Актуальность курсовой работы. Современные исследования ней-ропсихологов показывают, что в настоящее время увеличилось количество детей с низким уровнем развития таких психических процессов как: речь, мышление, память. Наблюдается рост детей, поступающих в школу с син-дромом дефицита внимания. Низкий уровень развития этих психических процессов является одной из главных причин неуспеваемости в начальной школе. В связи с этим в системе начального образования идут поиски новых форм работы с учащимися, которые помогали бы активизировать познава-тельное развитие младших школьников.
С введением новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов большое внимание стало уделяться внеурочной деятельности младших школьников, которая имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, и интереса к знаниям. Младший школьный воз-раст является наиболее подходящим для начала формирования и развития познавательных психических процессов, хотя предпосылки для этого скла-дываются уже в дошкольном возрасте, однако в школе для этого больше возможностей и потребность в этом намного острее. Каждый урок непо-средственно сопряжен с тем, чтобы уделить внимание формированию дан-ных процессов, без них младший школьник едва ли сможет запомнить дан-ную ему информацию, сконцентрировать внимание на теме урока и пра-вильно решить поставленную перед ним задачу. Именно поэтому так важно уделять особое внимание этой проблеме развития психических познаватель-ных процессов.
Гипотеза: формулируется в предположении о том, что социометриче-ский статус младшего школьника взаимосвязан с познавательным процес-сом.
Цель исследования – изучить познавательные процессы и их разви-тие в учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования – познавательные процессы - память, внима-ние, мышление.
Предмет исследования – динамика уровня развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) младших школьников/
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и основные характеристики развития психиче-ских познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе обучения в школе и сделать выводы.
Методы: обобщение и систематизация психолого-педагогической ли-тературы, анализ, наблюдение, обработка данных, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ре-зультаты исследования могут использоваться на практике работы учителей начальных классов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Читать дальше
1.1 Понятие и основные характеристики развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте
Развитие психических познавательных процессов в младшем школь-ном возрасте является важным аспектом развития ребенка. В этом возрасте дети проходят через ряд значительных изменений в своем мышлении, вооб-ражении и способностях понимать мир вокруг себя.
Психические познавательные процессы включают в себя такие аспек-ты, как мышление, внимание, память, восприятие и речь. В процессе разви-тия эти процессы начинают приобретать более сложные формы и функции. Младший школьный возраст является периодом, когда ребенок становится способным к осуществлению более абстрактного и логического мышления.
Одной из основных характеристик развития психических познава-тельных процессов в младшем школьном возрасте является усиление спо-собности к абстрактному мышлению. Ребенок начинает думать не только о конкретных объектах, но и о понятиях и отношениях между ними. Он ста-новится все более способным к анализу и синтезу информации, к сравнению и классификации объектов.
Также в младшем школьном возрасте происходит развитие способно-сти к систематизации и структурированию информации. Дети начинают формировать постоянные схемы и модели, которые помогают им организо-вать и запомнить новую информацию. Они начинают использовать более сложные стратегии обработки информации, такие как поиск и использование аналогий, анализ и синтез данных.
Кроме того, развитие психических познавательных процессов включа-ет и расширение способности к вниманию и концентрации.
Читать дальше
2.1 Общая характеристика и ход экспериментального исследова-ния
Наше эмпирическое исследование строилось в несколько этапов:
1. Формирование выборки, состоящей из двух групп: младших школьников возраста 7-8 лет и 9-10, 11 лет.
2. Исследование социометрического статуса младшего школьника во 2- ом и 4-ом классах.
3. Статистическая обработка полученных результатов.
Результаты социометрического теста позволили нам сформировать статусные группы детей, составивших выборку исследования:
• звезды
• высокостатусные
• среднестатусные
• низкостатусные
• пренебрегаемые
• отверженные.
Все учащиеся, 61 человек, младшего школьного возраста, из них 56 человек из полных семей, 5 детей воспитываются в неполных семьях, где родители находятся в разводе, 15 человек знакомы еще с дошкольного воз-раста и посещали одно дошкольное учреждение.
Для определения социометрического статуса у младших школьников нами была выбрана социометрическая методика Дж. Морено.
Измерение заключалось в опросе каждого члена малой группы, с це-лью выбора тех членов группы, с которыми он предпочел бы или не захотел бы участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации.
