-
УрГПУ

Эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ

курсовая работа
Языки
30 страниц
76% уникальность
2024 год
18 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 5 1.1. Понятие «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе 5 1.2. Место и значение декоративного искусства в начальной школе 9 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 18 2.1. Организация, методы и результаты исследования 18 2.2. Рекомендации педагогам по эстетическому воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Читать дальше
Актуальность. Современный социальный заказ общества и государства, изменения, происходящие в отечественной системе образования, диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Особенно важным нам представляется обеспечение этого процесса в самом начале школьного этапа жизни детей, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Для решения этой задачи в области начального общего образования, необходим поиск путей развития творческих способностей младших школьников. Организация творческой детской деятельности в начальной школе осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности, в частности на кружковых занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства. Среди всех видов народного творчества декоративно-прикладное искусство занимает особое место, поскольку социальный характер этого искусства выражается здесь в более материализованной форме, чем в других видах, в изображении конкретных предметов быта, по которым можно судить об эпохе, народ, его материальная и художественная культура, вкусы, обычаи, быт. Вторая причина заключается в том, что этот вид искусства связан с различными факторами человеческой культуры: социально-экономическими, производственно-художественными, эстетическими. Так, с одной стороны, декоративно-прикладное искусство принадлежит экономике, с другой – искусству, что постоянно сказывалось и сказывается на судьбах и традициях этого вида народного творчества. Возможности декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников будут востребованы только «при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе». К другой можно отнести организованное ремесло тех мастеров-прикладников, для которых оно было основным занятием. Вопросы методики организации эстетического воспитания младших школьников раскрывались в трудах Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, Б.М. Неменского, В.С. Кузина, Э.В. Медведь и др. Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования: эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству. Цель исследования: изучить эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству. Задачи исследования: – раскрыть понятие «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе; – рассмотреть место и значение декоративного искусства в начальной школе; – провести эмпирическое исследование эстетического воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству; – подобрать рекомендации педагогам по эстетическому воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, синтез, конспектирование, обобщение педагогического опыта. Практическая значимость: результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы педагогами для эстетического воспитания младших школьников 1-4 классов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Читать дальше
Идеи эстетического воспитания появились с древних времен и в настоящее время получили своё продолжение. Однако с течением времени содержание, цели и задачи эстетического воспитания изменились. Существует множество трактовок понятия «эстетическое воспитание». Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisteticos» - воспринимаемый чувством. В словаре по эстетике понятие «эстетическое воспитание» понимается как «формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. С помощью эстетического воспитания формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его: в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении» [11, с. 24]. Данное определение характеризует не только созерцательную сторону эстетического воспитания, но и созидательную. Это значит, что эстетическое воспитание детей представляет собой взаимосвязанную систему данных сторон: формирование умения воспринимать и видеть красоту в жизни и природе и развитие способности к самостоятельному творчеству, созданию прекрасного. Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров под эстетическим воспитанием понимают «целенаправленное взаимодействие учащегося и педагога, для выработки в подрастающем поколении способности понимать, ценить, создавать прекрасное в жизни и искусстве и активно участвовать в творчестве» [8, с.24]. В. Н. Шацкая утверждает, что эстетическое воспитание – это «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [16, с. 36]. Н. З. Богозов, И. Г. Гозман, К. К. Сахаров, И. Г. Платонов рассматривают эстетическое воспитание как «воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка».
Читать дальше
В нашем исследовании приняло участие 22 ученика, учащиеся 1-4 классов. Цель: изучить особенности эстетического воспитания младших школьников. Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи опытно - поискового исследования: 1. Выявить уровень эстетического развития детей младшего школьного возраста; 2. Провести целенаправленную работу по эстетическому воспитанию у детей младшего школьного возраста, в процессе приобщения детей к искусству. Констатирующий эксперимент осуществлялся по двум направлениям: 1. Выявление уровня эстетического воспитания детьми произведений искусства (на основе критериев, разработанных Б.Т. Лихачевым. 2. Выявление наличия у младших школьников представлений и интереса к народному творчеству (на основе диагностики развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений Т.С. Комаровой). Для изучения уровня сформированности эстетического воспитания у младших школьников были разработаны задания для учеников. Каждое задание оценивалось максимум в 3 балла: - 3 балла – ставилось ученикам, которые верно справились с данным заданием. - 2 балла – ставилось ученикам, которые частично справились с заданием. - 1 балл – ставился ученикам, которые не справились с заданием. После выполнения заданий подсчитывалась суммарная оценка, которая позволяет определить уровень эстетического воспитания младших школьников средствами искусства. В результате анализа экспериментальных данных нами было выявлено 3 уровня знаний и умений детей.
