.
Заместитель директора по начальной школе – Черных Оксана Владимировна.
Педагогический коллектив насчитывает 115 человек.
Заслуженный учитель Кубани - Позднеева Людмила Петровна.
Отличники образования РФ: 25 учителей.
Количество Почётных работников образования: 35 учителей.
Почетными Грамотами Министерства образования России награждены 10 учителей.
Почетными Грамотами Министерства образования и науки награждены 5 учителей.
Общее количество обучающихся: более 2000 человек.
Программа обучения в НОО – УМК «Школа России».
Таким образом, анализ базы исследования показал, что данная образовательная среда является благоприятной для изучения педагогического опыта работы учителя в начальной школе опыта по использованию проблемно-поискового метода как средства формирования регулятивных УУД младших школьников.
Читать дальше
Формирование регулятивных умений у младших школьников является одной из главных задач в образовательном процессе. В современном обществе, где информация постоянно меняется и требует адаптации, способность регулировать свои действия и эмоции становится ключевым фактором для успешного развития и самореализации каждого ребенка.
Под универсальными учебными действиями мы понимаем способность обучающихся эффективно саморазвиваться и самосовершенствоваться, активно усваивая новейший социальный опыт. Функции универсальных учебных действий нацелены на обеспечение возможности для обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, находить и использовать необходимые ресурсы и методы для их достижения, а также контролировать свой прогресс и оценивать результаты работы.
К аспектам сформированности регулятивных умений у обучающихся можно отнести такие навыки, как способность выбирать способы организации своего поведения, умение помнить и сохранять задания или предписания, начинать осуществление действия и завершать его в рамках заданных временных границ. Регулятивные действия включают такие составляющие, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и рефлексия. Особенности формирования регулятивных умений у младших школьников также включают развитие способности планировать свои действия, контролировать эмоции, управлять вниманием и регулировать свое поведение.
Одним из эффективных методов формирования регулятивных умений является проблемно-поисковый метод. Данный метод один из активных методов обучения, заключающийся в том, что изложение учебного материала преподносится как проблема, требующая от обучаемых самостоятельного разрешения или «открытия», которое нужно сделать им самим. Организация самостоятельной поисково-проблемной деятельности учащихся способствует развитию всех основных психических процессов младшего школьника: речи, мышления, восприятия, внимания, воображения, памяти.
Проблемно-поисковые методы обучения уникальны в своей способности развивать у учеников активность и самостоятельность, что является важными качествами в современном обществе. Они помогают детям справляться с различными ситуациями и стимулируют их творческое мышление. Таким образом, использование этих методов в образовании является не только актуальным, но и необходимым требованием для успешного развития личности ученика.
Нами было рассмотрены особенности формирования регулятивных УУД младших школьников в педагогической литературе, изучены методические рекомендации по использованию проблемно-поискового метода как средства формирования регулятивных УУД младших школьников, охарактеризована база исследования, изучен опыт работы учителя начальных классов Гончаровой Антонины Фёдоровны по использованию проблемно-поискового метода как средства формирования регулятивных УУД младших школьников.
Таким образом, цели курсовой работы были достигнуты, а задачи решены.
Читать дальше
1. Антохина, В. А. Методические средства формирования универсального учебного действия классификации при обучении младших школьников русскому языку / В. А. Антохина, М. В. Мысина // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 84–4. – С. 12-18. – Электрон. копия сборника доступна на сайте Центра регистрации DOI. URL: https://doicode.ru/doifile/lj/84/lj04.2022_p4.pdf (Дата обращения: 05.03.2024).
2. Бурменская, Г. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Г. В. Бруменская, И. А. Володарская, А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение. – 2020. – 159 с. URL: https://www.cmiso.ru/wpcontent/uploads/2020/08/Fizkultura_MetodMaterialy_7_Asmolov_FormirovanieUUD-OsnScholaSistemaZadaniy-2020.pdf (Дата обращения 01.03.2024).
3. Вдовцева, Ю. С. Содержание универсальные учебные действия как [Электронный ресурс] / Вдовцева Ю. С., Байтерякова А. С. // Научно- практический электронный журнал «Аллея Науки». / Магнитогорск. – 2020. №1 (28). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37130516& (Дата обращения 05.03.2024).
4. Волков А. Е. Тенденции и перспективы развития современной системы образования / А. Е. Волков // Атриум. Сер.: Педагогика. 2010, N 1. С. 3-8. URL:https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/174/volkov_174_17_25.pdf
5. Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. С. 78–79. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Davydov_2(Дата обращения: 06.03.2024)
6. Енжевская М. В. Организация заданий для самоподготовки с целью формирования регулятивных УУД младших школьников / Современное образование. - 2022. - № 3. Образовательная социальная сеть URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-zadaniy-dlyasamopodgotovki-s-tselyu-formirovaniya-regulyativnyh-uud-u-mladshih-shkolnikov (Дата обращения 02.03.2024).
7. Зайцева Л. Н. Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе / Методические материалы. Образовательная социальная сеть URL:https://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2014/11/30/formirovanie-regulyativnykh-uud-na (Дата обращения 05.03. 2024).
8. Коконова, Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / Е. А. Коконова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020–№ 1 (105). — С. 716–719. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24961/ (Дата обращения: 05.03.2024).
9. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения [Текст] / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. 26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-shkolnyh-standartah-vtorogo-pokoleniya (Дата обращения 01.03.2024).
10. Лебединцев, Владимир Борисович. Литературное чтение. 1–4 кл. : метод. инструментарий, формирование ключевых умений / В. Б. Лебединцев. – Волгоград: Учитель, 2013. – 158 с. – (Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)) (Универсальные Учебные Действия). – Сер. указ. на обл. – ISBN 978-5-7057-3438-2. URL: http://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2019/04/Lebedincev_Formirovanie_UUD_variant_izdatelstva.pdf (Дата обращения 01.03.2024).
11. Прокудин, Ю. П. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема / Ю. П. Прокудин, Е. А. Миленко // Вестник Тамбовского университета, Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 23, № 173. – С. 136–144. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema (Дата обращения: 28.02.2024).
12. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. — М.: Педагогика, 2003. — 136 с. — (Педагогическая наука — реформе школы). — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=21794 (Дата обращения 02.03.2024)
Читать дальше