Мы составили социометрический тест.
Читать дальше
В центре проведенного нами исследования находилась проблема по-знавательные процессы и их во взаимосвязи с социометрическим статусом в младшем школьном возрасте.
Познавательные процессы играют важную роль в развитии детей. Они открывают мир знаний и помогают детям формировать свое отношение к окружающей среде. Однако, социометрический статус младших школьников может оказывать влияние на эти процессы.
Познавательные процессы младших школьников тесно связаны с их социометрическим статусом. Создание благоприятной среды и равных воз-можностей для всех детей поможет им раскрыть свой потенциал и успешно пройти путь учебы и развития.
Благодаря социометрическому исследованию среди учащихся 7-8 лет, 2-го класса и 10 - 11 лет, 4-го класса., были достигнуты соответствующие результаты. Во время социометрического опроса присутствовали все уча-щиеся. В классах, как во 2 - ом, так и в 4 - ом, проводятся мероприятия по плану воспитательной работы, где много уделяется времени сплочению кол-лектива и выполняются учащимися совместные общественные поручения.
Во 2 классе и в 4 классе нет изолированных детей, высокие уровни благополучия взаимоотношений и в зависимости от этого можно говорить, что в классах благоприятный климат для успешной совместной деятельно-сти, для общения, в процессе которого складываются межличностные от-ношения.
При анализе эмпирических данных мы столкнулись с рядом вопросов, которые считаем важными и перспективными для исследовательской дея-тельности. Так, нам хотелось бы отметить, что на систему личных взаимоот-ношений во втором классе большое влияние оказывает учитель, тогда как в четвертом классе учебная успешность рассматривается вне отношений с пе-дагогом, и наиболее успешные в учебной деятельности, оказываются более уверенными в своих силах, привлекая тем самым к себе внимание, интерес одноклассников, и многие делали свой выбор, ссылаясь на этот факт.
Анализируя работу, можно сделать вывод, что во втором классе со-циометрический статус не связан с познавательными процессами, тогда как в четвертом классе социометрический статус взаимосвязан с учебной ус-пешностью.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашего ис-следования нашла свое частичное подтверждение.
Полученный результат дает возможность в дальнейшем проводить коррекционную работу, направленную на развитие, сплочение коллектива и глубже изучать межличностные отношения младшего школьного возраста.
Читать дальше
1. Дементьева О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 78–79.
2. Дмитриева Л.Г., Насырова А.А., Колесникова Н.А., Бунакова М.С. Психолого-педагогические условия повышения познавательной актив-ности младших школьников // СибСкрипт. 2017. №2 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-povysheniya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 07.03.2024).
3. Бочкарёва С. В. Эмпатическое познание как специфический спо-соб познания окружающего // Новые идеи в философии: материалы между-народной научной конференции. Пермь: Зебра, 2015. С. 6 - 16.
4. Вьюнова Н. И., Подымова Л. С., Сергеева Е. Д. Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника в современных условиях // Молодой ученый. 2016. № 5-6. С. 24 - 27.
5. Иванова М.А., Кротов Д.П. Развитие познавательного интереса обучающихся в средней школе на основе применения интерактивных зада-ний-тренажеров// Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 6. - с. 129 – 133.
6. Коротаева А. И., Мезнева С. С. Взаимосвязь социометрического статуса и учебной мотивации у младших школьников. // Сб. Наука и инно-вации в XXI веке: Актуальные вопросы достижения и тенденции развития. Сборник статей победителей II Международной научно-практической кон-ференции. Под ред. Г. Ю. Гуляева. 2022. С. 167-169.
7. Силкина О.С. Развитие познавательного интереса школьников в условиях дополнительного образования // Universum: Психология и образо-вание: электрон. научн. журн. 2016. № 6 (24). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3270
8. Супрун Н.Г., Томаров А. В. К вопросу развития познавательной активности обучающихся в условиях дополнительного образования // Гума-нитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 3. С. 13–18.
9. Чеботарева, Л. В. Познавательные умения младших школьников / Л. В. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104719/ (дата обращения: 07.03.2024).
10. Шишкина, К.И. Развитие познавательных психических процес-сов у младших школьников: учебно-методическое пособие / К.И. Шишкина, Т.П. Лисицкая-Савина. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. унта, 2022 – 146 с.
Читать дальше