Читать дальше
Эстетическое воспитание в наше время является актуальным направлением государственной образовательной политики в начальной школе. Это объясняется следующим: во-первых, способствует развитию общей культуры. Во-вторых, служит важным компонентом в развитии эстетического вкуса. В-третьих, эстетическая культура выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей, инструментом социального развития общества. Так, под эстетическим воспитанием в педагогической литературе понимается процесс формирования способности личности к эмоционально-образному восприятию и эстетического отношения к окружающей действительности. Основными задачами эстетического воспитания выступают: развитие умений воспринимать, понимать и адекватно оценивать эстетику действительности, формирование и совершенствование эстетического сознания, развитие и совершенствование творческих способностей. Итак, эстетическое воспитание определено как педагогический процесс формирования эстетической культуры личности, умения воспринимать и понимать красоту в природе, искусстве и жизни, а также процесс развития творческой деятельности. Декоративно–прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. ДПИ даёт возможность задействовать не только знания, опыт, но и чувства, эмоции, которые оказывают содействие «в погружение» в ценностно-значимый материал. На занятиях по декоративно-прикладному искусству у школьников младшего возраста систематизируются знания о ДПИ России, формируется художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, проявляется уважение и гордость к обычаям и традициям народа. Декоративно-прикладное искусство обогащает детей, поддерживая интерес к истории и культуре своего народа. Ощущая красоту творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, из них возникают более глубокие чувства – радость, восторг, восхищение. В настоящее время богатое историческое прошлое России и ее современный потенциал предоставляют уникальную возможность переосмысления и формулирования национальных и духовных ценностей, сущности и содержания эстетической культуры. В процессе познания красоты народного творчества, у ребенка образуются художественные представления, мышление, творческое воображение, появляются навыки оценки произведений искусства, становление эстетического воспитания. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые им понравились. На основе результатов, полученных в ходе проведения диагностик, было выявлено, что большинство учеников обладают низким уровнем эстетического воспитания. Большая роль в решении задач воспитания эстетического воспитания, интереса и любви к искусству отводится предметам и произведениям декоративно-прикладного искусства, процесс познания которых основан на процессе познания красоты народного творчества, расширяющего представления об окружающем мире. Выводы и методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников к декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 7.03.2024). Текст электронный. 2. Бабаева, В. В. Эстетическое воспитание / В. В. Бабаева. – М.: Просвещение, 2019. – 250 с. 3. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 2016. – 167 с. 4. Генкин, Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы / Д.М. Генкин. – Москва: Просвещение, 2018. – 150 с. 5. Кусмарцев, М. Б. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / М. Б. Кусмарцев. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. – 156 с. 6. Кошаев, В. Б. Декоративно–прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособ. для студ. Вузов / В. Б. Кошаев Москва: ВЛАДОС, 2016. – 120 с. 7. Ильенков, Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2019. – 112 с. 8. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва: Академия, 2020. – 176 с. 9. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство: 1-4 класс / Б.М.Неменский. – Москва: Просвещение, 2018. – 191 с. 10. Разина, Т.М. Русское народное творчество / Т.М. Разина. Москва: Изобразительное искусство, 2015. – 255 с. 11. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн / Н.М. Сокольникова. – Москва: Академия, 2018. – 368 с. 12. Семенишина, Н.В. Декоративно-прикладное искусство в школе. / Н.В. Семенишина. – Москва: Просвещение, 2018. –169 с. 13. Чернованова, Т.В. Значение русской народной культуры в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла / Т.В. Чернованова // «Начальная школа от «А» до «Я». – Москва. 2018. №2. С.5–34. 14. Чумичева, Р. М. Детям о живописи. / Р. М. Чумичева. – Москва, Наука: 2019. – 140 с. 15. Чернованова, Т.В. Значение русской народной культуры в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла / Т.В. Чернованова, // «Начальная школа от «А» до «Я». – Москва. 2018. №2. С.5–56. 16. Шацкая, В. И. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. И. Шацкая. – М.: Знание, 2015. – 183 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Медико-социальные последствия инъекционного употребления наркотиков
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психиатрия
курсовая работа
Гастрономический туризм в аспекте формирования культурных ценностей у молодежи
Количество страниц:
40
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Понятие и виды последствий преступления
Количество страниц:
39
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image